Поиск по творчеству и критике
Cлово "HERMANN"
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: полемике с А. В. Кулагиным [10]. Не употребляя сегодняшний термин, я тогда, как мне кажется, описывал именно это явление, поясняя, что «речь идет не об интертекстуальности самой по себе», а – «о явлении резонанса, о проявлении в индивидуальном творчестве внеличностных историко-культурных закономерностей, о типологическом сходстве характера и склада художественного менталитета, порождающем сходные художественные практики, наконец, – о внутрисемиосферном давлении смыслов и ментальных топосов, на которые откликается поэт» [11]. Теперь я предложил бы это как рабочую дефиницию термина, чем и оправдываю автоцитацию. Его собственная смысловая широта и неопределенность позволяют обозначать им явления разноуровневые и неоднопорядковые. Можно говорить, например (держась кодового репертуара, близкого поэтике Высоцкого), в самом общем виде о христианском (иудейском, мусульманском и т. п.) культурном коде, а можно – у же – о христологическом , еще у же – о сюжете « моления о чаше » как культурном коде. Или – о шекспировском коде в поэтике Пастернака [12], который, кстати, в сюжете «Гамлета» видел проявление христологического кода, хотя говорил об этом другими словами [13]. А можно – о гамлетовском коде в современной драме [14]. Или, скажем, – о русском национальном культурном коде, или о барочно-философском культурном коде национальной поэтики (допустим, немецкой) и т. п. Культурный код может быть смысловым образованием очень широким, формирующим текст культуры на...