Жванецкий Михаил Михайлович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 15.09.2008 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Zhvaneckij/text.html

Михаил Михайлович ЖВАНЕЦКИЙ

Жванецкий Михаил Михайлович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Не помните, когда Вы познакомились с Высоцким?

М. Ж. – Не знаю, совершенно не помню.

М. Ц. – А что если нам оттолкнуться от конкретного события? Существует подписанный Вами документ, я Вам его прочитаю:

"Московский государственный Мюзик-холл. 1 июня 1972 года.

Уважаемый Володя! 25-го мая мы с гл. режиссёром нашего театра Роланом Быковым были у Александрова Г. П. и получили официальное разрешение на Ваши выступления в спектакле Московского Мюзик-холла вместе с Мариной.

Нам кажется, что творческая ситуация сейчас будет значительно интереснее, чем раньше.

Приходите в 15 часов в Росконцерт 5 июня 1972 года на худ. Совет".

Этот документ подписан Л. Звягиной и Вами. О каком спектакле идёт речь?

– Я уже не помню, кто такой Александров... Была идея спектакля "Москва – Париж". Задумка была в том, чтобы на русском языке вёл спектакль Володя Высоцкий, а на французском – Марина Влади, и чтобы этот спектакль шёл в Москве и в Париже. Звягина была художественным руководителем Мюзик-Холла, а я был режиссёр.

Значит, говорите, это было в 1972 году? Ну мы с Володей были знакомы раньше. Наверное, года с 1968-го. Я помню, мы встречались в Болшево, там был семинар авторов "Фитиля". Туда приехал Володя Высоцкий с Ваней Дыховичным, который был тогда женат на дочери члена Политбюро Полянского.

Вы знаете, я как-то всегда вспоминаю события по тому, что я тогда ел. В тот раз Володя с Ваней привезли корзинку цэковских продуктов – папайя, потом какие-то пятиконечные фрукты, киви…

М. Ц. – А чем же кончилась задумка с участием Высоцкого в спектакле Мюзик-Холла? Как я понимаю, спектакль не пошёл.

М. Ж. – Да, он не пошёл. Вы понимаете, Марина была твёрдым и надёжным партнёром для советских органов, а Володя был совершенно нетвёрдый партнёр. То ли он в Париже встретился с кем-то нежелательным – это вполне возможно... И таким образом, идея спектакля повисела в воздухе, а потом её окончательно зарубили. Просто затихло – и всё.

– А после этого у Вас с Высоцким были какие-нибудь творческие планы?

М. Ж. – Я не помню, было ли это до или после идеи с Мюзик-Холлом, но у Володи была задумка сделать спектакль в Театре на Таганке, который бы состоял из его песен и моих монологов. Мы поехали к Любимову, но ему эта мысль не понравилась.

– Вы выступали в концертах вместе с Высоцким?

М. Ж. – Карцев и Ильченко выступали, Вы Романа (Карцева, – М. Ц.) спросите об этом. А я выступал с Володей в Театре на Таганке в честь каких-то юбилеев. Я не помню точные годы, это были такие закрытые театральные вечера при битком набитых залах. Он пел, я читал свои монологи. Это на сцене. А так мы бесконечно встречались в каких-то компаниях, где-то на квартирах.

М. Ц. – Я полагаю, что Вы встречались не только в Москве, но и в Одессе?

– Да, конечно. У нас был общий друг, капитан теплохода "Грузия" Гарагуля. Он очень опекал и Володю, и Марину. У себя на корабле он мог поселить их вместе даже до того, как они поженились. Он давал сведения в пароходство, в кассы морские, о том, что "люкс" протекает, там невозможно находиться. Таким образом, каюта "люкс" выводилась из продажи, и там селились Марина с Володей, и где-то три недели или месяц они плавали от Одессы до Батуми.

Когда Володя с Мариной приехали в Одессу, я их поволок на квартиру к Черепанову, заместителю начальника пароходства. Он мне очень нравился, очень симпатичный человек. Я помню, как со всех квартир в этом многоэтажном доме сносили спиртное и закуски к Черепанову. Марина говорила: "Не надо, не наливайте ему! Лучше я буду пить". Володя попросил гитару и пел бесконечно!

М. Ц. – Вы много лет знали Высоцкого. Каким он Вам запомнился?

М. Ж. – Вы знаете, у него были друзья поближе, они об этом и скажут получше, и столько уже всего сказали... Я просто помню некоторые вещи. Я вот помню, что у него в карманах всё время были бумажки с записями стихов. Причём, именно бумажки, обрывки какие-то, квитанции, билеты театральные, кусочки театральных программок. Я не видел, как он писал, я видел эти стихи уже написанными. Он говорил: "Я Мишке должен это прочесть". То есть, мне. И он часто читал мне с этих обрывочков, листиков бумажных. Потом он брал гитару... По действию на меня это напоминало коньяк великолепный.

Я бывал у него дома. Иногда я пользовался дружбой с ним.

– Каким образом?

М. Ж. – Я жил тогда в Ленинграде. Был я холостой, одинокий. Ко мне приходила девушка, я ставил "Кони привередливые". У нас развивались отношения, и я звонил Володе: "Володя, тут прелестная девушка есть. Скажи ей два слова". Он говорит: "А ты "Кони привередливые" поставил?" Я говорю: "Да". – "Ну давай, я ей скажу что-нибудь". Я уж не знаю, что он там говорил или, может быть, напевал, но он очень болел за меня и содействовал моим успехам.

запросто мог набрать его телефон, – а если нет дома, то я в театре его находил или ещё где-то, – поднимало меня невероятно в глазах тех людей, которые у меня собирались.

М. Ц. – А в Ленинграде Вы тоже встречались с Высоцким?

М. Ж. – Да, конечно. Когда Володя приезжал в Питер, то там собирались такие люди, как Кира Ласкари, Миша Барышников, Сергей Юрский, Саша Демьяненко. Это самые лучшие люди, которых я знаю, самые душевные. Ещё в той компании была Наташа Тенякова, жена Юрского, и Белла Ахмадулина там бывала. Обе молодые, красивые, в париках, которые тогда были в моде.

"Астория". Это была единственная баня в Советском Союзе, куда подавали какую-то еду. В предбаннике мы выпивали и закусывали, а потом шли в парную.

"А давайте сделаем так: Володя поёт, а Миша читает". Так и сделали. Я деталей не помню сейчас, но вот запомнилось, что и Наташа, и Белла были немножко выпивши, и парики у них так были немножко набекрень. И Белла тогда сказала: "Нет, и всё-таки – Высоцкий!"

13.09.2008 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2008)

ЖВАНЕЦКИЙ, Михаил Михайлович. Писатель-сатирик, исполнитель своих произведений. Родился 6 марта 1934 г. в Одессе в семье врачей. В 1956 г. окончил Одесский институт инженеров морского флота по специальности "Инженер-механик подъёмно-транспортного оборудования портов". В студенческие годы участвовал в самодеятельности, где начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял. В 1963 г. во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр познакомился с Аркадием Райкиным, который взял его произведения в репертуар театра, а в 1964 г. пригласил в свой театр на должность завлита. Вместе со Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу "Светофор", в которой впервые прозвучали легендарные миниатюры "Авас", "Дефицит", "Век техники".

В период работы в театре А. Райкина, творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более 300 миниатюр и монологов. Обретя свой индивидуальный стиль, ушёл из театра А. Райкина и стал работать самостоятельно. Работая в Одесской филармонии, а затем в московском театре "Эрмитаж", приобрёл всесоюзную известность.

"Птичий полёт" (1987), "Избранное" (1988), "Политическое кабаре" (1989), "Моя Одесса" (1994), "Престарелый сорванец" (1999). Автор книг: "Встречи на улицах" (1982), "Год за два" (1987), "Моя Одесса" (1993), "Собрание произведений" в 4-х томах (2001).

"Дружбы народов" (1994), лауреат независимой премии "Триумф" (1994). Член Союза писателей СССР (1978-1991), член Союза писателей (1992). Почётный гражданин города Одессы (1994). Народный артист Украины (1999). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2001)

Раздел сайта: