Мохов Николай Павлович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 30.10.2009 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Mohov/text.html

Николай Павлович МОХОВ

Мохов Николай Павлович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Четыре года Вы учились в Школе-студии МХАТ на одном курсе с Владимиром Высоцким. Что запомнилось Вам из его ранних студенческих работ?

Н. М. – Запомнился Бубнов в пьесе "На дне". Мы играли там вместе, я был в роли Сатина. Мне кажется, роль эта у него получилась очень хорошо.

М. Ц. – "Очень хорошо" – на каком уровне? Ещё на студенческом или уже на взрослом, профессиональном уровне? Допустим, Высоцкий после окончания студии получил бы приглашение во МХАТ, где шёл этот спектакль? Мог бы Высоцкий в тот момент рассчитывать получить серьёзную роль во МХАТе?

– Ну, видите ли, смотря какой МХАТ... Смотря какие актёры рядом. Есть МХАТ одного времени, есть другого. Рядом, скажем, с Леонидовым*1 Высоцкий бы, наверное, не смотрелся и потерялся бы. А может быть, и нет. Многое же от режиссёра зависит.

Что же касается нашего спектакля, то, как мне кажется, и Володя, и все мы, наверное, были уже доведены к этому времени до уровня профессионального. Школа, знаете ли...

Я её боготворил. Я не знаю, как сейчас, а в наше время она так хорошо готовила актёров, как никакая другая. Какие педагоги были! Вершилов, Массальский, Тарханов. И в результате к моменту окончания много режиссёров приезжало, нас разбирали нарасхват.

Нас так готовили, что скидки на возраст не было. Я, например, приехал в Красноярск – и мне сразу дали играть Гамлета. И через две репетиции я уже играл Гамлета. Я не хвастаюсь, я не хочу сказать, что это только моя заслуга, в этом огромная заслуга школы, которая меня воспитала.

– то, что он делал, он делал на хорошем профессиональном уровне.

М. Ц. – А другие выпускные спектакли помните?

Н. М. – Очень смутно. Мы ставили "Золотого мальчика",*2 но я его почему-то совсем не помню. А вот "На дне" – я мог бы рассказать о каждом. Всех помню и всех вижу, как сейчас. Значит, наверное, всё-таки это ценность, раз так запомнилось. Не как играл лично я, как играли и работали все.

М. Ц. – И в статье "Девятнадцать из МХАТа" вас почти всех поимённо упомянули.*3

– Да-да, была статья. Вы такой молодец, всё так знаете... Сейчас это редко бывает...

М. Ц. – И "На дне", и "Золотой мальчик" – это уже 1960 год. А до этого на курсе ставилась "Свадьба" по Чехову. Это Вам запомнилось?

Н. М. – Да, был такой спектакль. Я помню, как играл Гена Портер, а вот что делал Володя, что-то не припомню, не отразилось это у меня в памяти. Тут, видимо, в том дело, что в моём восприятии классический фильм "Свадьба" затмил наш студенческий спектакль. Классическая "Свадьба" как-то утесняет нашу постановку. Конечно, она была менее выразительная. А ещё по Чехову мы делали отрывок из "Дяди Вани", там мы втроём работали – Вильдан, Высоцкий и я.

А какая Ваша вообще задача? Вы хотите показать, какой Володя был хороший актёр?

М. Ц. – Нет, моя задача не в этом. Я беседую с людьми, знавшими Высоцкого. Из их воспоминаний составляется его портрет, так сказать, без ретуши. Я никогда не изменяю ни одной буквы и ничего не приукрашиваю. Вот, скажем, недавно я беседовал с Вашей сокурсницей Лолой Евгениной...

– Да-да, была такая. Она, кажется, потом уехала вместе с Витей Большаковым. И что она?

М. Ц. – Она на мой вопрос, что ей запомнилось о Высоцком, сказала только, что он очень нахальный и грубый. Всё, больше ничего она не помнит.

– Нет-нет, это не так. Это просто дама такая капризная, нехорошая. Неправда это. Ну и Бог с ней.

– Согласен, Бог с ней. Давайте снова вернёмся в Школу-студию МХАТ. Вам не запомнилась совместная работа Высоцкого и Вильдана – отрывок из "Преступления и наказания"?

Н. М. – Да-да, что-то припоминаю... Высоцкий играл Порфирия Петровича... Там были очень хорошие намётки. Намётки только. Ну, естественно – мы же только учились.

– А как учился Высоцкий?

Н. М. – Легко. Он стремился работать, стремился узнавать, что-то пробовать, экспериментировать. Он был по природе экспериментатор.

– Вы встречались с Высоцким после окончания школы-студии?

Н. М. – Я после окончания уехал из Москвы... Не хотел терять времени, пока мне дадут хорошие роли. Хотя звали меня остаться в столице, приглашали в Театр имени Пушкина, где многие наши ребята пробовались, но я укатил в Красноярск.

Потом я часто бывал в Москве и приходил в Театр на Таганке, смотрел Володю. В "Гамлете", в частности. Он ценил моё мнение, спрашивал: "Ну, Коля, как тебе?"

– И как Вам?

– Ну что я могу сказать... Любимов взял специфические качества актёра Высоцкого и получился интересный Гамлет. Вот Гамлет с гитарой сидит у стены – это уже что-то специфическое.

М. Ц. – Мне почему-то кажется, что Вы не целиком принимаете идею таганковской постановки?

Н. М. – Ну а почему мне надо принимать это целиком? У меня своё видение.

М. Ц. – Ну да, разумеется. Но вот если немного изменить вопрос... В 1970-е годы в стране было два наиболее известных Гамлета – это Высоцкий и Смоктуновский. Исполнение роли, трактовка, рисунок – всё абсолютно разное. Какой из двух Гамлетов Вам ближе?

– Мне ближе Гамлет Смоктуновского. Я придерживаюсь того мнения, что театр должен проникать в душу человеческую. Это должно нас трогать, должно нас задевать. В этом предназначение театра, с моей точки зрения. Тот театр, где работал Володя, – он был хороший, он был энергичный. И там был хороший свой Гамлет. Но это был Гамлет Высоцкого и Любимова, а не Шекспира. Я поклонник старого театра.

М. Ц. – Классического?

Н. М. – Ну нельзя быть просто совсем классическим, но спектакль должен задевать душу, когда уходишь и начинаешь задумываться. А иначе что же? Смотреть, какая хорошая пластика у актёров, или как здорово сшиты костюмы, или какое там необычное оформление? Не в этом предназначение театра.

М. Ц. – Другие роли Высоцкого на Таганке Вы видели?

– Да, я видел. Что-то очень политическое. "Восемнадцать дней", что ли?

– "Десять дней, которые потрясли мир". А Галилея в исполнении Высоцкого Вы смотрели?

Н. М. – Да. Что сказать? Знаете, это была страсть такая... Как вообще всегда, где был Володя, там было много темперамента. Я думаю, это было хорошо. Мне трудно сейчас судить, потому что столько времени уже прошло, да и я, наверное, изменился. Так что я воздержусь сейчас от каких-то категоричных оценок, чтобы и Володю не обидеть, и Вас не ввести в заблуждение.

24.10.2009 г.

(Copyright © 2009)

1. Леонидов Леонид Миронович (1873-1941). Знаменитый актёр МХАТ. Народный артист СССР.

"Золотой мальчик" – пьеса американского драматурга К. Одетса, написанная в 1937 г. На сцене Школы-студии МХАТ премьера состоялась 6 апреля 1960 г. Высоцкий исполнял роль Сигги.

3. Статья Л. Сергеева "Девятнадцать из МХАТ", опубликованная в газете "Советская культура" 28 июня 1960 года, повествовала о постановке "На дне" студентами выпускного курса Школы-студии МХАТ. Это первое упоминание имени Высоцкого в прессе.

в Красноярском краевом театре, Рижском и Ереванском академических русских драматических театрах. С 1982 г. работает в Томском драматическом театре. В числе ролей, сыгранных Н. Моховым, – Гамлет, Отелло, король Лир в пьесах Шекспира, Борис Годунов, Несчастливцев в "Лесе" Островского, Лука в "На дне" Горького, Мольер в пьесе Булгакова. Создатель Томского камерного драматического театра. Народный артист России (1998). Живёт и работает в Томске.