Оганезов Левон Саркисович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 8.03.2012 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Oganezov/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Левон Саркисович ОГАНЕЗОВ

Оганезов Левон Саркисович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Л. О. – С Володей я познакомился очень давно. Я ещё тогда работал в Театре миниатюр. Там были очень хорошие актёры тогда, а режиссёром был Поляков. Как артист он был не выдающийся, но режиссёром был хорошим. И ещё он был автором. В театре шла его пьеса "Расскажите вы ей..." Это такое сатирическое обозрение, пародия на то, как у нас в театре и кино показывали сельскую жизнь.

Володя там репетировал роль колхозного сторожа, который ездит на роликовых коньках. Ему говорят: "Михеич, чего такой грустный?" – "Да вот, – говорит, – опять сигары не завезли..."

Когда Высоцкий пришёл в театр, мы практически сразу поехали поездом на гастроли в Свердловск. Я очень хорошо запомнил, как мы ехали на эти гастроли. В то время я учился в Консерватории, не очень любил бардов, практически и не слушал эти песни. А Володя тогда уже пел. У него была одна песня, которую никто не знает, а я её почему-то запомнил... Вы знаете, если бы Володя не был серьёзным поэтом, он бы мог писать куплеты и пародии. У него пародийность ярко выражена была уже тогда. Там в поезде он пел такую песню:

Я вхожу в большую светлую залу,
За столом сидела молодая чёткая судья,
Она вела протокол, она мне сказала:
"Ты мне – говорит, – Иванов, расскажи, как всё получилося..."

Это всё исполнялось скороговоркой и было очень смешно. Там было ещё вот так:

Я влил себе в грудь бутылку "Столичной",
И пусть я буду наказан как нахал,
Пятнадцать суток дайте мне, я вёл себя неприлично,
И выражения всякие нехорошие я себе позволял...*1

Какая-то длинная скороговорка, над которой все ржали. На сцене театра, как актёра, я его не запомнил, а вот то, как мы два с половиной дня ехали в Свердловск, и он постоянно играл на гитаре и пел, это я помню очень хорошо.

Отводили пару часов на сон – и всё сначала. Все были молодые, крепкие, все выпивали и пели под гитару.

– Историю увольнения Высоцкого из театра Вы не знаете?

Л. О. – Он вёл себя очень независимо. По тому времени это было не принято. Он не подчинялся иерархическому порядку "актёр – режиссёр". В характере у него не было такого. Он не делал карьеру, не заигрывал с начальством. Ну и, как полагается молодому человеку, он был нигилистом. Знаете, личностью или рождаются, или закаляются в борьбе. Вот он и закалялся, но, видимо, и родился с таким характером.

Что касается его песен, то в этом жанре работали тогда и Окуджава, и Визбор, и прочие. Слушать и переписывать песни Высоцкого начали не в начале, а в конце 1960-х годов. К всесоюзной славе он шёл лет восемь. А вначале Володю знали актёры – очень узкий круг, и они уже понимали его ценность. Володя говорил: "Ты не песню слушай, ты стихи слушай". У него с самого начала был кураж поэтический. Он не сочинял песню – он писал стихи и потом их озвучивал.

Позднее он начал серьёзнее относиться к театру, получил хорошие роли на Таганке. Я помню, приходил туда и видел, как он репетирует роль в "Добром человеке из Сезуана". Театр живёт по волчьим законам. Один раз Акела промахнётся – тут же набрасывается вся стая. Володя это хорошо знал.

Потом мы встретились на "Мелодии". Я принимал участие в записи пластинки Высоцкого с ансамблем Гараняна. Лёша Зубов там делал аранжировки. В каких-то песнях я участвовал вместо Бори Фрумкина, которому они были неинтересны. Просто эпизод, тут рассказывать нечего. Поставил ноты – и играешь.

М. Ц. – А других случаев, когда Вы аккомпанировали Высоцкому, у Вас не было?

Л. О. – Было один раз. Это было в Куйбышеве, во Дворце спорта. Это всё спонтанно получилось. Мы встретились после некоторого перерыва, он говорит: "Ты знаешь мои песни?" – Я говорю: "Ну, знаю, конечно". И я ему саккомпанировал три песни.

М. Ц. – В каком году это было, не помните?

Л. О. – Точно не помню, но знаю, что Дворец спорта открывался после капитального ремонта. Это было в 1976 или 1977 году, когда Володя уже был жутко популярен. По времени это была поздняя осень. Администратор у Володи был рыжий такой Яша. Он ему сказал, что зовут в Куйбышев и платят наличными. У администраторов есть своя "цыганская почта", они узнают о таких вещах друг от друга. "Левые" концерты – это уголовно наказуемые деяния. Причём артиста пожурят, а администратора могут посадить лет на десять.

"левак", самый настоящий "левак". Полный зал, билеты по три рубля, четыре с половиной тысячи зрителей. Так что там все довольны были.

М. Ц. – Какие именно песни Вы аккомпанировали?

Л. О. – "Капитана в тот день называли на "ты"..." Потом, "Ой, Вань, глади, какие клоуны..." Третью не помню. Причём он меня попросил на сцену не выходить. Мне за сценой поставили электрический инструмент, и я ему подыгрывал басы.

М. Ц. – А Вы уверены, что это было именно в Куйбышеве?

Л. О. – Абсолютно! Я ещё помню, что тогда он мне долг отдал. За какое-то время до этого мы встретились в ресторане ВТО, и Володя попросил в долг 30 рублей. Я ему дал, а потом мы какое-то время не встречались. А тут он меня попросил саккомпанировать и говорит: "Да, кстати! Я ж тебе деньги должен" – и вернул.*2

тебя делают пародию, значит, тебя хорошо знают. Володя был уже невероятно популярен, но мы не воспринимали его каким-то особенным. Живёт человек рядом с тобой, ходит... Такой, как все. Только после смерти мы поняли, что он великий.

11.12.2011 г. и 5.02.2012 г.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2012)

Примечания

""Чужие" песни Владимира Высоцкого", слова эти – из песни Евгения Аграновича "Чуткая судья", музыку к которой в конце 1950-х гг. написал Никита Богословский.

2. Визиты Высоцкого в Куйбышев описаны очень подробно. Судя по всему, выступление, о котором идёт речь, проходило в другом городе, и Л. Оганезова в этот раз подвела память.

. Пианист, композитор, актёр, телеведущий. Родился 25 декабря 1940 г. в Москве. Окончил Московскую консерваторию. Неоднократно побеждал на фортепианных конкурсах. Снимался в фильмах "На эстраде Владимир Винокур", "След дождя", "Ключ от спальни" и др. Как аккомпаниатор работал со многими известными артистами: Клавдией Шульженко, Олегом Анофриевым, Валентиной Толкуновой, Иосифом Кобзоном, Андреем Мироновым, Владимиром Винокуром, Ларисой Голубкиной, Максимом Галкиным и др. Работал в московском Театре миниатюр, позднее выступал на сцене театра Сатиры в спектакле по пьесе Г. Горина "Прощай, конферансье!", был ведущим программ "Суета вокруг рояля", "Белый попугай", "Добрый вечер с Игорем Угольниковым", "Жизнь прекрасна". Народный артист России (2010 г.) Живёт в Москве.

Раздел сайта: