Боголюбов Александр Акимович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

Печатается с разрешения автора

Дата публикации – 29.07.2011 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/vospominanija/Bogoliubov/text.html

Александр Акимович БОГОЛЮБОВ

Боголюбов Александр Акимович (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)

М. Ц. – Режиссёр Александр Муратов рассказал мне, что на роль геолога Максима в фильме Киры Муратовой "Короткие встречи" Высоцкого пригласили именно Вы...

А. Б. – Да, это так и было.... Но давайте начнём с другого. Я по поводу Володи, царство ему небесное, не даю интервью никогда и никому. Дело в том, что у него сейчас очень много друзей и выглядеть его очередным другом после того, как он ушёл, уже как-то и неприлично. Если он оттуда нас видит, то он по этому поводу наверняка написал бы что-то очень хлёсткое. Мне очень не хочется говорить об этом. Есть вещи какие-то очень личные. Наши отношения у нас были... Ну, я смею считать, что я на самом деле был его другом. И в картину я его позвал как друга. Мне удалось туда его пробить, хотя я там был вторым режиссёром, сразу после института. Что тут ещё можно сказать?

М. Ц. – Да многое, наверное, можно сказать. Я не претендую на какие-то сокровенные детали отношений между двумя людьми, но ведь любые детали биографии Высоцкого представляют очень большой интерес для исследователя.

– Я постараюсь сказать подробнее... Если начать рассказывать, как всё это было... Мне не хочется в неловкое положение ставить ту же Киру Муратову и других актёров, которые с этим делом были связаны и – более того – были даже утверждены и должны были играть. Некоторые из них живы до сих пор и мне бы не хотелось превратиться в некоего "жёлтого человека". Вам же Саша Муратов всё сказал, что тут добавить?

М. Ц. – Вы сказали, что были утверждены другие актёры. Я скажу Вам, что знаю я. Станислав Любшин был утверждён на роль Максима, но вместо этого ушёл сниматься в картине "Щит и меч"…

А. Б. – Извините, но если Вы сопоставите это по срокам, то "Щит и меч", кажется, уже был снят.*1 Любшин очень хотел сниматься в роли Максима, безумно хотел. И время у него было, и сроки были. Я уж не помню все нюансы, это было очень давно.

М. Ц. – Но идея, которую мне рассказал, Александр Муратов, верна? Это Любшин отказался от роли или его отставили?

– Это его отставили. Там было много разных деталей, о которых я не хочу говорить. Там и героиня должна была играть другая, и я понимал, что если Кира сама будет сниматься, то мне достанется работать гораздо больше как режиссёру, а не просто как второму режиссёру. Что, в общем, и получилось.

М. Ц. – Насколько я знаю, актриса Дмитриева, утверждённая на главную роль, внезапно села на поезд и уехала домой.

А. Б. – Она просто не приехала. Она задержалась на два или три дня, а на второй день я убедил Киру сниматься самой. Я это искренне делал, потому что она блестяще совершенно репетировала. Когда она работала с актёрами, она подыгрывала им, и делала это настолько прекрасно, что я просто ходил и говорил, что это она должна в этой роли сняться. И, снявшись, она это и доказала.

Для фильма Киры Володя сделал изумительную песню – "Гололёд на земле, гололёд". Она была именно для этой картины – и её выкинули с треском.*2 Помните:

Не касаясь планеты ногами,

Не один так другой упадёт

Разумеется, это зарубили.

– Я не знал, что Высоцкий предлагал эту песню в "Короткие встречи". Вот в "Вертикаль" он её предлагал, но там она тоже не прошла.

А. Б. – А я не знал, что он предлагал её в "Вертикаль".

М. Ц. – Вы сказали, что пригласили Высоцкого в "Короткие встречи" уже как друга. Значит, познакомились Вы с ним раньше?

А. Б. – Мы познакомились немножко раньше. Нас познакомили Слава Говорухин и Боря Дуров. Ну, общались…

М. Ц. – В "Куряже" или помимо "Куряжа" тоже?*3

– В разных местах. А потом, когда Володя приезжал, то он просто у меня в комнате и жил. Многое нас связывало... Когда я в Москву приезжал, то у него жил. Были такие периоды, когда мы очень близко общались. Кстати, однажды он должен был сниматься в картине по моему сценарию, но его зарубили, и ничего не получилось. Володя всегда был в сложном положении. Он всегда как бы дразнил начальство. Даже в мультяшках он, кажется, участвовал один раз...

М. Ц. – В Вашем фильме "Волшебник Изумрудного города".

А. Б. – Ну да, он там Волка сделал. Весь этот образ придумал он, придумал прямо сходу. Манеру мы уже построили на основе его придумок.

М. Ц. – А ведь Волка, персонажа Высоцкого, в тексте нет.

А. Б. – Да там, в тексте, вообще ничего нет. Официально этот сценарий сделал не я, а неофициально это моя работа.

– Официально это Кумма делал...*4

А. Б. – Кумма, да. Володя начал с того, что написал мне какой-то текст. А на студии за головы схватились: "Нет, ничего этого не будет!" Потом Лёня Дербенёв переписывал тексты,*5 потому что... – ну представите себе, по тем временам, как это было. В песне, которую пела Бастинда, были такие слова:

Удалось добиться мне

Что теперь в моей стране,

Я душой не покривлю,

Если снова повторю –

Слишком хорошо живёте вы.

Вот такой текст в то время. Вы можете себе представить, какой был скандал? Мне на студии вообще запретили вставлять в титры фамилию Высоцкого. Я говорю: "Ну ладно, вставим последнюю". А как говорилось в фильме "Семнадцать мгновений весны", запоминается последняя фраза.

– То есть, Вы целенаправленно пригласили Высоцкого участвовать в мультфильме? До этого момента он никогда в мультфильмах не работал, если не считать его эпизодического участия в мультфильме 1957 года "Чудесница". Он согласился легко?

– Да, на работу со мной он согласился очень легко. Потом он даже сказки какие-то делал. Для радио, кажется.

М. Ц. – Не для радио, он написал песни для двойного диска "Алиса в Стране чудес".

А. Б. – Вот-вот, что он мне такое говорил, что, дескать, с моей лёгкой руки он это сделал.

М. Ц. – Как Вам работалось с Высоцким?

– Он был очень хороший актёр, замечательный актёр. Как хороший актёр, он был очень послушен режиссёру – если он этого режиссёра принимал. Не как человека, а именно как режиссёра. Мы оговаривали какую-то концепцию, ему это нравилось – и он уже обогащал это так, чтобы это было шире, богаче, ярче. Он работал очень легко, здорово.

Хорошие актёры умеют встроиться в компанию. Я работал с Олегом Николаевичем Ефремовым. Он был крупнейший режиссёр, но на съёмках становился актёром, и в концепцию не вмешивался, если его устраивал режиссёр, с которым он сошёлся.

Разумеется, хорошие актёры – и Высоцкий, в том числе, – предлагают что-то своё. Актёр же не попка, который просто повторяет текст. Он старается пристроить себя к роли и роль к себе. Мы отбирали то, что в концепцию ложилось и отказывались от того, что выпадало из неё. Володе всегда это можно было объяснить, он всё это понимал. Но он предлагал своё, он серьёзно работал.

Понимаете, когда хороший актёр читает роль – он уже над ней работает, и все его усилия направлены на то, чтобы реализовать ту концепцию, которая заложена тут. И актёр иногда предлагает: "А давай я попробую свой вариант". И вдруг это оказывалось лучше, чем то, что предложил я, потому что иногда бываешь зацикленным, зашоренным на чём-то. Поэтому с Высоцким мне всегда было легко работать, всегда удовольствие. Хотя бывали иногда и неприятные моменты, но о них не хочется рассказывать. Пусть пока всё это останется со мной и во мне…

М. Ц. – У вас с Высоцким было два соприкосновения по работе – "Короткие встречи" и "Волшебник Изумрудного города". А помимо работы у Вас с Высоцким были контакты по жизни после 1960-х годов?

– Вы знаете, Высоцкий как бы благословил моего сына... По крайней мере, как я это воспринимаю теперь, задним числом. Мой сын – Оскар Кучера, сейчас он популярный актёр и исполнитель. Мы столкнулись с Володей на улице в 1980 году. Мой сын тогда совсем маленьким был, ему шесть лет было. Мы шли домой, и встретились с Володей. Мы с ним жили рядом на Малой Грузинской – он в доме графиков, а я – в доме кинематографистов. Володя говорит: "Ну проводите меня". Я говорю: "Ну ладно, пошли".

"Слушай, а из него будет толк". И вот, действительно, вышел толк.

М. Ц. – Спасибо Вам большое за Вас рассказ. Многое, однако, Вы не рассказали...

А. Б. – Я не считаю, что я имею право много говорить о Володе. О нём имеет право говорить Говорухин, потому что он его продавливал и пробивал, это на моих глазах было. Вот мне Хилькевич однажды говорит: "Я сказал, что это ты Володю привёл на Одесскую студию".

Ну, сказал – и сказал, но понимаете, Высоцкий – это такая личность, которую нельзя было не привести, она бы, личность эта, сама пришла. Он был настолько ярок и необычен – даже чисто по-человечески, – что говорить о том, что его кто-то привёл просто, наверное, не нужно...

Беседу вёл Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2011)

Примечания

"Щит и меч" режиссёра В. Басова по роману В. Кожевникова вышел на экраны в 1968 году, а фильм "Короткие встречи" – на год раньше.

"Гололёд" написана в 1966 году вне связи с фильмом "Короткие встречи".

3. "Куряж" – неофициальное название гостиницы Одесской киностудии, придуманное режиссёром Марленом Хуциевым.

4. Кумма Александр Владимирович (род. в 1929 г.) – детский писатель, автор сценариев многих мультфильмов.

– поэт-песенник.

(режиссёрский факультет, мастерская Л. В. Варпаховского). В 1957-1965 гг. – ассистент режиссёра на киностудии им. А. П. Довженко, в 1965-1968 гг. – режиссёр Одесской киностудии, в 1968-1971 гг. – режиссёр студии "Киевнаучфильм", в 1971-1978 гг. – режиссёр студии "Мульттелефильм" ТО "Экран", затем – на "Мосфильме". Постановщик фильмов "Батальоны просят огня", "Мелодия на два голоса", анимационных фильмов "Волшебник Изумрудного города", "Приключения Незнайки и его друзей". В настоящее время на пенсии. Живёт в Москве.

Раздел сайта: