Поиск по творчеству и критике
Cлово "ALTER"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Свиридов С.В.: Структура художественного пространства в поэзии В. Высоцкого. Глава 2. Пространственные отношения в системе художественного мира Высоцкого
Входимость: 2. Размер: 151кб.
2. Чернышева Г.: Судьба и текст В. Высоцкого - мифологизм и мифопоэтика
Входимость: 1. Размер: 25кб.
3. Свиридов С.В.: Структура художественного пространства в поэзии В. Высоцкого. Глава 3. Эволюция пространственности в творчестве В. Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 69кб.
4. Шилина О.Ю.: Поэзия Владимира Высоцкого. Нравственно-психологический аспект. Глава II. 3. Психологический драматизм поэзии В. Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 21кб.
5. Свиридов С. В.: На сгибе бытия
Входимость: 1. Размер: 35кб.
6. Изотов В. П., Рязанская О. С.: Словарь песни В. С. Высоцкого "История болезни"
Входимость: 1. Размер: 68кб.
7. Большакова А. Ю.: Запад в творчестве В. Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 10кб.
8. Свиридов С. В.: На три счёта вместо двух
Входимость: 1. Размер: 67кб.
9. Кулагин А. В.: Агрессивное сознание в поэтическом изображении Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 22кб.
10. Шилина О. Ю.: "Но знаю я, что лживо, а что свято…"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
11. Шилина О. Ю.: "Мне же с верою очень везло…"
Входимость: 1. Размер: 33кб.
12. Страшнов Л.: Феномен Высоцкого в социокультурных контекстах 50–60-х годов
Входимость: 1. Размер: 19кб.
13. Кулагин А. В.: Агрессивное сознание в поэтическом изображении Высоцкого (1964–1969)
Входимость: 1. Размер: 22кб.
14. Кулагин А. В.: "Роман о девочках" и поэтическое творчество Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 32кб.
15. Раевская М.: "Дурная кровь в мои проникла вены... " , или Две судьбы Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 59кб.
16. Доманский Ю. В.: Галич, Высоцкий, Окуджава в посвящениях Андрея Макаревича
Входимость: 1. Размер: 23кб.
17. Прокофьева А. В.: Формирование фразеологической доминанты в поэтических текстах В. Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 26кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Свиридов С.В.: Структура художественного пространства в поэзии В. Высоцкого. Глава 2. Пространственные отношения в системе художественного мира Высоцкого
Входимость: 2. Размер: 151кб.
Часть текста: отношения в системе художественного мира Высоцкого Глава 2 Пространственные отношения в системе художественного мира Высоцкого 2.0.0. Художественный мир Высоцкого насыщен пространством, спациализован, поэтому многие смыслы, принципиально важные для него, выражаются через образы пространства. Выявить эти смыслы и описать структуры художественного пространства — двуединая задача, требующая системного подхода к материалу. Рассмотрение пространства вне единой системы текста (художественного мира) может принести лишь мизерный научный результат, так как при изолирующем подходе невозможно поставить вопрос о семантике прострнственной модели, которая обнаруживается только в живой, действующей системе текста. Поэтому в данной главе будет рассмотрена сначала топология художественного пространства Высоцкого (§ 1), затем ее связь с сюжетным началом (§ 2), специфика каждой из областей, составляющих пространственную модель Высоцкого (§ 3), и наконец, семантика, которую приобретает модель в поэтическом функционировании (§ 4). § 1. Состав основной пространственной модели 2.1.1. Основными категориями пространственной модели Высоцкого являются две пространственных зоны — внутреннее и внешнее, — противопоставленные как ближнее / дальнее , свое / чужое , здесь / там , и граница между ними. В этом смысле пространство художественного мира Высоцкого соответствует общекультурным закономерностям. Конечно, структура пространства Высоцкого богаче и разнообразнее этой простейшей схемы, она включает большее число компонентов, обладает вариативностью и гибкостью. Но названное деление является, по терминологии Лотмана, основополагающим [1]; и необходимо остановиться на нем, прежде чем перейти к детализации пространственной модели...
2. Чернышева Г.: Судьба и текст В. Высоцкого - мифологизм и мифопоэтика
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: исследований и многоаспектных методологических подходов. Вехами на этом пути видятся попытки осмыслить отдельные мифопоэтические структуры в текстах поэта, архетипы и национально-исторические концепты, скрепляющие его разноликое, многожанровое творчество. Но самоценное и самодостаточное исследование любого частного элемента мифопоэтики, как нам представляется, с неизбежностью ставит вопрос о первопричинах, коренящихся в массовом сознании, культурном, языковом «генофонде» литературы или в универсальных структурах человеческого мышления вообще. При этом проблемы мифопоэтики и мифологизма соединяются в одной плоскости познания. Оперируя термином мифологизм , мы понимаем под ним не сам комплекс представлений, заключающих в себе скрытую мифологию или отдельные ментальные структуры, связанные с бессознательно-священным [1] а, скорее, соответствующую функцию, семантически значимое отношение культурного явления к традиционному и современному мифу. Опираясь на известные положения о том, что каждый человек несет в себе в силу определенной духовной наследственности печать homo religiosus (М. Элиаде) и поэтому религиозно-мифологическая идея святости присуща людям всегда (К. Стилл, Э. Лэнг), попытаемся поставить проблему мифологизма Высоцкого в триединстве следующих аспектов: миф Высоцкого как явление общественного сознания, творчество Высоцкого как мифологическая самоидентификация и собственно мифопоэтика текстов. Чуть более десяти лет назад в пред-постсоветское время...
3. Свиридов С.В.: Структура художественного пространства в поэзии В. Высоцкого. Глава 3. Эволюция пространственности в творчестве В. Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Часть текста: пространственности в творчестве В. Высоцкого 3.0. При описании такого сложного феномена, как художественный мир, нельзя игнорировать фактор развития. По словам Ю. Лотмана, «Представление о том, что мы можем дать статическое описание, а затем придать ему движение, — <…> дурная абстракция. Статическое состояние — это частная (идеально существующая только в абстракции) модель, которая является умозрительным отвлечением от динамической структуры, представляющей единственную реальность» [1]. Синхрония и диахрония — две стороны существования любой системы, и им соответствуют два пути описания. Причем для такой системы, как художественный мир, описание синхронного среза часто оказывается не только недостаточным, но и слишком приблизительным, неточным. «Художественный текст до тех пор, пока он сохраняет для аудитории активность, представляет собой динамическую систему» [2]. Тем более это относится к модели, к любой системе мета-уровня, так как она характеризуется прежде всего через функционирование, продуцирование текстов. Такой подход соответствует требованиям современной науки. По словам Лотмана, «традиционный структурализм», вслед за русскими формалистами, рассматривал текст как «замкнутую, синхронно организованную систему. <…> Современный этап...
4. Шилина О.Ю.: Поэзия Владимира Высоцкого. Нравственно-психологический аспект. Глава II. 3. Психологический драматизм поэзии В. Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: в одной из ранних редакций которого встречаем такие строки: Я не люблю, когда стреляют в спину, Но, если надо, выстрелю в упор. И далее: Я не люблю насилья и бессилья, а) И потому - распятого Христа. б) И мне не жаль распятого Христа. (См.: Высоцкий В. Собр. соч. В 4 т. Т. 4. М., 1997. С. 453) А в более поздней эти строки несут в себе прямо противоположный смысл: Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор. И, соответственно: Я не люблю насилья и бессилья, Вот только жаль распятого Христа. (Там же. С. 143) В чем же здесь дело? Вероятно, это следствие отказа от эстетических и идеологических штампов, порожденных «тоталитарным атеизмом» («Добро должно быть с кулаками»). Однако это вовсе не означает отрицания поэтом Силы вообще, это лишь отказ от жестокости и насилия (см. Главу II часть 2 настоящей работы. С. 73-94). В поэзии Высоцкого, напротив, утверждается культ Силы, но силы мудрой, подчиненной нравственному закону Добра и Любви. 2 Ведь не случайно здесь появляется образ Христа, распятие которого явилось следствием проявления не слабости, но именно силы. А его смирение не есть смирение перед человеческим злом и жестокостью, но перед...
5. Свиридов С. В.: На сгибе бытия
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: С. В.: На сгибе бытия НА СГИБЕ БЫТИЯ К вопросу о двоемирии В. Высоцкого Тема данной статьи – художественный универсум Владимира Высоцкого. То есть, та окказиональная вселенная, которую мы встречаем в литературном произведении и которую критика еще недавно с трудом отличала от натурального, фактического мира. Исследуя художественный мир, ученый старается увидеть его в присущих только ему категориях, масштабах и соотношениях, в его собственной онтологии, аксиологии, мифологии. Но при этом аналитик обязательно привлекает те или иные инструменты, поясняющие модели, а с этим приходит опасность навязать универсуму писателя чуждые категории, – вечная драма литературной критики. В данной работе мы постараемся рассмотреть некоторые аспекты художественного мира Высоцкого, по возможности избегая этой опасности. Герой. Пространство Мир – это, во-первых, человек, во-вторых, все то внешнее, что человеком не является. Поэтому художественный универсум включает в себя мир и героя как главные категории. Обычно герой литературного произведения определяется как лирический (субъективный, медитативный, инобытие автора в произведении) или эпический (объективный). В случае Высоцкого это сделать трудно, потому что его поэзия тяготеет к балладному, лиро-эпическому жанру, и в зависимости от преобладания медитативности или эпической сюжетности в герое проявляются признаки лирического или эпического плана. Не стоит как-либо сортировать песни Высоцкого по этому признаку, потому что четких критериев отбора нет. Даже субъектная организация текста вводит в заблуждение. Третье лицо песни...
6. Изотов В. П., Рязанская О. С.: Словарь песни В. С. Высоцкого "История болезни"
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: саван скрыл и зал И лица докторов, - Но я им все же доказал, Что умственно здоров! Слабею, дергаюсь и вновь Травлю, - но иглы вводят И льют искусственную кровь - Та горлом не выходит. «Хирург, пока не взял наркоз, Ты голову нагни, - Я важных слов не произнес - Послушай, вот они. Взрезайте с богом, помолясь, Тем более бойчей, Что эти строки не про вас, А про других врачей!.. Я лег на сгибе бытия, На полдороге к бездне, - И вся история моя - История болезни. Я был здоров - здоров как бык, Как целых два быка, - Любому встречному в час пик Я мог намять бока. Идешь, бывало, и поёшь, Общаешься с людьми, И вдруг - на стол тебя, под нож,- Допелся, черт возьми!..» «Не огорчайтесь, милый друг,- Врач стал чуть-чуть любезней. - Почти у всех людей вокруг - История болезни. Все человечество давно Хронически больно — Со дня творения оно Болеть обречено. Сам первый человек хандрил - Он только это скрыл, - Да и создатель болен был, Когда наш мир творил. Вы огорчаться не должны - Для вас покой полезней, - Ведь вся история страны - История болезни. У человечества всего То колики, то рези, И вся история его - История болезни. Живет больное всё бодрей, Всё злей и бесполезней И наслаждается своей Историей болезни...» 1976 О третьей песне цикла и о цикле в целом существуют различные высказывания. Приведём, по возможности, все [1]. О песне А. В. Кулагин, пожалуй, одним из первых обратился к анализу (пусть и очень беглому) этого текста: «Наконец, третья песня - «История болезни» - переводит проблему из, казалось бы, чисто социального в философский план. Тюремные ассоциации здесь исчезают, и лишь отдельные фразы могут напоминать о коллизии двух предыдущих песен...
7. Большакова А. Ю.: Запад в творчестве В. Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: А. Ю.: Запад в творчестве В. Высоцкого ЗАПАД В ТВОРЧЕСТВЕ В. ВЫСОЦКОГО ВЛАДИМИР Высоцкий занимает особое место в русской литературе — его творческую личность можно назвать маргинальной, сформировавшейся на перекрестке литературы эмиграции и метрополии. Феномен Высоцкого, возникший в переломные и ренессансные 1960-е, отразил сознание русского человека из различных социальных сфер (от «низов», даже «блатняка», до интеллектуальной элиты), заново открывающего для себя мир — в частности и в особенности мир Запада, до того скрытый за сталинским «железным занавесом». Очевидно, именно с концом сталинского периода в русскую литературу приходит иное мышление — в особенности в творчестве так называемых шестидесятников — менее иллюзорное, более реалистичное, но и романтически открытое Западу в стремлении преодолеть былое отчуждение. В стихах А. Вознесенского, В. Высоцкого, Е. Евтушенко и др. появляется тип маргинала, не принадлежащего однозначно какому-либо одному географическому и ментальному пространству, преодолевающего идеологические и политические границы. «Я разный», «Я весь несовместимый, неудобный», «И столько всякого во мне перемешалось — от запада и до востока, от зависти и до восторга!», «Границы мне мешают... мне неловко не знать Буэнос-Айреса, Нью-Йорка» — эти строки из «Пролога» Е. Евтушенко (1954) как нельзя лучше характеризуют лирического героя «шестидесятников», в частности, и Высоцкого, чей герой способен совмещать несовместимое, «два полюса планеты», может «одновременно грызть стаканы и Шиллера читать без словаря», весьма легко пересекает границы: для него Париж, Варшава, Ницца — рукой ...
8. Свиридов С. В.: На три счёта вместо двух
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Часть текста: Впрочем, сказанное о роли пространства в тексте — характеризует не только Высоцкого, а литературу и культуру в целом. Недаром в 70–80-е годы литературная наука с такой готовностью принимает бахтинское понятие хронотоп , а Ю. Лотман предлагает описывать универсальные закономерности культуры в категориях топологии (науки о свойствах фигур) [88]. Такой подход особенно уместен в случае Высоцкого — с его событийными сюжетами и непоседливым героем, с его невиданными, экзотическими локусами — то океан, то горы, то Колыма, то рай. Специальное изучение этого вопроса позволило заключить, что мир Высоцкого трёхчастен и состоит из пространств человеческого сущего, высшего бытия и небытия. Герой же движим двойным стремлением — посетить бытие, прикоснувшись там к абсолюту, и вернуться в «свой» земной мир, который герой страшится потерять, который есть высшая ценность для героя, несмотря ни на что и вопреки всему. Эту великую верность поэта земле мы предложили называть апологией человека [89]. Однако, вывод о том, что «своё» пространство героя — центральное, срединное, что «и с моря, и с небес» он всегда тянется к дому, к миру человеческому, — вывод, удобно вытекающий из пристального анализа, кажется сомнительным, если поверить его простым читательским впечатлением: «Герой Высоцкого — преданный друг очага, скиталец в поисках дома? Полно, вы не перепутали с Николаем Рубцовым?» Кроме шуток, поэтика Высоцкого едва ли полагается на дом как пространство, гораздо естественнее для неё локусы, отдалённые от очага — море, горы, шоссе, передовая (военная и «мирная»). Высоцкий-поэт любит вахтовых тружеников — моряков, нефтяников, полярников, альпинистов — и, изображая, любуется ими. Самое характерное,...
9. Кулагин А. В.: Агрессивное сознание в поэтическом изображении Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: разных социальных слоев, с разным типом сознания и образа жизни. Здесь наша тема соприкасается с проблемой лирического героя в творчестве Высоцкого, уже не раз привлекавшей внимание исследователей [2]. При всем различии подходов к ней, бесспорно одно: ролевые герои (лирические персонажи) Высоцкого отличаются от его лирического героя, максимально приближенного к самому автору, к его сознанию, его эмоциональному переживанию. Именно ролевые герои и оказываются у Высоцкого носителями агрессивного сознания. Итак, в 1964 году начинается новый, «протеистический» период творчества Высоцкого, отмеченный широчайшим разнообразием поэтических масок. В его поэзию входят темы военная, студенческая, политическая... В 1964 году Высоцкий пишет ироническую песню-фельетон «Антисемиты», герой которой соединяет в себе как бы два «амплуа» – националиста и обыкновенного «шпаны и бандита»: Зачем мне считаться шпаной и бандитом – Не лучше ль податься мне в антисемиты: На их стороне хоть и нету законов – Поддержка и энтузиазм миллионов /1; 61/ [3]. Герой, однако, испытывает внутреннее раздвоение: «Но надо ж узнать, кто такие семиты, – // А вдруг это очень приличные люди, // А вдруг из-за них мне чего-нибудь будет!» После разъяснений «алкаша в бакалее» он понял, что «семиты – простые евреи», и бояться, стало быть, нечего. И в этот момент однозначный, казалось бы, тип сознания на наших глазах приобретает иные, чуждые ему, черты. «Шпана и бандит» обнаруживает неожиданную для него эрудицию: Я долго крепился, ведь благоговейно Всегда относился к Альберту Эйнштейну. Народ мне простит, но спрошу я невольно: Куда отнести мне Абрама Линк о льна? Средь них – пострадавший от Сталина Каплер, Средь них – уважаемый мной Чарли Чаплин, Мой друг Рабинович и жертвы фашизма, И даже основоположник...
10. Шилина О. Ю.: "Но знаю я, что лживо, а что свято…"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: свою непреходящую ценность лишь тогда, когда будет освящена и осмыслена в Богочеловеке. Архимандрит Иустин (Попович) Русская культура, как, впрочем, и любая славянская культура, необъяснима, непостижима и немыслима вне христианства, и величайшим заблуждением нашего времени было стремление изучать, исследовать русскую культуру вообще (и литературу – в частности) вне ее многовековой духовной традиции. Евг. Евтушенко когда-то сказал: «Поэт в России - больше чем поэт». Традиционно с этим изречением в нашем сознании связывался некий стереотип социально-политического, гражданского служения поэта. И, наверное, отчасти это справедливо: поэт в России действительно и «властитель дум», и «глас народа», но ведь он еще и хранитель национальной духовной традиции, и выразитель национального идеала, и зеркало духа народного. Каждый художник, отображая в своем творчестве быт и нравы современного ему общества, отражает (подчас независимо от собственной воли) еще и его духовное состояние, точнее – его соотнесенность с общенациональным духовным идеалом. А для русского человека на протяжении веков таким идеалом было христианство – жизнь и учение Иисуса Христа, Спасителя мира. И, очевидно, от того, насколько удаленным от него воспринималось это состояние, и зависела тональность как творчества того или иного писателя, так и литературы в целом. И, может быть, именно оттого, что русские писатели всегда очень чутко реагировали на любые колебания уровня духовности, русская литература оставляет мало места для оптимизма. Однако творчество большинства русских писателей независимо от формы оставалось христианским по содержанию, ибо несло в себе мощный заряд любви к...