Юсов Вадим Иванович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 12.05.2009 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Jusov/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Вадим Иванович ЮСОВ

В. Ю. – Я сразу Вам скажу: общался я с Высоцким немного. Сначала, как и все, я познакомился с его песнями, а потом судьба позволила и узнать его лично. Я всегда относился к нему с уважением, и думаю, что ощущал, чувствовал его мятущуюся душу.

М. Ц. – Вам что-нибудь известно об истории неутверждения Высоцкого на роль Сотника в "Андрее Рублёве"? Почему так произошло?

В. Ю. – Ну как, почему... Поиск актёра – это есть поиск. Значит, Андрей считал, что Высоцкий не подходит на эту роль.

М. Ц. – Понимаете, почему я спрашиваю... В литературе существует два мнения на этот счёт. Одно – мнение А. Макарова, рассказывавшего, что Высоцкий запил перед съёмками, и А. Тарковский ему сказал: "Володя, извини, я с тобой работать больше не буду". Второе мнение такое: Тарковский очень хотел снимать именно Высоцкого, но тот был занят в театре.

В. Ю. – Ну я не могу сказать ничего ни по поводу первого, ни по поводу второго.

М. Ц. – Действительно ли у Тарковского и Высоцкого разладились отношения после того, как Андрей Арсеньевич попробовал на роль Марину Влади, но, в конце концов, не взял?

В. Ю. – Ну насчёт того, что разладились отношения, я такого не знаю. Насколько мне известно, отношения продолжались. Мы были вместе с Андреем в гостях у него, и Марина там была. Так что не думаю, что отношения разладились. А судя по всем нам известным воспоминаниям Марины, она принимала участие в судьбе Андрея до последнего его дня.

Как я понимал со стороны, отношения у Андрея и Володи были нормальными. Но я могу быть не в курсе, я не очень следил за их взаимоотношениями, это было на периферии моих интересов.

– тёплое приветствие, всегда был человеком, расположенным к людям. Воспоминания мои о нём – самые нежные и самые добрые.

М. Ц. – Вы упомянули о том, что были в гостях у Высоцкого. Что-то запомнилось из событий того дня?

В. Ю. – Володя и Марина тогда снимали квартиру где-то в Матвеевском. Обычный дом – не то блочный, не то панельный, у кого-то снимали они жильё. Я туда случайно попал, меня Андрей захватил по пути, а сам он ехал именно к ним в гости. Это я к тому, что отношения их были вполне дружескими.

Володя начал исполнять: "Идёт охота на волков, идёт охота!" Марина ему говорит: "Володя, тебе же не надо напрягаться, ты же себя плохо чувствуешь". Но он всё-таки спел эту песню в полную силу. А потом Марина угощала нас спагетти.

М. Ц. – На концертах Высоцкого Вы не бывали?

– Нет, на концертах не был. Бывал я в театре, бывал на всяких встречах, бывал в компаниях, где он пел для своих друзей. Бывали случаи, когда кто-то соревновался с ним в этих компаниях. Просто брали гитару в руки и пели своё. То есть, общение было простое, дружеское.

Мне нравилось, как он одевался, красиво и элегантно. Однажды мы встретились в проходной "Мосфильма". На Володе была красивая двубортная куртка. Как бы морская, но не форменная, а гражданская, только пуговицы с якорями. Обменялись мы какими-то неглубокими мыслями, а встреча вот запомнилась. Так что не только его песни вызывали интерес, но и он сам.

М. Ц. – Вы сейчас выразили своё отношение к Высоцкому-личности. А какое Ваше мнение о Высоцком-киноактёре?

В. Ю. – Самое высокое. Человек владел профессией. И не только профессией киноактёра, но и профессией театрального артиста. То, что мне удалось увидеть в театре на Таганке, было сделано очень хорошо, с большой отдачей. У него очень мощная актёрская энергетика.

Высоцкий – это личность со знаком "плюс", – и это несмотря на все беды, которые, как мы знаем, его преследовали.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2009)

Примечания

ЮСОВ, Вадим Иванович "Мосфильм" (в 1954-1957 как ассистент оператора, с 1957 – как оператор-постановщик). Первая крупная работа – фильм Андрея Тарковского "Каток и скрипка". Оператор-постановщик фильмов А. Тарковского ("Иваново детство", "Андрей Рублёв", "Солярис"), Георгия Данелии ("Я шагаю по Москве", "Не горюй!"), Сергея Бондарчука ("Они сражались за Родину", "Борис Годунов"). С 1983 г. – заведующий кафедрой операторского мастерства во ВГИКе.

Народный артист России (1979), лауреат многочисленных кинематографических и государственных премий и наград (1964 – приз ВКФ, за фильм "Я шагаю по Москве"; 1977 – государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, за фильм "Они сражались за Родину"; 1982 – Ленинская премия, за фильм "Карл Маркс. Молодые годы"; 1984 – гос. премия СССР, за фильм "Красные колокола. Ф. 1-й: Мексика в огне"; 1984 – гос. премия СССР, за фильм "Красные колокола. Ф. 2-й: Я видел рождение нового мира"; 1988 – приз за лучшую операторскую работу на кинофестивале в Венеции, за фильм "Чёрный монах"; 1991 – премия "Ника" за лучшую операторскую работу, за фильм "Паспорт"; 1992 – премия CIDALC КФ французских фильмов в Шалоне, фильм "Прорва"; 1992 – премия "Ника" за лучшую операторскую работу, за фильм "Прорва"; 1993 – приз КФ "Созвездие" "За выдающуюся съёмку исполнителей", фильм "Прорва"; 1998 – Орден России "За заслуги перед Отечеством" IV степени; 2002 – специальный приз президента России "За выдающийся вклад в развитие российского кино"; 2004 – спец. приз "Госпожа Удача" им. Павла Луспекаева "За мужество и достоинство в профессии" ОКФ "Киношок" в Анапе; 2004 – премия "Ника" "За вклад в кинематографические науки, критику и образование"; 2006 – премия Гильдии кинооператоров России "Белый квадрат" "За вклад в операторское искусство"; 2007 – премия МКФ им. Андрея Тарковского "Зеркало" "За выдающийся вклад в мировое киноискусство").

Раздел сайта: