Попенко Елена Павловна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 5.12.2010 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Popenko/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Елена Павловна ПОПЕНКО

Попенко Елена Павловна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Е. П. – Вы знаете, я же поступала в Школу-студию МХАТ на тот курс, где учился Володя Высоцкий. Дошла до третьего тура, а потом из Парижа вернулся Павел Владимирович Массальский,*1 который набирал курс. А я была невысокая, пухленькая, а читала героические вещи. Рабиндраната Тагора, например.

Массальский послушал и сказал: "Тут нет единства формы и содержания", – и не взял. Для меня это было страшным ударом. Радомысленский*2 ко мне подошёл, говорит: "Леночка, это он из Парижа вернулся, ещё не отошёл. Вы приходите в августе, у нас будет дополнительный набор".

Вместо этого я пошла домой и решила покончить жизнь самоубийством, но пока я решала, каким способом это лучше сделать, вдруг пришла Луиза Неделько*3 – она потом на курсе с Володей училась – и потащила меня сдавать документы в ГИТИС, куда меня и приняли.

Я очень дружила с Луизой, и во время учёбы часто приходила на их курс. Там выступал Святослав Рихтер.*4 Дело в том, что он перед тем, как выступать с новой программой, обкатывал её на студентах. В Школе-студии был хороший инструмент, он там выступал. И Володя Высоцкий тоже ходил на эти концерты слушать Рихтера.

А потом мы с Володей встретились в Театре имени Пушкина. Пригласил нас Борис Иванович Равенских.*5 Он принял театр и набирал молодёжь. Из МХАТа он взял Володю Высоцкого, Валю Бурова,*6 Леночку Ситко,*7 а из ГИТИСа он пригласил Тамару Лякину,*8 меня и Леонарда Варфоломеева,*9 который стал потом народным артистом и работал в Челябинском театре.

Когда мы пришли, нас, молодых актёров, естественно, сразу стали вводить в спектакли. И вот в "Аленьком цветочке" Володю ввели на Лешего, а меня – на Кикимору. Там было два состава актёров. Во взрослом составе Кикимору играла Ксения Александровна Куприна,*10 а Торстенсен*11 играл Лешего, а в молодом составе, значит, – Володя Высоцкий и Лена Попенко.

"Ты представляешь, какая ирония судьбы... Меня когда-то мама за руку водила на этот "Аленький цветочек", а теперь я в этом спектакле играю".

Мы много времени проводили с Володей именно в связи с этим спектаклем – играли, репетировали, ожидали выхода на сцену. Володя придумывал частушки для Лешего. Мы с ним придумали, что у нас роман такой лесной, так что Леший ухаживал за Кикиморой.

М. Ц. – И что, эти частушки были официально введены в спектакль?

Е. П. – Вы знаете, никто ничего не вводил. Он просто пел – и всё, и никому не было дела, мы там импровизировали каждый раз.

М. Ц. – Это были его тексты или фольклорные?

Е. П. – Я не знаю. Может быть, его тексты, но на основе фольклора.

М. Ц. – Ничего из этих текстов Вам не запомнилось?

Е. П. – Ну, если б было знать тогда...

М. Ц. – Помимо "Аленького цветочка", Высоцкий же играл и во взрослых спектаклях...

Е. П. – Он начинал репетировать ту роль, которую потом получил Раутбарт*12 в "Свиных хвостиках". Борис Иванович (Равенских, – М. Ц.) с ним работал. Потом произошла неприятная история – Володя пришёл на репетицию пьяный. Как сейчас помню, было это после возвращения с гастролей в Риге в верхнем репетиционном зале. Борис Иванович сразу возмутился и от роли его отставил. А в это время в театре появился Раутбарт. Он до этого работал в свердловском Театре оперетты (на самом деле – в Омском драматическом театре, – М. Ц.)

другой – Юрий Горобец*13 и Лин Варфоломеев, а две комнаты занимал Раутбарт с семьёй.

У Раутбарта была очаровательная мама – такая седенькая старушка, которая заплетала на ночь косички. Перед сном она считала нужным постучать к нам в комнату, где мы с Тамарой уже спали без задних ног. – "Девочки, Вы спите? Я хотела пожелать вам спокойной ночи!"

Володя в этой квартире бывал у нас в гостях, так что эту историю мы ему рассказывали.

М. Ц. – Со "Свиными хвостиками" у Высоцкого ничего не вышло, но Равенских вводил его на другие роли. Самой крупной была роль в пьесе "Дневник женщины". Вы помните этот спектакль?

– Да, помню эту пьесу, и я там играла. В главной роли была Скопина,*14 а ставил спектакль Петров.*15 Помню, мы все веселились, когда он во время репетиции кричал из зала: "Тьма!" – и свет вырубался. Это была очень интеллигентная пара – и Скопина, и Петров. Володю я в спектакле, честно говоря, не помню, потому что на сцене мы вместе не встречались

М. Ц. – Каким Вам запомнился Высоцкий в то время?

Е. П. – Володя увлекался в те времена блатными песнями, но человек был славный, добрый, тактичный. Понимаете, нас же воспитывали тогда по-особому... В театре у нас работал Борис Петрович Чирков.*16 – он вставал. Я ему: "Ну что Вы, Борис Петрович! Сидите, пожалуйста!" А он: "Нет-нет, я так не могу".

М. Ц. – Как говорят, Фаина Георгиевна Раневская*17 очень благоволила к Высоцкому...

– Она ко всем нам, молодым, благоволила. В ней был нерастраченный запас доброты и нежности.

М. Ц. – После ухода из Театра имени Пушкина Вы встречались с Высоцким?

– Встречалась два раза. Сначала в Москве, я пошла смотреть "Гамлета", а в антракте зашла к нему за кулисы. Он был очень по-доброму ко мне настроен, но пожаловался: "Очень горло болит". Вот это запомнилось. А второй раз я видела его в Ставрополе, где тогда работала. Это было летом 1978 года. Володя проводил то, что среди артистов называется "чёс". Он давал множество концертов в городском цирке.

На одном из этих концертов я была с сыном Сашей. Зашла за кулисами. Володя был очень доброжелательный, но очень усталый. Сказал, что устал от концертов очень. Я ему сказала: "Володя, может быть, ты голоден? Может быть, тебе домашней пищи хочется? Заходи к нам". Только потом я поняла, что он и не мог зайти, настолько он был востребован каждую минуту, настолько он был нарасхват...

2.12.2010 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2010)

1. Массальский Павел Владимирович (1904-1979) – народный артист СССР, актёр МХАТ им. Горького, профессор Школы-студии МХАТ.

2. Радомысленский Вениамин Захарович (1910- 1980) – в 1945-1980 гг. – ректор Школы-студии МХАТ.

3. Неделько Луиза Ивановна – актриса, выпускница Школы-студии МХАТ 1960 г.

4. Рихтер Святослав Теофилович (1915-1997) – пианист, народный артист СССР, один из крупнейших музыкантов XX века.

– театральный режиссёр, народный артист СССР; в 1960-1970 гг. – главный режиссёр московского Театра имени Пушкина.

6. Буров Валентин Евгеньевич (1938-2009) – заслуженный артист России, выпускник Школы-студии МХАТ 1960 г.

7. Ситко Елена Борисовна – заслуженная артистка России, выпускница Школы-студии МХАТ 1960 г., актриса Театра имени Пушкина.

8. Лякина Тамара Ивановна – народная артистка России, актриса Театра имени Пушкина.

9. Варфоломеев Леонард Иванович (1936-2010) – народный артист России, долгие годы был актёром Челябинского государственного академического театра драмы имени Наума Орлова.

– дочь писателя А. Куприна, с 1919 по 1956 г. жила в эмиграции во Франции, где была манекенщицей и киноактрисой. По возвращении в Москву стала актрисой театра имени Пушкина. Автор воспоминаний "Куприн – мой отец".

11. Торстенсен Владимир Владимирович – актёр Камерного театра, затем – Театра имени Пушкина.

12. Раутбарт Владимир Иосифович (1929-1969) – актёр, режиссёр, заслуженный артист РСФСР.

13. Горобец Юрий Васильевич – театральный актёр, народный артист России.

14. Скопина Людмила Александровна (1903-1992) – с 1956 г. актриса театра им. Пушкина, народная артистка РСФСР.

– театральный режиссёр.

16. Чирков Борис Петрович (1901-1982) – актёр театра и кино, народный артист СССР.

– актриса театра и кино, народная артистка СССР.

ПОПЕНКО, Елена Павловна. Актриса театра. Родилась 14 сентября 1938 г. под Владивостоком. Окончила ГИТИС в 1960 г., была принята в Московский театр имени Пушкина, где работала до декабря 1962 г. Работала в Ставропольском драматическом театре. В настоящее время – актриса Тульского драматического театра. Заслуженная артистка России. Живёт и работает в Туле.