Кавалеров Александр Александрович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 14.11.2012 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Kavalerov/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Александр Александрович КАВАЛЕРОВ

Кавалеров Александр Александрович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – В одном из интервью Вы коротко упомянули, что были знакомы с Владимиром Высоцким. А как Вы с ним познакомились?

А. К. – В 1967 году я приехал на Одесскую киностудию сниматься в картине "У моря, где мы играли" режиссёра Володи Македонского, это была его дипломная работа. Нас, детей, посетили в "Куряж", знаменитую гостиницу при киностудии. Я был самым старшим из подростков, мне исполнилось 16 лет. На тот момент я был "звездой", потому что слава "Республики ШКИД" уже летела по стране целый год. Там, в "Куряже", собиралась не имеющая квартир творческая братия.

Кто именно в той компании был, точно сейчас не вспомню. Абсолютно точно помню Галю Польских, Володю Мальцева по кличке "Пушкин", знаменитейшего человека на студии. Феноменальный был человек, одессит до мозга костей. Туда же приходил режиссёр Валентин Фёдорович Козачков, однокурсник Шукшина, который нас воспитывал, обучал потихоньку, как надо готовить, – а сам он готовил просто феноменально. Ну и другие люди там были. Туда по ночам и вечерам, – но, в основном, по ночам, – приходил к своим друзьям Владимир Семёнович, которого я на тот момент лично не знал, но знал по песням.

– и вдруг я увидел этого человека в гостинице!

Он влетал в эту двухэтажную гостиницу для бесквартирных творческих работников, и Марья Ильинична, вахтёр, спрашивала: "Володя, ты сегодня до скольких будешь?" На что он отвечал: "Да не знаю. Часов до двух, до трёх. Как пойдёт". Там устраивались нормальные пьянки. Никакие не банкеты, а просто пьянки.

Однажды меня зачем-то занесло на улицу, где был построен какой-то кусок белых гор, там заканчивали картину "Вертикаль". Я это видел, но что происходило в кадре, я не помню. Любя Высоцкого, я этот фильм посмотрел, но с трудом. Фильм же абсолютно бездарный.

Семиструнную гитару я начал держать в руках именно благодаря Высоцкому. Первые аккорды мне показал Ян Френкель, потом – Серёжа Гурзо, а потом я учился у Высоцкого. Я смотрел на него и учился, а нот я и до сих пор не знаю. И вообще я, по сути дела, научился играть на гитаре благодаря ему, – для того, чтобы играть его песни.

М. Ц. – После Одессы Вы встречались с Высоцким?

– Ну конечно! Я одно время пропадал в театре на Таганке. Я дружил с Виталием Шаповаловым, хорошо знал Лёню Филатова, поэтому я видел там практически все спектакли. Хотя, надо сказать, тогда у меня интереса не было. Высоцкий был жив, и не было вокруг его имени такого уж ореола...

М. Ц. – У Вас с Высоцким 13 лет разницы в возрасте. Как Вы к нему обращались?

А. К. – Я никогда в жизни не называл его Володей. Когда снимался "Мужской разговор" – это 1968 год, – я жил у Шукшина. И вот туда приходили все те, кого Высоцкий упоминал в своих концертах, – Левон Кочарян, Артур Макаров, и сам Высоцкий. И если Шукшина я называл дядей Васей, то Высоцкого – только Владимиром Семёновичем.

Вообще надо сказать, что меня всегда тянуло к мужикам значительно старше себя – у меня не было отца, а они меня все любили из-за этого "Мамочки" дикой отцовской любовью и с жалостью. Я всегда был жутко худым, и они меня, как дитя, оберегали.

Когда я приезжал в Москву, не было такого случая, чтобы мы не общались с Шукшиным и Высоцким. Потом я ушёл в армию – и вот за что я ненавижу Советскую армию, так это за то, что меня не отпустили на похороны Шукшина. Я его считал своим отцом – единственным и в стране, и в актёрском нашем мире.

ресторан "Арагви". И все эти походы сопровождались трёпом, разговорами, пьянками и песнями.

Когда-то меня попросили написать воспоминания о Шукшине для книги. Я сказал: "Ну я-то напишу, но у вас ведь волосы дыбом встанут". Начать со знакомства нашего... Я говорю Вам это потому, что Василий Макарович Шукшин – это неотъемлемая часть Владимира Семёновича Высоцкого. И вот знакомство... Мы закончили кинопробы на фильм "Мужской разговор". Я жил в гостинице "Турист". Спускаюсь вниз – стоит пьяный Шукшин. Зовёт меня к себе: "Пацан, слушай, купи мне бутылку коньяка, мне не продают". Я говорю: "Дядя Вася, это я, – Саша". Он: "Во как! А я твои фотопробы домой несу". Зачем он их нёс домой, я не знаю. Показать, наверное, друзьям хотел.

Он меня вытащил из этой гостиницы и повёз к себе в Свиблово. Потом он таскал меня по всем своим бабам – то ли любовницам, то ли коллегам, чтобы я орал русские народные песни.

Я пел и песни Высоцкого. Причём одну песню он мне подарил.

М. Ц. – То есть, как подарил?

– Это был 1976 год, была такая картина Говорухина "Ветер "Надежды"". Как мне рассказали, Высоцкий записал фонограммы песен и уехал куда-то. Дело было в Ялте, где я снимался в другой картине. Ассистенты Говорухина вызвали меня для исполнения песни "Почему аборигены съели Кука". Я её в картине пою, а несколько актёров мне подпевают.

Премьера была то ли Доме кино, то ли в ЦДРИ. Как мне сказали, Высоцкий спросил у Говорухина, почему песня звучит не в его исполнении, но что Говорухин ответил: "Ну тебя не было, он её и записал".

Я помню, что я подошёл к барной стойке, налив себе кружку пива. Владимир Семёнович повернулся ко мне, улыбнулся и как-то по-братски сказал: "Ну ладно, пой. Пока не убью". Я так подумал, что песня была мне подарена. А потом на озучании я забрал себе распечатанный текст песни "Был развесёлый розовый восход" и оставил её в своём репертуаре.

Высоцкого я знал тринадцать лет. Я никогда с ним не дружил, это я всегда подчёркиваю. А то после смерти у него столько друзей развелось, что со счёту сбиться можно.

Очень жалею об одном. Когда-то, ещё при жизни Высоцкого, мне предлагали на Одесской студии забрать гитару, на которой он играл, и я, болван, отказался. Я подумал, что Высоцкому она самому ещё пригодится. Но кто же мог знать, что он так рано умрёт?..

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2012)

Примечания

КАВАЛЕРОВ, Александр Александрович "Балтийское небо"). Всесоюзную известность принесла ему роль Мамочки в кинофильме режиссёра Г. Полоки "Республика ШКИД". Снимался в фильмах "Мужской разговор", удостоенном в 1969 г. приза "Золотая Минерва" на Венецианском международном фестивале детских фильмов, "Приключения жёлтого чемоданчика", "Минута молчания", "Горячий снег", "По собственному желанию", "Мужество", "Человек со свалки" и многих других. По словам самого актёра, он был единственным членом Союза кинематографистов, не имеющим специального образования. До последних лет жизни играл на сцене театра эстрады "Бенефис" (Санкт-Петербург). Умер 17 июня 2014 г., похоронен в Санкт-Петербурге на Киновеевском кладбище.

Раздел сайта: