Утыльев А.: Из воспоминаний о В. Высоцком

Обозреватель "ЭГ" Евгений Черных встретился с полковником Анатолием Утыльевым. Испытатель готовивший в полёт первых советских космонавтов, впервые открывает неизвестную страницу из бурной жизни Владимира Высоцкого

Взломали секретные пломбы

- Знаменитый Театр на Таганке начался, как известно, со спектакля "Добрый человек из Сезуана". Его поставили студенты Юрия Любимова, среди которых был Толя Васильев. Будущий актер служил со мной простым солдатом на полигоне. Толя и познакомил меня с "Таганкой". Первые полеты в космос, первые спектакли "Таганки" - эти события происходили на одной волне. Актеры и космонавты стали дружить "домами": мы приглашали их к себе на все праздники, вечера. Космонавты ходили на спектакли... Позже сообща отпраздновали пятилетие театра.

В начале 60-х еще не существовало Центра подготовки космонавтов как такового, действовал лишь Институт авиационной и космической медицины. Находился он недалеко от метро "Динамо".

своими руками.

Кажется, в 65-м или 66-м году накануне 7 Ноября мы устроили в институте вечер. Тут-то Володя меня окончательно "достал": покажи да покажи. Пришлось согласиться. Но вечер, поздно, строго засекреченный объект уже опечатан, опломбирован, часовые на посту. Что делать?

Решили с Олегом Газенко взять грех на душу, провести Володю Высоцкого, Толю Васильева и Бориса Хмельницкого в святая святых института. (О. Газенко, будущий академик, директор института, генерал-лейтенант, ходил тогда в научных сотрудниках. -Прим, авт.)

Не хочу вспоминать, как срывали пломбы на сверхсекретном объекте. Как "сняли" часовых. Клянусь, это единственный случай в истории советской космонавтики. Если б все раскрылось, мы с Олегом Георгиевичем точно полетели бы с работы. Тем более что мы посмели провести на секретный объект Высоцкого, который тогда был не в чести у официальных лиц.

Хмельницкий слетел со стенда

С собой прихватили механика Витю Коротченко. Под центрифугой расположен громадный зал со всевозможными двигателями, системами запуска - без механика никак не обойтись. Свой парень оказался, нас не заложил.

Вначале показали гостям трехплоскостной стенд. Очень серьезная штуковина для тренировки вестибулярного аппарата. Боря Хмельницкий пожелал прокатиться с ветерком. Посадили его, а сами наблюдаем через толстенное пуленепробиваемое стекло. От греха подальше. И оказалось, не напрасно.

Боре предложили пристегнуться. Тот отказался решительно: "Что я, не удержусь?" Он же супермен. Раскрутили - раскачали потихоньку. Нормально. Хмельницкий просит прибавить скоростенку. Но не рассчитал свои силы: красавца мужчину тут же выбросило из кресла. Он скользил по кафельному полу и дико орал благим матом.

Слава Богу, обошлось без травм и переломов. Когда Боря пришел в себя, первым делом попросил: "Выключайте этот... стенд. Больше не буду".

Гагарин боялся центрифуги

- Перешли на центрифугу. Махина поразила Володю, он не скрывал восторга. Она действительно была самой мощной в мире на тот момент. Показали ему историческую кабину, в которой тренировался еще Гагарин, а позже остальные космонавты. Это самая настоящая капсула. Внутри находится кресло, меняющее угол в зависимости от характера перегрузки. Человек практически лежит. В руки ему дается так называемая тангента - ручка с кнопкой. Если испытуемый теряет сознание, то выпускает кнопку. Звучит сирена, центрифуга тут же останавливается: надо вытаскивать "подопытного кролика".

Время от времени перед креслом зажигается табло. Если человек никак не реагирует - значит, плохо переносит испытание. В этом случае могут вообще снять с летной подготовки. И тогда - прощай, отряд космонавтов. Вот почему у нас все так боялись тренировок на центрифуге. Даже Юрий Алексеевич.

Все это мы показали, рассказали Володе. Открыли кабину. Володя полежал в кресле, кнопки понажимал. Вышел. Раскручиваем центрифугу на всю катушку. Зрелище, скажу вам, не для слабонервных: мелькает махина с дикой скоростью, не успеваешь глазами следить.

"Ну что, Володя, залезай! Прокатим с ветерком!" Высоцкий замотал головой: "Нет".

- Да не бойся, - говорю. -

Еле-еле покрутим, как на карусели.

- Нет, ребята, боюсь, - честно признался он. И как я ни убеждал певца, он стоял насмерть.

Вернулись за праздничный стол. Никто нашей отлучки не заметил.

- История с центрифугой имела свое продолжение. Высоцкий попросил познакомить его с рядовыми испытателями. Много порассказали певцу ребята, преодолевавшие невероятные сверхнагрузки. Он подробно расспрашивал, встречался в институте с нашими врачами. И однажды на какой-то вечеринке достает вдруг пухлую пачку печатных листов - сценарий кинофильма об испытателях космических аппаратов. Сценарий мне показался удивительным. Конечно, интрига, мелодрама: во время аварии механизма испытатель чудом спасся, но остался калекой... Суть нашей работы была передана очень тонко. Да что там - гениально!

Олег Газенко, взявший сценарий на рецензию, тоже был восхищен. Я вернул рукопись Высоцкому. Однако дальнейшая судьба сценария мне не известна. Вроде бы он пропал. Мы пытались разыскать его, но безуспешно. Может, кто-то из читателей "Экспресс газеты" знает о судьбе сценария? Сообщите. Не хочется верить, что эта рукопись пропала навсегда.

ОТ РЕДАКЦИИ. Высоцкий мечтал о космосе. Буквально бредил им. Написал несколько песен о космонавтах, инопланетянах, летающих блюдцах. Это подтверждает и его первая жена Людмила Абрамова в недавнем интервью Инны Руденко для "Комсомольской прайды". "Мы тогда увлекались фантастикой. Верили в тарелки. Володя тогда пришельцев ждал..." Вот почему он хотел увидеть центрифугу. А от испытаний отказался, чтобы не расстраиваться. Ведь дорога в космос (как и многое другое) опальному певцу была закрыта.