Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "Ж"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Показаны лучшие 100 слов (из 363).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

 Кол-во Слово (варианты)
52ЖАДНОСТЬ (ЖАДНОСТИ, ЖАДНОСТЬЮ)
86ЖАДНЫЙ (ЖАДНО, ЖАДНЫМ, ЖАДЕН, ПОЖАДНЕЙ)
138ЖАЖДА (ЖАЖДУ, ЖАЖДЫ, ЖАЖДОЙ, ЖАЖДОЮ)
67ЖАЖДАТЬ (ЖАЖДУ, ЖАЖДЕТ, ЖАЖДАЛ, ЖАЖДУТ, ЖАЖДАЛА)
60ЖАК (ЖАКИ, ЖАКОВ, ЖАКА, ЖАКОМ)
138ЖАЛЕТЬ (ЖАЛЕЮ, ЖАЛЕЯ, ЖАЛЕЙ, ЖАЛЕЛИ)
184ЖАЛИТЬ (ЖАЛЬ, ЖАЛИЛИ, ЖАЛИТ, ЖАЛИЛО, ЖАЛИЛ)
144ЖАЛКИЙ (ЖАЛКО, ЖАЛОК, ЖАЛКОЕ, ЖАЛКУЮ, ЖАЛКИ)
68ЖАЛОБА (ЖАЛОБЫ, ЖАЛОБ, ЖАЛОБЕ, ЖАЛОБАМИ)
46ЖАЛОБНЫЙ (ЖАЛОБНО, ЖАЛОБНЫМИ, ЖАЛОБНЫЕ, ЖАЛОБНУЮ)
60ЖАЛОВАТЬ (ЖАЛОВАЛ, ЖАЛУЕТ, ЖАЛОВАЛИ, ЖАЛУЙ)
77ЖАЛОСТЬ (ЖАЛОСТИ, ЖАЛОСТЬЮ)
93ЖАН, ЖАНА (ЖАНОМ, ЖАНЕ, ЖАНУ)
49ЖАННА (ЖАННУ, ЖАННОЙ, ЖАННЕ, ЖАННЫ)
725ЖАНР (ЖАНРОВ, ЖАНРЕ, ЖАНРА, ЖАНРУ)
618ЖАНРОВЫЕ (ЖАНРОВОЙ, ЖАНРОВЫХ, ЖАНРОВО, ЖАНРОВ)
127ЖАРА, ЖАР (ЖАРУ, ЖАРЫ, ЖАРЕ)
98ЖАРГОН (ЖАРГОНЕ, ЖАРГОНА, ЖАРГОНУ, ЖАРГОНОМ)
67ЖАРГОННЫЙ (ЖАРГОННЫХ, ЖАРГОННОЕ, ЖАРГОННЫМИ, ЖАРГОННЫЕ, ЖАРГОННОГО)
94ЖАРКИЙ (ЖАРКО, ЖАРКОЙ, ЖАРКОМ, ЖАРКИМ, ЖАРЧЕ)
59ЖАРОК, ЖАРКА (ЖАРКОЙ, ЖАРКИ, ЖАРКОМ)
91ЖАТЬ (ЖМЕТ, ЖАЛО, ЖМУ, ЖАЛ, ЖМУТ)
51ЖАТЬ (ЖАЛО, ЖАЛ, ЖАЛИ, ЖАЛА)
49ЖВАНЕЦКИЙ (ЖВАНЕЦКОГО, ЖВАНЕЦКИМ)
53ЖГУТ (ЖГУТОМ, ЖГУТЫ)
40ЖДАНОВ (ЖДАНОВЕ, ЖДАНОВОЙ, ЖДАНОВА, ЖДАНОВЫМ)
431ЖДАТЬ (ЖДУТ, ЖДУ, ЖДЕТ, ЖДАЛИ)
310ЖЕГЛОВ (ЖЕГЛОВА, ЖЕГЛОВУ, ЖЕГЛОВЫМ, ЖЕГЛОВЕ)
191ЖЕЛАНИЕ (ЖЕЛАНИЯ, ЖЕЛАНИИ, ЖЕЛАНИЕМ, ЖЕЛАНИЙ)
79ЖЕЛАННЫЙ (ЖЕЛАННОГО, ЖЕЛАННЫЕ, ЖЕЛАННОЕ, ЖЕЛАННОЙ)
144ЖЕЛАТЬ (ЖЕЛАЕТ, ЖЕЛАЯ, ЖЕЛАЮ, ЖЕЛАЛ, ЖЕЛАЮТ)
71ЖЕЛАЮЩИЙ (ЖЕЛАЮЩИХ, ЖЕЛАЮЩИМ, ЖЕЛАЮЩИЕ, ЖЕЛАЮЩЕГО)
52ЖЕЛЕЗА, ЖЕЛЕЗО (ЖЕЛЕЗОМ, ЖЕЛЕЗУ, ЖЕЛЕЗЫ)
126ЖЕЛЕЗНЫЙ (ЖЕЛЕЗНОЙ, ЖЕЛЕЗНЫХ, ЖЕЛЕЗНОМ, ЖЕЛЕЗНЫЕ)
260ЖЕЛТЫЙ (ЖЕЛТОЙ, ЖЕЛТЫЕ, ЖЕЛТОЕ, ЖЕЛТАЯ)
47ЖЕЛУДОК (ЖЕЛУДКОМ, ЖЕЛУДКА, ЖЕЛУДКОВ, ЖЕЛУДКЕ)
547ЖЕНА (ЖЕНЕ, ЖЕНЫ, ЖЕНУ, ЖЕНОЙ)
57ЖЕНАТЫЙ (ЖЕНАТ, ЖЕНАТЫ, ЖЕНАТОМУ, ЖЕНАТОГО)
195ЖЕНИТЬ (ЖЕНИЛ, ЖЕНЯ, ЖЕНИ, ЖЕНИТ)
49ЖЕНИТЬБА (ЖЕНИТЬБЫ, ЖЕНИТЬБЕ, ЖЕНИТЬБУ)
100ЖЕНИХ (ЖЕНИХА, ЖЕНИХОВ, ЖЕНИХОМ, ЖЕНИХУ)
328ЖЕНСКИЙ (ЖЕНСКОЕ, ЖЕНСКОГО, ЖЕНСКИЕ, ЖЕНСКИМ)
608ЖЕНЩИНА (ЖЕНЩИНЫ, ЖЕНЩИН, ЖЕНЩИНУ, ЖЕНЩИНОЙ)
189ЖЕНЯ (ЖЕНЕ, ЖЕНЕЙ, ЖЕНИ, ЖЕНЮ)
413ЖЕРАР, ЖЕРАРА, ЖЕРАРЕ (ЖЕРАРУ, ЖЕРАРОМ)
205ЖЕРТВА (ЖЕРТВЫ, ЖЕРТВУ, ЖЕРТВ, ЖЕРТВОЙ)
229ЖЕСТ (ЖЕСТОМ, ЖЕСТЫ, ЖЕСТА, ЖЕСТУ)
149ЖЕСТКИЙ (ЖЕСТКО, ЖЕСТКОЙ, ЖЕСТКОЕ, ЖЕСТКИЕ, ЖЕСТОК)
142ЖЕСТОКИЙ (ЖЕСТОКО, ЖЕСТОК, ЖЕСТОКОГО, ЖЕСТОКИ)
65ЖЕСТОКОСТЬ (ЖЕСТОКОСТИ, ЖЕСТОКОСТЬЮ, ЖЕСТОКОСТЕЙ)
102ЖЕЧЬ (ЖГУТ, ЖГУ, ЖЖЕТ, ЖГЛА)
127ЖИВАТЬ (ЖИВАЯ, ЖИВАЕТ, ЖИВАЛА, ЖИВАЛ)
40ЖИВИТЕЛЬНЫЙ (ЖИВИТЕЛЬНЫХ, ЖИВИТЕЛЬНОЙ, ЖИВИТЕЛЬНЫМ, ЖИВИТЕЛЬНОЕ)
69ЖИВИТЬ (ЖИВИ, ЖИВЯ, ЖИВИМ, ЖИВИТЕ, ЖИВИТ)
583ЖИВОЙ, ЖИВАЯ (ЖИВЫХ, ЖИВЫЕ, ЖИВЫМ, ЖИВ)
42ЖИВОПИСНЫЙ (ЖИВОПИСНЫХ, ЖИВОПИСНЫЕ, ЖИВОПИСНОМ, ЖИВОПИСНЫ, ЖИВОПИСНОЙ)
72ЖИВОПИСЬ (ЖИВОПИСИ, ЖИВОПИСЬЮ)
135ЖИВОТ (ЖИВОТАМИ, ЖИВОТА, ЖИВОТЕ, ЖИВОТОМ)
292ЖИВОТНЫЙ (ЖИВОТНОЕ, ЖИВОТНЫХ, ЖИВОТНОГО, ЖИВОТНЫЕ, ЖИВОТНЫМ)
71ЖИВУЧИЙ (ЖИВУЧИХ, ЖИВУЧИМ, ЖИВУЧАЯ, ЖИВУЧЕЙ)
93ЖИВУЩИЙ (ЖИВУЩИХ, ЖИВУЩЕЕ, ЖИВУЩИЕ, ЖИВУЩИМ)
56ЖИВШИЙ (ЖИВШИЕ, ЖИВШЕГО, ЖИВШИХ, ЖИВШЕЙ)
119ЖИГУЛЬ (ЖИГУЛИ, ЖИГУЛЯХ, ЖИГУЛЯМИ, ЖИГУЛЕЙ)
40ЖИД (ЖИДОВ, ЖИДЫ, ЖИДА, ЖИДАМИ)
64ЖИДКИЙ (ЖИЖЕ, ЖИДКИЕ, ЖИДКАЯ, ЖИДКИ, ЖИДКА)
66ЖИДКОСТЬ (ЖИДКОСТИ, ЖИДКОСТЕЙ, ЖИДКОСТЬЮ)
39ЖИЖА (ЖИЖЕ, ЖИЖИ, ЖИЖУ, ЖИЖЕЙ)
