Гребешкова Нина Павловна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 26.10.2011 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Grebeshkova/text.html

Нина Павловна ГРЕБЕШКОВА

Гребешкова Нина Павловна (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – В 1970 году Ваш муж, Леонид Иович Гайдай, утвердил Владимира Высоцкого на роль Остапа Бендера. При этом известно, что на роль пробовались не менее двадцати актёров очень высокого класса. Какие именно качества Высоцкого-актёра позволили Л. Гайдаю выделить именно его?

Н. Г. – Вы знаете, Лёня никого, кроме Высоцкого, в этой роли не представлял. И он был на эту роль утверждён, но заболел. И когда оказалось, что Высоцкий играть не может, начались мучительные поиски. Леонид Иович пробовал очень многих – даже шахматиста Бориса Спасского.

М. Ц. – Я знаю о той "болезни" Высоцкого. Но ведь такого рода недуги бывали у него часто. Ждать выздоровления, видимо, не было возможности?

– Это был такой период, когда Володя болел слишком долго... А тут ведь две серии. И надо было быстро запускаться.

Вообще, изначально Гайдая на этот фильм не утверждали, хотя он подавал заявку несколько раз. А Данелия был утверждён. И он у себя это разрешение какое-то время продержал, а потом подумал, что ему это неинтересно, и отказался. Они встретились с Леонидом Иовичем, и Георгий Николаевич сказал: "Лёня, я знаю, – ты хочешь снимать, а я отказываюсь".

Причём оставалось полтора месяца до приезда тогдашнего председателя Госкино Романова, и нужно было обязательно запуститься. Потому что если не успеть начать работу, то Романов, если бы захотел, мог бы съёмки запретить. Так что надо было торопиться, и ждать Володю было невозможно.

В связи с этой поспешностью пришлось, кстати, отказаться от Костюковского и Слободского, – сценаристов, с которыми Гайдай всегда работал. Их не устраивала оплата, они настаивали на том, чтобы Лёня в Госкино просил увеличить гонорары. Гайдай объяснял, что это невозможно, надо срочно запускаться. Предлагал отдать им свой гонорар за работу над сценарием, чтобы в титрах были только они, но они всё равно отказались. Таким образом, сценаристом стал Владлен Бахнов. Лёня был очень доволен, потому что Бахнов – очень талантливый человек, сумел всё сделать отлично.

А если бы всё получилось, как задумано, то был бы дуэт Володи Высоцкого и Сергея Николаевича Филиппова. После выхода первой Лёниной картины "Жених с того света" мы были в Барнауле и на каком-то литературном празднике встретили Филиппова. Он в "Женихе с того света" играл домуправа, а картину сократили – из полнометражки сделали пятичастёвку. Сцена с Филипповым вылетела.

"Ну что, я Вам плохо сыграл?" Лёня говорит: "Вы очень хорошо сыграли, это я плохо снял, и меня заставили всё порезать". Тем не менее, Филиппов обиделся, и тогда Лёня ему сказал: "Сергей Николаевич, если мне когда-нибудь удастся снять картину "Двенадцать стульев", Вы будете играть Кису Воробьянинова".

Это было в 1957 году, и когда в 1970 году встал вопрос, кто кого будет играть, то Леонид Иович сразу сказал: "Сниматься будет Филиппов. Я ему обещал".

М. Ц. – Кинопробу Высоцкого и Натальи Крачковской Вы видели?

Н. Г. – Нет. Когда снимался фильм, я в этом совершенно не участвовала. Мне Лёня говорил: "Нина, у тебя, оказывается, совершенно нет чувства юмора". Это было его самым большим оскорблением. (Смеётся.) Я возмущалась: "Как это?! Как это нет?!"

М. Ц. – О записи Высоцкого для фильма "Иван Васильевич меняет профессию" Вы знаете? Где и когда она делалась?

– Не знаю, где и когда, но знаю, что Лёня был счастлив, что Володя записал эту песню для его картины.

М. Ц. – А почему Леонид Иович хотел, чтобы песня Высоцкого звучала в том фильме?

Н. Г. – Понимаете, в чём дело... Булгаков не был запрещён. Но он был нежелателен. Поэтому у Лёни внутри всё кипело: "Почему нежелателен? Это же прекрасно, это же здорово!" И точно такое же положение было у Высоцкого. А Лёня был протестный человек. Недаром у него даже в такой картине, как "Бриллиантовая рука" звучала протестная несоветская фраза: "Чтоб ты всю жизнь на одну зарплату жил!"

Роль Ивана Грозного в картине изначально писалась на Юру Никулина, но тот сказал: "Лёня, эта картина пойдёт на полку. Я не хочу тратить год жизни, а потом этого никто не увидит". Там было много такого, что нормальный человек говорить не будет, это можно было сказать только со специфической Юриной внешностью. И, прочитав сценарий, Юра отказался. В итоге, роль великолепно сыграл Юрий Васильевич Яковлев, и Лёня нисколько не жалел. А Юра Никулин, посмотрев фильм, сказал: "Какой же я был дурак..."

А с Володей... Ну не то, чтобы Леонид Иович его поддерживал или где-то за него голосовал...

– Просто он к нежелательному Булгакову добавил нежелательного Высоцкого.

Н. Г. – Ну конечно! И получался некий двойной протест.

М. Ц. – А где и когда Вы лично встречались с Высоцким?

Н. Г. – Честно Вам скажу – творческих встреч у нас не было. Какие-то съёмки, репетиции – такого не бывало. Мы с ним встречались на Комсомольском проспекте в автосервисе. Мы чинили машины у одного и того же мастера. Володя знал меня, я знала его, но когда речь идёт о ремонте машины, то мы сосредотачивались не на личностях тех, с кем мы встретились, а, в основном, на вопросе, когда машина будет готова.

М. Ц. – В компаниях каких-нибудь у вас встреч не было?

– Нет, мы слишком разного возраста.

М. Ц. – Он был моложе Вас на восемь лет.

Н. Г. – Это много. К тому же у меня разница с Лёней была почти девять лет, – и я была как бы приписана к его возрасту. Все мои знакомые, кроме однокурсников, – это люди старше меня. Володя оказывался уже как бы через поколение.

М. Ц. – Леонид Иович был старше Владимира Семёновича на 15 лет. Друзьями, они, конечно, быть не могли, но мне интересно, говорил ли что-нибудь Гайдай о Высоцком?

Н. Г. – Он его просто боготворил! Он вообще очень любил людей талантливых, самобытных, нестандартных. Он знал его песни, постоянно слушал. Он просто обожал Володю – причём, в первую очередь, именно как поэта.

(Copyright © 2011)

Примечания

ГРЕБЕШКОВА, Нина Павловна– с 1950 г., исполнила около 60-ти киноролей, в том числе, в кинолентах "Кавказская пленницы", "Бриллиантовая рука", "Доживём до понедельника", "Дни хирурга Мишкина", "Не может быть!", "За спичками" и др. В 1954-1990 гг. – актриса Театра-студии киноактёра. Заслуженная артистка России (2001). Живёт в Москве.

Раздел сайта: