Ильяшевский Юрий Борисович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 2.05.2013 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Ilyashevsky/text.html

Юрий Борисович ИЛЬЯШЕВСКИЙ

Ильяшевский Юрий Борисович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – В начале 1960-х гг. Вы с Владимиром Высоцким работали в одном театре и участвовали в одном спектакле. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Ю. И. – Театр образовался так. На курсе Высоцкого учился Гена Ялович. И был такой человек – Женя Радомысленский, сын ректора Школы-студии МХАТ. Папа ему покровительствовал и очень хотел, чтобы у Жени был свой театр, и на этой почве они с Геной объединились. Женя в связи с папой обладал административными связями, и они придумали создать некое объединение актёров.

В основном, это были актёры МХАТа, но не только – вот тот же Володя, Рома Вильдан и Валя Буров, которые работали в Театре имени Пушкина. Из известных уже актёров были Лев Борисович Круглый и Михаил Николаевич Зимин. Выбили репетиционное помещение при клубе КГБ на Лубянке.*1 "Белую болезнь" Чапека. И вот мы собирались ночами, пытались что-то сделать, пока это не развалилось совсем.

М. Ц. – Но спектакль-то был поставлен и игрался на публике. Было даже несколько рецензий.

Ю. И. – Если что-то и вышло, то я как-то не очень в курсе дела. Там начались разногласия между Яловичем и Радомысленским по поводу идей, тактики и так далее… А ребята все начали в своих театрах работать нормально, всё утряслось, и это стало никому не нужно. Да, кажется, Вы правы – сыграли спектакль несколько раз, но это всё было в стадии обкатки. А как продать полусделанное? Там не было у нас больших интриганов и деятелей.

Вдруг Женя придумал, что надо ехать в Дубну – там примут театр. Мы туда и ездили, но ничего не вышло. Было много разных мелочей, которые, в конечном итоге, это дело и погубили. Ну и разошлись без особой грусти.

М. Ц. – Помимо "Экспериментальной студии молодых актёров" у Вас с Высоцким было общение?

– Я с ним познакомился ещё в 1959-м году. Я занимался в театральном кружке у мхатовского актёра Владимира Николаевича Богомолова. В то время я был студентом циркового училища и играл у Богомолова в чеховском спектакле "Моя жизнь". Володя приходил туда и учил меня, как надо играть, а я всё думал: "Какого чёрта он меня учит? Кто он такой вообще?"

А потом вышло так, что Володя в 1960-м году студию окончил, а я как раз поступил туда. В 1962-м году начался этот театр Яловича и Радомысленского. Репетиции иногда кончались в три часа ночи. Ну куда ехать? А у Жоры Епифанцева, который тоже участвовал в этом деле, была квартира на Большом Каретном, в которой он жил со своей женой, балериной. Ну, брали водки и ехали туда, а утром – на занятия.

Тогда Володя ещё не был большим поэтом, но мы уже пели "Где твои семнадцать лет..." и ещё несколько песен. А вообще о том, что Володя поэт, я узнал, когда он написал очень хорошие стихи своей преподавательнице сценической речи Елизавете Фёдоровне Саричевой.*2

М. Ц. – Об этой квартире Епифанцева Высоцкий написал песню "В этом доме большом раньше пьянка была..."

Ю. И. – Да-да-да! Помню, конечно. Эту песню мы тоже там пели.

– Кто входил в эту компанию? Только члены студии, или были и другие люди?

Ю. И. – Чужих там не было. Только актёры и жена Епифанцева. Жорка был очень интересный человек. Он уже сыграл Фому Гордеева очень хорошо, но актёром себя не считал, а считал себя художником-абстракционистом. Все стены и все двери у него были расписаны в абстрактном стиле. Такая атмосфера была богемная.

В 1964-м году мы расстались, и встречались с Володей уже очень редко. Мне запомнились два эпизода. Однажды в ресторане ВТО я встретил их с Мариной Влади. Я даже не поверил, что это она. Такая странная полупьяная компания – кто-то на руках борется, кто-то кричит что-то...

М. Ц. – А второй эпизод?

– А второй эпизод был примерно в то же время, в конце 1960-х годов, и в том же месте. Это было время, когда Володю сажали в какие-то поезда, самолёты, везли куда-то... Популярность уже была огромная. И вот однажды я увидел, как он входит в ресторан ВТО. Смотрю – очень грязные руки у него. Подходит ко мне: "Я сяду?" – "Конечно, – говорю, – садись. А почему руки грязные?" – "Сейчас увидишь, почему".

"Володя, давай, поехали!" А он всем показывал руки и говорил: "Машину чиню. Не могу, не могу. Машина, машина..." Такой способ он придумал, чтоб не очень приставали.

Я его спросил: "Володя, как ты к этому относишься?" А он мне: "Старик, не поверишь! Как страшный сон!"

А потом все как-то разошлись по своим закуткам, по своей жизни. Когда Володя стал известным, я уже о нём узнавал только через Севу Абдулова.

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

© 2013)

Примечания

"Экспериментальная студия молодых актёров" существовала при клубе Совета народного хозяйства СССР, и располагалась по адресу: ул. Дзержинского, д. 13.

2. "Педагогу" ("Вы обращались с нами строго…") См.: В. Высоцкий. Собр. соч. в 5 томах. Т. 1. "Тулица". 1995 г. стр. 286-287.

ИЛЬЯШЕВСКИЙ, Юрий Борисович– курсы по подготовке творческих работников телевидения (отделение режиссёров), в 1971 г. – аспирантуру Школы-студии МХАТ. В качестве актёра работал в Московском драматическом театре им. Станиславского, в качестве телевизионного режиссёра – в литературно-драматической редакции цветного телевидения, в качестве театрального режиссёра – в Московском Новом драматическом театре. Преподавал актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ. С 1977 г. преподаёт во ВГИКе на кафедре актёрского мастерства, доцент кафедры. В настоящее время преподает в актёрской мастерской В. А. Грамматикова. С 1994 по 1998 гг. находился в командировке в Мехико (Мексика). В рамках сотрудничества ВГИК и Театральной академии в Мехико создал актёрскую школу. Автор ряда статей по вопросам преподавания актёрского мастерства. Живёт и работает в Москве.