Поиск по творчеству и критике
Cлово "NEMO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Заславский О. Б.: Категория беспризнаковости в поэтической онтологии В. С. Высоцкого. Стихия небытия и мифологема льда.
Входимость: 1. Размер: 39кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Заславский О. Б.: Категория беспризнаковости в поэтической онтологии В. С. Высоцкого. Стихия небытия и мифологема льда.
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Часть текста: получает устойчивую реализацию в образе льда. Важным примером здесь может служить произведение "И снизу лед…" - возможно, последнее законченное стихотворение Высоцкого (Заславский 2000). На устойчивый характер образа льда в поэзии Высоцкого уже указывалось в работе В. В. Емельянова, где (на наш взгляд, вполне справедливо) было указано, что он имеет характер мифологемы (Емельянов) - в том же смысле, в каком оживающая статуя является мифологемой в творчестве Пушкина (Якобсон 1987). Однако это утверждение осталось в указанной статье декларативным и оторванным от изучения поэтики. Согласно В. В. Емельянову, лед в поэтическом словаре Высоцкого выступает в двух основных значениях как "верхний" и "нижний": 1) Лед на вершине горы - препятствие, которое нужно преодолеть. 2) Лед на земле и на воде, причем во 2-м значении он устойчиво связывается с нежелательным состоянием климата или климатической катастрофой. Такая классификация представляется нам поверхностной - лед здесь выступает лишь как эмпирически значимое свойство, связанное с рельефом, климатом и другими географическими характеристиками. Между тем, само понятие мифологемы предполагает наличие более глубоких смыслов, принадлежащих другим уровням абстракции, нежели эмпирически наблюдаемая реальность. С другой стороны, далеко не каждое словоупотребление "льда" является примером мифологемы - поэт может употреблять одно и то же слово как в мифологическом значении, так и обиходном. В частности, в произведениях о горах лед является не самостоятельным признаком (так что в общем случае никакие специфические мифологические значения с ним не связаны), а лишь неотъемлемой чертой горного пейзажа. По этой же причине он оказывается "верхним" просто автоматически. В строках...