281ЖИЗНЕННЫЙ (ЖИЗНЕННЫЕ, ЖИЗНЕННОГО, ЖИЗНЕННЫХ, ЖИЗНЕННОЙ)
2359ЖИЗНЬ (ЖИЗНЬЮ, ЖИЗНИ, ЖИЗНЕЙ, ЖИЗНЯМИ)
431ЖИЛА (ЖИЛ, ЖИЛЫ, ЖИЛУ, ЖИЛАХ)
160ЖИЛАЯ (ЖИЛА, ЖИЛЫХ, ЖИЛОЙ, ЖИЛЫ, ЖИЛО)
205ЖИЛЕЦ (ЖИЛЬЦОВ, ЖИЛЬЦОМ, ЖИЛЬЦЫ, ЖИЛЬЦАХ)
49ЖИЛИЩЕ, ЖИЛИЩА (ЖИЛИЩАХ, ЖИЛИЩУ, ЖИЛИЩЕМ)
72ЖИЛЬЕ (ЖИЛЬЕМ, ЖИЛЬЯ)
423ЖИЛЬЦОВА (ЖИЛЬЦОВ, ЖИЛЬЦОВУ, ЖИЛЬЦОВЫМ)
149ЖИРАФ, ЖИРАФА (ЖИРАФОВ, ЖИРАФОМ, ЖИРАФЫ)
39ЖИРМУНСКИЙ (ЖИРМУНСКОГО)
56ЖИРНЫЙ (ЖИРНОЙ, ЖИРНЫЕ, ПОЖИРНЕЙ, ЖИРНУЮ)
114ЖИТЕЙСКИЙ (ЖИТЕЙСКОЙ, ЖИТЕЙСКОГО, ЖИТЕЙСКОЕ, ЖИТЕЙСКИЕ, ЖИТЕЙСКИХ)
145ЖИТЕЛЬ (ЖИТЕЛЕЙ, ЖИТЕЛИ, ЖИТЕЛЯМ, ЖИТЕЛЯ)
1104ЖИТЬ (ЖИЛИ, ЖИВУТ, ЖИЛ, ЖИВЕТ)
56ЖИТЬЕ (ЖИТЬЯ, ЖИТЬЕМ)
53ЖЛОБ (ЖЛОБЫ, ЖЛОБОМ, ЖЛОБА, ЖЛОБАМ)
39ЖОВТИС (ЖОВТИСА, ЖОВТИСОМ)
78ЖОКЕЙ (ЖОКЕЯ, ЖОКЕЕМ, ЖОКЕИ, ЖОКЕЮ)
106ЖОР (ЖОРА, ЖОРУ, ЖОРЫ, ЖОРЕ)
72ЖОРЖ (ЖОРЖУ, ЖОРЖЕМ, ЖОРЖА)
57ЖРАТЬ (ЖРЕТ, ЖРИ, ЖРАЛ, ЖРУТ)
96ЖУК (ЖУКОВ, ЖУКИ, ЖУКАМИ, ЖУКА)
136ЖУКОВ (ЖУКОВА, ЖУКОВОЙ, ЖУКОВУ, ЖУКОВЫМ)
85ЖУКОВСКИЙ, ЖУКОВСКАЯ (ЖУКОВСКОГО, ЖУКОВСКОМ, ЖУКОВСКИМ)
82ЖУЛИК (ЖУЛИКИ, ЖУЛИКАХ, ЖУЛИКОВ, ЖУЛИКА)
70ЖУРАВЛЬ, ЖУРАВЕЛЬ (ЖУРАВЛИ, ЖУРАВЛЕЙ, ЖУРАВЛЯ, ЖУРАВЛЯМИ)
420ЖУРНАЛ (ЖУРНАЛЕ, ЖУРНАЛА, ЖУРНАЛУ, ЖУРНАЛЫ)
291ЖУРНАЛИСТ (ЖУРНАЛИСТОВ, ЖУРНАЛИСТА, ЖУРНАЛИСТЫ, ЖУРНАЛИСТУ)
82ЖУРНАЛИСТИКА (ЖУРНАЛИСТИКИ, ЖУРНАЛИСТИКОЙ, ЖУРНАЛИСТИКУ, ЖУРНАЛИСТИКЕ)
68ЖУРНАЛИСТКА (ЖУРНАЛИСТКОЙ, ЖУРНАЛИСТОК, ЖУРНАЛИСТКЕ, ЖУРНАЛИСТКИ)
78ЖУРНАЛЬНЫЙ (ЖУРНАЛЬНЫХ, ЖУРНАЛЬНО, ЖУРНАЛЬНЫЕ, ЖУРНАЛЬНОМУ)
130ЖУТКИЙ (ЖУТКО, ЖУТКОМ, ЖУТКАЯ, ЖУТКОЙ)
60ЖУТЬ (ЖУТЬЮ, ЖУТИ)

Несколько случайно найденных страниц

по слову ЖОПА (ЖОПЫ, ЖОПОЙ, ЖОПУ, ЖОПЕ)

1. Майбурд Евгений: "... И в привычные рамки не лез"
Входимость: 1. Размер: 115кб.
Часть текста: – все до одного. Весь текст (кроме примечаний) набран одним шрифтом одного же размера (а для чего я применил разные?). В двух, не меньше, местах мои ремарки вмонтированы в цитируемые песни и выглядят как стихотворные строчки ВВ. В одном месте перепутана нумерация примечаний. Текст даже подвергся цензуре. Вместо «Мои похорона» напечатано «Мои похороны». Убрано слово, показавшееся кому-то неприличным, хотя на нем построен определенный ход рассуждений. Добро бы заменили его эвфемизмом, но нет – окольным выражением, которое не работает, так что весь ход оказался замахом без удара. Все это без согласования и даже без уведомления. И еще: в «объективке» у меня было: «статьи и эссе по вопросам экономики, истории, культуры и религии в русскоязычных периодических изданиях России, Израиля и США». Напечатано почти то же самое: «... в периодических изданиях Америки». Что сужена география моих публикаций – это полбеды. Беда в том, что людей сбили с толку - как раз в Америке я публиковался от силы раз-два. А теперь – вот и сам текст. “... И В ПРИВЫЧНЫЕ РАМКИ НЕ ЛЕЗ” К ИЗУЧЕНИЮ ПОЭТИКИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО Вниманию читателей предлагается текст, который я решил подготовить в связи с близящимся семидесятилетием Поэта. Хотя в нем присутствуют элементы анализа и некоторые специальные термины, текст этот, скорее, по ведомству эссеистики, чем строгой науки. Песни ВВ цитируются, в основном, по памяти, отчасти по фонограммам и сборнику «Владимир Высоцкий. Поэзия и проза» Изд.«Книжная палата». М. 1989. Благодарю М....
2. Черная Свеча (совместно с Леонидом Мончинским). (Часть II. Стреляйте, гражданин начальник! Страница 12)
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Часть текста: с большой дороги, не потерявший совесть комсомолец. Сурьезный вор... в прошлом. — Тогда не вози по сухому пузу мыло. Говори — с чем пришел? Кроишь, мозги наизнанку выворачиваешь. Завязывай! Сосулька пошевелил губами, поглядел на Граматчикова, почесал грязную голову: — Неправду с тобой играть не стану. Рушится наше дело. Дорога в тропку выродилась, а тропка повела честных воров к кладбищу. Колымские блатные постановили беречь тех, кто всю жизнь жил и живет по нашим законам. Меж пальцев у ментов прокрался Сосулька, чтобы передать тебе лично их низкую просьбу. Должны вы с бугром твоим крученым вывести на свободу в целости и сохранности Никанора Евстафьевича. А коли кто из вас раньше его по ту сторону образуется... извиняйте. — Кончай! Фраерам жевать надо, мне и так ясно, что дело темное. Буду с Вадимом толковать. — Осторожненько только... — Учишь?! — Зачем? Совет даю. По старости разума, слава Богу, не лишен. И на меня, в крайности, не цельтесь: во мне проку мало. Другие есть головы вашу судьбу решать. — Шкуру бережешь, Николай Пафнутич?! Береги. Кому она только нужна? Крови в тебе тоже не осталось: одна желчь с хитростью пополам. Тоскливый ты человек. Муторный. Ответ получишь после нашего разговора. Граматчиков встал, потянулся, медленно растворяясь в темно-сиреневых сумерках, направился к бараку. Николай Пафнутич поежился, запахнул телогрейку, опустил у шапки уши. Кровь почти не грела, потому так приятно было спрятаться в старую, но добротную одежонку. Вор, одиночество, ночь. Наконец-то их оставили в покое... — Иди сюда, Евлампий! — позвал Граматчикова бригадир, когда, выпив кружку воды из стоящей у порога деревянной бочки, тот начал стаскивать сапоги. — Послушай, что придумал Убей-Папу. — Вадим Сергеевич! — заломив руки, воскликнул успевший обзавестись остренькой бородкой почтальон и...
3. Цыбульский Марк: Владимир Высоцкий в Одессе. "Служили два товарища"
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Часть текста: Как сказал сам Высоцкий, для него все съёмки в Одессе делятся на два периода – "бородатый" и "усатый". "Бородатый" период – это 1966 год, съёмки "Вертикали" и "Коротких встреч". Два персонажа, похожих друг на друга не только внешне, но и внутренне. "Усатый" период пришёлся на следующий год. И снова два персонажа Высоцкого имеют очень много общего – подпольщик Бродский-Воронов в "Интервенции" и поручик Брусенцов в "Служили два товарища". В общем-то, разница между ними исключительно политическая. Один персонаж "красный", другой – "белый". В остальном же большевик-пропагандист и офицер Белой армии – близнецы-братья. Каюсь, – долгое время я отдавал предпочтение исполнению Высоцким роли Брусенцова. Через много лет, посмотрев обе ленты по много раз, я понял, что это исключительно из-за того, что никогда не питал слабости к коммунистической идеологии. Если же посмотреть на исполнение обеих ролей беспристрастным взглядом, то они вполне равноценны. Оба разбираемых персонажа Высоцкого – это, прежде всего, мужчины и патриоты. Не те мужчины, которые побоятся показаться тряпками, если помогут женщине донести тяжёлую сумку, и не те патриоты, которые сообщают о своей любви к родине каждому, кто готов их слушать. Они профессиональные воины....
4. Скобелев А. В.: Попытка избранного комментирования (рабочие материалы). 1967 г.
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: мотив русского фольклора. По народным представлениям лешие, например, постоянно дерутся с водяными и периодически между собой. В случае войны среди людей нечистые тоже воюют с нечистиками из другого государства. БУЛЬНИК – большой или очень большой булыжник, дикий природный камень, валун, глыба. У Даля: «Булыга – крупный окатыш, валун, булыжный камень, иногда большой обломок, округленный природою, водою». ТАНЦЕВАЛИ НА ГРОБАХ, БОГОХУЛЬНИКИ – т. е. танцевали на могилах. Подобные действия случались среди православных в послепасхальную неделю, когда ими отмечалась радуница (или «радоница»), языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков. Поминки, устраиваемые тогда на кладбище, постепенно переходили в пиршество и гульбище («панихида с танцами», если вспомнить выражение А. Галича), что, естественно осуждалось Церковью. Поздн е е выражение «Танцы (пляски) на (при) гробах» стало означать кощунственное неуважение к прошлому страны, к своим предкам. Ср. у Ф. Глинки «Грусть и упование», 1846: Давно не стало уж молитвы В Твоих бунтующих рабах; Земля полна какой-то битвы, Иль дикой пляски на гробах!.. ПУСТЬ НАМ ЛЕШИЕ ПОПЛЯШУТ-ПОПОЮТ – А. Е. Крылов справедливо отмечает связь данного произведения В. С. Высоцкого с опытом русского театра начала ХХ века, а именно с пародийной оперой «Вампука, невеста африканская, опера образцовая во всех отношениях» (1909), упоминавшейся В. С. Высоцким (Четыре четверти пути, с. 112): Царь эфиопов Страфокамилл, «занимая трон и хлопая повелительно в ладони», требует зрелищ: «Итак, продолжим наши игры! Певцы пусть нам споют, // Пусть пленницы пррроропля-я-я-я-шут». (См.: Заметки администратора на полях высоцковедения // Вопр. лит. 2002. №...
5. Мальцев Юрий: Менестрели
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: при уродливой двойной жизни, когда ложь становится необходимой нормой общественного поведения, люди испытывают сильную потребность уйти от официальной лживой «показухи» в недосягаемый для власти свой укромный подпольный мирок, где можно быть самими собой. Но по мере того как официальная идеология все более разлагалась и утрачивала последнее доверие, власть чувствовала невозможность заставить людей верить официальной пропаганде и требовала от них уже лишь соблюдения внешнего декорума, правил игры, так сказать, а люди становились все смелее. Если раньше люди осмеливались говорить откровенно лишь в узком кругу друзей, то сегодня уже рассказывают антисоветские анекдоты прямо на работе, за спиной у начальства; на молодежных многолюдных вечеринках подпольные певцы поют свои песни, и молодежь подпевает им хором. Проходя в воскресенье мимо какого-нибудь рабочего или студенческого общежития, можно слышать через открытые окна громко звучащие песни кого-нибудь из «менестрелей», записанные на магнитофон. Если становится известным, что у кого-то в гостях в определенный день будет Галич или Высоцкий, то набивается полная квартира народу, буквально битком, люди, стоя вплотную друг к другу, слушают целый вечер песни с огромным вниманием, с большим эмоциональным напряжением. Песня, больше чем любой другой вид искусства, воздействует эмоционально, рождает чувство общности, близости. Когда звучит голос поэта-певца, обращающегося прямо к присутствующим, или когда все хором подхватывают припев безымянной лагерной песни, создается атмосфера свободы, люди начинают дышать вольно, они начинают чувствовать себя смелыми, достойными, они громко бросают вызов деспотической власти. Югославский писатель Михаило Михайлов, побывавший однажды в Москве на одной из таких молодежных вечеринок, был...