Дробицкий Эдуард Николаевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 19.12.2006 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Drobickij/text.html

О Владимире Высоцком вспоминает

Эдуард Николаевич ДРОБИЦКИЙ

Дробицкий Эдуард Николаевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Любители живописи знают Вас не только как плакатиста, но и как книжного иллюстратора и живописца. Ну а любителям творчества Высоцкого, естественно, прекрасно знакома Ваша картина "Поэты А. Пушкин и В. Высоцкий". Когда она была написана?

Э. Д. – Таких работ две. Первая из них написана за месяц до смерти Высоцкого. Он её видел. Осенью 1980 года она уже была выставлена на выставке на Малой Грузинской улице в Москве.

М. Ц. – Что Высоцкий сказал, увидев это полотно?

Э. Д. – Он засмеялся, сказал: "Тебе мало, что ли, доставалось? Что же будут говорить пушкиноведы, ты нас поставил с Пушкиным на одну доску". А я ему на это сказал: "Менталитет русского народа никто из поэтов не сформулировал лучше тебя. Даже Пушкин.

"Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал".

Даже Бога дурят! Живут плохо, а купола кроют золотом – вроде, живём хорошо!"

В общем-то, я тоже ожидал нелестных слов. Но, как ни странно, мы оба с Володей не угадали. Все отзывались очень хорошо, и никаких выпадов ни против меня, ни против него не было.

Дробицкий Эдуард Николаевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Вы сказали, что таких работ было две. Значит, потом Вы повторили эту картину?

Э. Д. – Да. На первой работе у Пушкина закрыто лицо, чёрной краской замазано. А на лице я написал: "Александр Пушкин". Дело в том, что они мне казались одинаковыми. Если на лице Высоцкого сделать бакенбарды, то они были бы как близнецы. Я сам обалдел, потому и замазал лицо буквально за два часа до выставки.

На выставке Нина Максимовна, мать Володи, спросила меня, зачем я это сделал. Я сказал: "Вы знаете, во-первых, оно мешает восприятию, а во-вторых, Пушкина все знают, а Володю ещё нет. Вот теперь будут знать все".

А вторую работу, которую Вы знаете, я написал позднее, она находится в музее Высоцкого. Там лицо Пушкина открыто. Я писал ту картину к двухсотлетию со дня рождения Пушкина.

М. Ц. – А где теперь первая работа?

Э. Д. – В Дании, в частной коллекции Эрика Брауна. Он купил несколько моих работ – "Грига", "Достоевского", "Пугачёву" и "Пушкина и Высоцкого".

– А когда Вы познакомились с Высоцким?

Э. Д. – Познакомились давно, в конце 1960-х годов. Встречались, выпивали... Володя уже работал на Таганке. Я приезжал после спектакля, забирал их, и мы куда-то ехали веселиться... В нашей компании были Хмельницкий, Шаповалов по прозвищу "Шопен", оператор Лёша Чердынин, который тогда был мужем Ларисы Лужиной, друг Володи Артур Макаров... А потом, уже в 70-е годы, Володя жил в нашем доме. Это же, по сути, дом художников, – Малая Грузинская, дом 28.

М. Ц. – Какие были художественные вкусы и пристрастия Высоцкого?

Э. Д. – Вы знаете, его вкусы шли гораздо выше социалистического реализма, он его так же не признавал, как и мы. У него был круг художников, чьи работы ему очень нравились. Скажем, художник из Киева Вадим Игнатов.*1

М. Ц. – Владимир Семёнович любил Ваши плакаты?

Э. Д. – Он к ним очень хорошо относился.

М. Ц. – Высоцкий был подкован в художественном отношении?

Э. Д. – Да-да. И не только в живописи. Он прекрасно разбирался в поэзии – и в нашей, и в западной. Интересовался русской философией, знал работы Бердяева, Розанова, Флоренского. Они все тогда были запрещены, но в нашем кругу книги эти ходили. Кто что откопает – этим всегда делились. И думали: ну как могли русские, интеллигенция, не допереть до одной простой вещи! Откройте словарь Даля и прочитайте: "Коммунизм – это политическое учение о праве каждого на чужое". Ну почему никто не прочитал Даля?!

– Каким был Высоцкий в общении?

Э. Д. – Вы знаете, когда он не хотел с кем-то общаться, он сидел и смотрел исподлобья. Вот я его таким и написал – это был его коронный взгляд. Так он смотрел, пока не поймёт, кто это, что за человек. А когда понимал человека, тогда становился совсем другим, расслаблялся, шутить начинал.

Раздражало его, конечно, когда кто-то запанибрата, по плечу хлопает: "Поехали с нами, Володя! И Марину привози!" Ну какому нормальному человеку это понравится?

М. Ц. – Вы были председателем московского комитета художников-графиков на Малой Грузинской (за что и получили художники прозвище "малые грузины"). Очереди в выставочный зал бывали огромные, это я помню. Кажется, там были и выставки фотографии, и на этих выставках экспонировались фотопортреты Высоцкого?

Э. Д. – У меня много фотографий Высоцкого и, в основном, именно с этих выставок. Все фотохудожники состояли в нашем комитете – Плотников, Стернин и другие. И фотографии Высоцкого мы демонстрировали просто великолепные!

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2006)

Примечания

1. Вадим-Константин Игнатов, художник. Родился в 1934 г. в Харькове, живёт и работает в Киеве. Как в декабре 2006 г. киевскому высоцковеду В. Ткаченко рассказал сам В. -К. Игнатов, однажды он участвовал в выставке на Малой Грузинской улице, организованной Э. Дробицким. Там он познакомился с Высоцким, который пригласил его к себе. В. -К. Игнатов подарил Высоцкому свою картину "Краб, оставляющий след". Дальнейшая судьба картины неизвестна.

(1941–2007). Художник. Родился 24 марта 1941 г. в г. Кропоткин Краснодарского края. В 1969 г. окончил Московский архитектурный институт. Работал в различных жанрах – иллюстрировал книги, проектировал почтовые марки, цирковые, театральные и эстрадные костюмы и плакаты. Занимался живописью, скульптурой, дизайном, архитектурным проектированием, монументальной живописью, сценографией. Являлся художником-постановщиком театра и кино.

(Бельгия, Брюссель, 1965); первая премия (золотая медаль) на конкурсе почтовых марок "Международные спортивные соревнования" (Чехословакия, Прага, 1968); первая премия (золотая медаль) на конкурсе театральных плакатов "Целуй меня, Кэт!" (Италия, Рим, 1969); Гран при (золотая медаль) V Международного Биеннале плаката (Польша, Варшава, 1974) за плакат "Сделано в Чили"; Гран при на Международной выставке живописи (IEP) (Италия, Турин, 1990) за картину "Женщина с яблоками", Гран при на Биеннале живописи (Испания, Мадрид, 1991), Гран при на выставке "Лугано-91" на чемпионате мира по БОЧЕ (Швейцария, 1991) за картину "Боче. Лугано", первая премия на Международной выставке "АРТ-92" (Польша, 1992) за триптих "Груша. Инверсии" и многих других. Работы художника находятся в музеях, галереях и частных коллекциях в России, США, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Дании, Бельгии, Германии, Швейцарии, Швеции, странах Средней Азии, Объединенных Арабских Эмиратах, Кувейте, Южной Корее, Японии.

Член-корреспондент Российской Академии художеств (1997), президент профессионально-творческого Союза художников России (1990), президент Международной Федерации художников ЮНЕСКО (1991), действительный член Академии народной культуры (1991), действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997), действительный член Американской Пушкинской академии искусств (2000). Умер 19 сентября 2007 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Раздел сайта: