Поиск по творчеству и критике
Cлово "1908"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Раевская М. А.: Комментарии. Высоцкий В. С. Песни. Стихотворения. Проза.
Входимость: 5. Размер: 278кб.
2. Ничипоров И.Б.: Авторская песня 1950-1970-х гг. в русской поэтической традиции - творческие индивидуальности, жанрово-стилеве поиски, литературные связи. Глава 1.  I. "Зачем на земле этой вечной живу?.. ". Булат Окуджава
Входимость: 2. Размер: 138кб.
3. Ничипоров И. Б.: Своеобразие лирической исповеди в поздней поэзии В. Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 35кб.
4. Ничипоров И. Б.: "Я стою, как пред вечною загадкою... "
Входимость: 1. Размер: 25кб.
5. Жукова Е. И.: Рифма и строфика поэзии В.С. Высоцкого и их выразительные функции. Библиография
Входимость: 1. Размер: 31кб.
6. Мешков В.А.: Гагарин, Высоцкий, и не только...
Входимость: 1. Размер: 59кб.
7. Скобелев А. В.: Попытка избранного комментирования (рабочие материалы). 1969 - 1971 гг.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
8. Цыбульский Марк: На 50-летии Олега Ефремова
Входимость: 1. Размер: 31кб.
9. Житенева А. В.: Лексический состав поэтического наследия Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 37кб.
10. Скобелев А. В.: Попытка избранного комментирования (рабочие материалы). 1967 г.
Входимость: 1. Размер: 41кб.
11. Ситко Елена Борисовна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)
Входимость: 1. Размер: 13кб.
12. Кормилов С. И.: Поэтическая фауна Владимира Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 36кб.
13. Ничипоров И.Б.: Авторская песня 1950-1970-х гг. в русской поэтической традиции - творческие индивидуальности, жанрово-стилеве поиски, литературные связи. Глава 3. II.   "На сгибе бытия". Владимир Высоцкий
Входимость: 1. Размер: 150кб.
14. Корман Яков: Высоцкий и Ленин
Входимость: 1. Размер: 82кб.
15. Попенко Елена Павловна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)
Входимость: 1. Размер: 12кб.
16. Скобелев А. В.: Попытка избранного комментирования (рабочие материалы). 1963 г.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
17. Цыбульский Марк: "Почту за честь". (Высоцкий в Академии общественных наук)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
18. Краснопёров Алексей: "Нет, ребята, все не так... "
Входимость: 1. Размер: 120кб.
19. Розенберг Г. А.: Он был чистого слога слуга...
Входимость: 1. Размер: 41кб.
20. Изотов В.П.: Словарь поэзии Владимира Высоцкого. М
Входимость: 1. Размер: 292кб.
21. Цыбульский Марк: Как это было. Записки об альманахе "Метрополь"
Входимость: 1. Размер: 58кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Раевская М. А.: Комментарии. Высоцкий В. С. Песни. Стихотворения. Проза.
Входимость: 5. Размер: 278кб.
Часть текста: по изданиям, подготовленным А. Е. Крыловым – его текстологическая работа завоевала наибольший авторитет в среде специалистов по творчеству Высоцкого. Абсолютное большинство текстов печатается по двухтомным «Сочинениям», изд. 14, испр. (Екатеринбург: У-Фактория, 2002). Тексты произведений «Через десять лет» и «Зарыты в нашу память на века…» печатаются по более новому сборнику «Песни» (Екатеринбург: У-Фактория, 2009) – для него А. Е. Крылов уточнил их редакцию и датировку. По этому же изданию скорректированы датировки и названия некоторых других произведений. В комментариях к нашему изданию мы не приводим сведения о первых публикациях произведений в нашей стране и о строфах песен, не вошедших в окончательный вариант – эту информацию читатель может почерпнуть из примечаний к двухтомным «Сочинениям». Нам представляется гораздо более важным комментирование событий и ситуаций, стоящих за строками Высоцкого, упомянутых им реалий, реминисценций и цитат. За три десятилетия, прошедших со дня смерти поэта, выросло поколение, которое никогда не ездило «на картошку», не слушало «лекций о международном положении», не сидело на сухарях в редких, почитавшихся за чудо заграничных командировках, чтобы из строго ограниченного количества валюты выкроить на магнитофон или джинсы. Молодежь уже не знает таких понятий, как «орудовец», «нагрузка» и даже «пионервожатый». Люди старшего поколения смогут открыть для себя много нового, узнав, сколько в поэзии и прозе Высоцкого реминисценций (не всегда видимых невооруженным глазом) из Библии, русской и зарубежной художественной классики, ...
2. Ничипоров И.Б.: Авторская песня 1950-1970-х гг. в русской поэтической традиции - творческие индивидуальности, жанрово-стилеве поиски, литературные связи. Глава 1.  I. "Зачем на земле этой вечной живу?.. ". Булат Окуджава
Входимость: 2. Размер: 138кб.
Часть текста: Глава 1. Лирико-романтическое направление в авторской песне I. «Зачем на земле этой вечной живу?..». Булат Окуджава 1. Грани поэтической философии а)Песни –притчи Окуджавы Разнообразие жанрового репертуара песенной лирики Булата Шалвовича Окуджавы (1924 – 1997) обусловлено как творческой индивидуальностью поэта-певца, так и типологическими свойствами авторской песни – синтетического песенно-поэтического и исполнительского искусства. Наряду с элегиями, лиризованными «сценками», мининовеллами, историческими «сказаниями», «романными» песнями-судьбами, песнями-портретами – особую весомость приобретают у Окуджавы и иносказательные песни-притчи, заключающие масштабные нравственно-философские, исторические обобщения: по определению С. С. Аверинцева, жанрообразующим фактором притчи является «тяготение к глубинной премудрости религиозного или моралистического порядка». [135] В авторской песне притча утрачивает свой изначальный прямой дидактизм: в произведениях В. Высоцкого, А. Галича, Б. Окуджавы она приобретает символическую глубину и многозначность, вступая в свободное взаимодействие с элементами иных жанровых образований. [136] У Окуджавы одним из продуктивных жанровых источников для притчевых обобщений стали излюбленные поэтом городские – элегические и «сюжетные» зарисовки. Так, в ранней песне «Полночный троллейбус» (1957) пространственно-временная перспектива городской зарисовки соединяет предметную достоверность с притчевой расширительной условностью: «Полночный троллейбус, по улице мчи, // верши по бульварам круженье…». [137] Рождающиеся в атмосфере непринужденной беседы со слушательской аудиторией («Как много, представьте...
3. Ничипоров И. Б.: Своеобразие лирической исповеди в поздней поэзии В. Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: меньше внимания уделяется рассмотрению собственно исповедального начала, которое в поэзии Высоцкого второй половины 60-х и в 70-х годах становится доминирующим. Текстовое содержание песен Высоцкого предстаёт неотделимым не только от авторской манеры исполнения, но и от тех комментариев, которыми поэт предварял или заключал их исполнение во время концерта: по мысли Вл. Новикова, сам концерт становится у Высоцкого целостным текстом [1]. Подобные автокомментарии нередко несли в себе именно исповедальную направленность. Так, в апреле 1972 года, высказываясь об авторской песне, Высоцкий подчёркивал усиление в ней (по сравнению с эстрадой) исповедального, лирического элемента: «Мне кажется, что она помогает — оттого, что легко запоминается — переносить какие-то невзгоды, — всегда “ влезает в душу ”, отвечает настроению» [2]. А за несколько дней до смерти поэт так выразил смысл своих сценических выступлений: «У меня есть счастливая возможность, в отличие от других людей, такому большому количеству людей рассказывать о том, что меня беспокоит, прихватывает за горло, дёргает по нервам, как по струнам, — я рассказываю только об этом...» [3]. Показательно, что уже первые критики обратили внимание на исповедальный характер общения поэта со слушательской аудиторией: Высоцкий «с гитарой — беседует, разговаривает. Манера общения Высоцкого — исповедальная» [4]. Исследователи отмечают постепенное углубление философского начала в лирике Высоцкого рубежа 60–70-х годов [5]. А. Кулагин справедливо указывает на возрастающую весомость автобиографического смысла в «ролевых» песнях этого периода («Он не вернулся из боя»,...
4. Ничипоров И. Б.: "Я стою, как пред вечною загадкою... "
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: Взыскание рая в песенной поэзии Владимира Высоцкого Отношение к Богу поэта-певца Духовно-нравственные аспекты поэтического мира В. Высоцкого не раз становились предметом внимания писавших о его творчестве. Исследователями и критиками высказывались полярные точки зрения о соотношении творчества барда с христианской традицией. Если для одних он лишь кощунствующий «заложник отступничества» от Христовых заповедей (Кудимова М., Переяслов Н., Симаков А.), то иные, напротив, склонны отводить христианству «роль организующей силы» (Шилина О.) в произведениях В. Высоцкого. Однако объективное исследование этой проблемы невозможно без понимания всей сложности самоопределения в отношении к Богу поэта-певца, сформировавшегося в атеистическую эпоху, которая вытравила из душ многих его современников духовный, мистический опыт бытия, навязав вместо этого абстракцию «общечеловеческого гуманизма». Мятущийся дух барда Страждущий, мятущийся дух автора «Моей цыганской» и «Райских яблок» противоречивейшим...
5. Жукова Е. И.: Рифма и строфика поэзии В.С. Высоцкого и их выразительные функции. Библиография
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: поэзии // Slavica Hierosolymitana. Vol. III. 1978. P. 380-383. 13. Блок А. А. О лирике // Блок А. А. О литературе. М., 1980. С. 66-92. 14. Богомолов Н. А . От Пушкина до Кибирова: Статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии. М., 2004. 15. Богомолов Н. А . Стихотворная речь. М., 1988. 16. Борев Ю. Б. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970. 17. Брюсов В . О рифме // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. Т. VI. М., 1975. С. 544-556. 18. Брюсов В . Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. Т. III. М., 1975. С. 455-544. 19. Бухштаб В. Я . О структуре русского классического стиха // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. 1969. Вып. 6. С. 386-408. 20. Бычкова О. И . О восприятии стихотворного ритма // Вопросы русского языка. Мурманск, 1971. С. 71-81. 21. Введение в литературоведение. Под ред. Л. В. Чернец. М., 1999. 22. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. 23. Винокур Г. О. Об изучении языка литературных произведений // Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С. 229-256. 24. Вишневский К. Д. Введение в строфику // Проблемы теории стиха. Л., 1984. С. 37-57. 25. Вишневский К. Д. Нетождественные строфы в русской поэзии XVIII–XIX вв. // Онтология стиха. Памяти В. Е. Холшевникова. СПб., 2000. С. 51-62. 26. Вишневский К . Д. Становление трехсложных размеров в русской поэзии // Русская советская поэзия и стиховедение: Материалы межвузовской конференции. М., 1969. С. 207-217. 27. Вишневский К. Д. Экспрессивный ореол пятистопного ямба // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М., 1985. С. 94–113. 28. Волков И. Ф. Теория литературы. М., 1995. 29. Гаспаров М. Л . Метр и смысл: Об одном из механизмов...
6. Мешков В.А.: Гагарин, Высоцкий, и не только...
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: Владимир Михайлович, историк, краевед. г. Евпатория. Сокращенный вариант опубликован в "Литературной газете + Курьер культуры: Крым-Севастополь" №16, 2009, с.2. О встрече Высоцкого с космонавтами Гагариным и Титовым на крымской земле, а точнее на борту крейсера "Михаил Кутузов" в Севастополе, авторы впервые узнали из книги Марка Цибульского "Жизнь и путешествия В. Высоцкого" (Ростов-на-Дону: "Феникс", 2005). Это следовало из рассказа самого Высоцкого, сохранившемся на фонограмме выступления в Доме офицеров г. Черноголовка (Московская обл., 1972 г., впервые опубликовано М. Цибульским). Вполне вероятно, что речь о космонавтах зашла не случайно, а потому, что аудитория имела отношение к военной авиации и освоению космоса. "Я снимался в фильме, который назывался "Увольнение на берег". Когда на судно (крейсер "Михаил Кутузов", - М.Ц.) приехали Гагарин и Титов..., всех прогнали... А я в это время на съёмках, и жил я там вместе с ребятами в кубриках. Всех киношников выгнали, а меня забыли, потому что я был тоже в форме, одет, как все, ко мне уж привыкли на корабле. Так что я первый из очень многих гражданских людей видел в лицо и разговаривал с Титовым и с Гагариным". В той публикации реальность этой встречи под сомнение еще не ставилась, и указывалось: "Первое достоверное свидетельство о пребывании Высоцкого в Крыму относится к июлю 1961 г., когда он приехал в Севастополь для участия в съемках фильма "Увольнение на берег". В том же выступлении Высоцкого содержались и другие подробности. "Мы снимали этот фильм на крейсере "Кутузов", флагмане Черноморского флота. Я жил там целый месяц, спал в кубрике. Учился драить палубу, потому что мы снимали наказание, - мне нужно было драить палубу и еще кое-что погрязнее". Однако в дальнейшем Цибульским были учтены новые сведения, относящиеся к этому периоду. Они изложены в его статье "Владимир Высоцкий и Юрий Гагарин" (Владимиру Высоцкому - 70. Народный Сборник. Николаев: Наваль, 2008). Имеются...
7. Скобелев А. В.: Попытка избранного комментирования (рабочие материалы). 1969 - 1971 гг.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: 1971 гг. И ВКУСЫ, И ЗАПРОСЫ МОИ – СТРАННЫ (1969) ВО МНЕ ДВА Я – ДВА ПОЛЮСА ПЛАНЕТЫ, ДВА РАЗНЫХ ЧЕЛОВЕКА, ДВА ВРАГА… – ср. строки из песни В. Лебедева-Кумача «Священная война» (1941 г.): Как два различных полюса, Во всем враждебны мы: За свет и мир мы боремся, Они – за царство тьмы. ЦУНАМИ (1969) Пословица звучит витиевато: Не восхищайся прошлогодним небом, – Не возвращайся – где был рай когда-то, И брось дурить – иди туда, где не был! Возможно, подразумевается латинское выражение «С чем покончено, к тому не возвращайся» (Actum ne agas). Ср. также у Г. Шпаликова: По несчастью или к счастью, истина проста – Никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, Не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне. Путешествия в обратно я бы запретил… ВЕСЕЛАЯ ПОКОЙНИЦКАЯ (1970) Трое везли хоронить одного, – Все, и шофер, получили увечья, Только который в гробу – ничего… – ср.: А. П. Чехов «Старый дом. Рассказ домовладельца» (1887): « Нужно было сломать старый дом, чтобы на месте его построить новый. Я водил архитектора по пустым комнатам и между делом рассказывал ему разные истории. (…) ...
8. Цыбульский Марк: На 50-летии Олега Ефремова
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Часть текста: тексте строки понятные лишь людям, близким к театру. С годами она не стала проще для понимания. Песня разбирается по публикации в издании "Владимир Высоцкий. Собрание стихов и песен" (Нью-Йорк, 1988 г., т. 3, стр. 237-240). В этом издании текст даётся по полубеловому автографу. В других публикациях (например, "Владимир Высоцкий. Песни и стихи" под ред. Б. Береста, Нью-Йорк, 1981 г., т. 1, стр. 336-338; "В. Высоцкий. Собрание сочинений в 5 томах", Тула, 1997 г., т. 4, стр. 181-183) текст печатается по фонограммам авторского исполнения, которых известно три, и все они несколько различаются между собой. "Олегу Ефремову" Мы из породы битых, но живучих, Мы помним всё, нам память дорога. Я говорю, как мхатовский лазутчик, Заброшенный в "Таганку", в тыл врага. Разумеется, всем известно, что Высоцкий окончил Школу-студию МХАТа, так что третья строка вопросов не вызывает. Четвёртая же делается понятной, если вспомнить, что в фойе Театра на Таганке висели портреты четырёх великих театральных деятелей, которых Ю. Любимов считал своими учителями в искусстве – Б. Брехта, Е. Вахтангова, В. Мейерхольда и К. Станиславского. Мейерхольд и Станиславский... Не было, кажется, в отечественном театре более непримиримых противников. Станиславский превыше всего ставил проникновение в художественный мир персонажа и понятие "амплуа" отметал совершенно, – оно для него означало штамп, безнадёжный провинциализм. "Так в Харькове играли!" – обычный ответ Станиславского на попытку сыграть "амплуа". Напротив, "Мейерхольд признавал в актёре одно амплуа. Он считал "амплуа", то есть особенности физических данных актёра,...
9. Житенева А. В.: Лексический состав поэтического наследия Высоцкого
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: еще раз обратиться к данной теме [3]. Сегодня стихи-песни, песни-роли Высоцкого отнесены к новому, набирающему силу, «третьему направлению» в нашем песенном и музыкальном искусстве, к неформальной эстраде, зрелищному театру песни и слова. Несмотря на уже довольно широкую известность, актер и бард Высоцкий все же основным своим занятием продолжал считать поэзию, а ведь именно в этой области его упорно замалчивали. И тут, на наш взгляд, крайне неправы строгие критики, сравнивая (обычно не в пользу Высоцкого) его стихи и классическую поэзию. Думается, что такое сопоставление идентично сравнению достоинств концертного рояля и гитары: оцените, какой инструмент при хорошей игре принесет больше пользы и эстетического наслаждения? Поэзия Высоцкого неординарна, стихи плохо воспринимаются с листа. Как певец, Высоцкий и манеру исполнения себе выбрал с раскатистым р-р , звонко звучащим л-л , при этом четко проговаривая слова, меняя поминутно интонацию и расставляя акценты. Герои Высоцкого, как и их автор, всегда в постоянном поиске, в конфликте между собой и действительностью. У многих знатоков и любителей поэзии Высоцкого часто возникает вопрос: каким образом поэт-интеллектуал с гуманитарным образованием, уважающий русскую классику, мог в своих песнях допускать так называемую площадную речь низов, включая грубое просторечье и даже бранную лексику. Действительно, откровенное смешение возвышенного и вульгарного в одном контексте шокирует и отталкивает от поэзии Высоцкого неискушенного слушателя, плюс ко всему – этот надрывный хрип. Сам Высоцкий по праву мог бы сказать о себе словами Маяковского: «Я ухо словом не привык ласкать...». Полемика по этому вопросу бесконечна, нам же хочется высказать версию, которая прозвучала в телесериале Э. Рязанова, посвященном памяти В. Высоцкого. Начало...
10. Скобелев А. В.: Попытка избранного комментирования (рабочие материалы). 1967 г.
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: – крупный окатыш, валун, булыжный камень, иногда большой обломок, округленный природою, водою». ТАНЦЕВАЛИ НА ГРОБАХ, БОГОХУЛЬНИКИ – т. е. танцевали на могилах. Подобные действия случались среди православных в послепасхальную неделю, когда ими отмечалась радуница (или «радоница»), языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков. Поминки, устраиваемые тогда на кладбище, постепенно переходили в пиршество и гульбище («панихида с танцами», если вспомнить выражение А. Галича), что, естественно осуждалось Церковью. Поздн е е выражение «Танцы (пляски) на (при) гробах» стало означать кощунственное неуважение к прошлому страны, к своим предкам. Ср. у Ф. Глинки «Грусть и упование», 1846: Давно не стало уж молитвы В Твоих бунтующих рабах; Земля полна какой-то битвы, Иль дикой пляски на гробах!.. ПУСТЬ НАМ ЛЕШИЕ ПОПЛЯШУТ-ПОПОЮТ – А. Е. Крылов справедливо отмечает связь данного произведения В. С. Высоцкого с опытом русского театра начала ХХ века, а именно с пародийной оперой «Вампука, невеста африканская, опера образцовая во всех отношениях» (1909), упоминавшейся В. С. Высоцким (Четыре четверти пути, с. 112): Царь эфиопов Страфокамилл, «занимая трон и хлопая повелительно в ладони», требует зрелищ: «Итак, продолжим наши игры! Певцы пусть нам споют, // Пусть пленницы пррроропля-я-я-я-шут». (См.: Заметки администратора на полях высоцковедения // Вопр. лит. 2002. № 4 (июль–авг.). С. 360–385). ГИКНУЛ, СВИСТНУЛ, КРИКНУЛ: «РОЖА…» – ср. стихотворение В. Брюсова «Черт и ведьма. (Народность в русской поэзии)», 1913: Ну, затеял перебранку Косолапый лысый...