Цыбульский Марк: Виктор Большаков (Однокурсник Высоцкого)

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 17.03.2016 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2016/Bolshakov/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2016)

Виктор Большаков

Цыбульский Марк: Виктор Большаков (Однокурсник Высоцкого)

В. Большаков, Л. Евгенина, А. Иванов, Г. Портер, В. Высоцкий, Т. Додина, М. Добровольская и Г. Ялович в спектакле "Свадьба". 1960 г.

Из всех студентов, учившихся на курсе Высоцкого, судьба этого человека, безусловно, самая драматичная. Практически единодушное мнение всех сокурсников выразила Марина Добровольская:

"Конечно, самым талантливым у нас на курсе был Виктор Большаков – он был парень необыкновенной органики – от смешного до трагичного... Среднего роста, очень пластичный, музыкальный, Вите удавались все сценические дисциплины... Всё, что он делал в студии, было классно и не вызывало никаких сомнений в его незаурядной одарённости и блестящем будущем".*1

Из воспоминаний сокурсников и анализа документов Школы-студии МХАТ 1956-1960 гг. рисуется образ человека, правильно выбравшего цель, и идущего к ней, несмотря на достаточно неблагоприятные обстоятельства.

"С ним рядом просто никто не стоял, – сказала мне Аза Лихитченко. – Мы считали, что это молодой Москвин. Он был очень бедный, Витя Большаков. Он из Сибири. Его матери не только было нечего прислать ему к его 27 рублям стипендии, а он ещё сам посылал ей пять рублей в месяц. Такая была нищета... И только благодаря тому, что у нас в Школе-студии была столовая, в которой всегда были бесплатный хлеб, бесплатная капуста, сахар и чай, иногородние ребята могли дожить до стипендии. Даже если не было ни копейки денег, то можно было прийти, налить чая, взять кусок хлеба... Что-то ещё поварихи плеснут..."*2

Цыбульский Марк: Виктор Большаков (Однокурсник Высоцкого)

В. Высоцкий (Ямщик) и В. Большаков (Дьячок) в инсценировке по рассказу Чехова "Ведьма". 1958 г.

Оценил В. Большакова и Владимир Высоцкий. Об этом рассказал мне известный спортивный журналист Александр Нилин, когда-то учившийся в Школе-студии МХАТ:

"Первоначальная конкуренция у Высоцкого на курсе была очень сильной. Выделялись несколько человек: Валя Буров, Гена Ялович с его оригинальным комическим даром, Жора Епифанцев, конечно, сыгравший в кино Фому Гордеева, и наиболее отмечаемый Высоцким Витя Большаков... Однажды мы сидели с Высоцким во время занятий в коридоре студии. Я в тот день был дежурным, а Володя просто подсел поболтать, у него в тот день утренней репетиции не было. Я дал звонок – и в коридор вышли Валя Никулин и Витя Большаков. Они продолжали начатый на репетиции спор – и Валя, по своему обыкновению, излишне кипятился. Высоцкий заметил: "Зря Валька на него орёт – Витька из нас самый способный. Мы испорчены самодеятельностью, а он сохранил непосредственность"".*3

Протоколы заседаний кафедры мастерства актёра свидетельствуют, что молодой человек обратил на себя внимание практически сразу.

Протокол производственного совещания педагогов от 5 ноября 1956 г. Б. Вершилов: "Сильно вырос Большаков, студент малокультурный. Он с большой выразительностью показался в самостоятельной работе".*4

Протокол от 16 мая 1957 г. П. Массальский: "Очень понравилось чтение Большакова – осмысленное, органическое, творческое".*5

Протокол от 30 мая 1957 г. "Большаков ни у кого не вызывает сомнения, целесообразность его пребывания в Школе ясна".*6

Протокол от 30 октября 1957 г. "Большаков очень хорошо, с увлечением работает по мастерству актёра, повышает свой культурный уровень, много читает, старается восполнить пробелы своего образования и воспитания; очень хорошо занимается на сценическом движении, ловок, хорошо физически подготовлен; очень хорошо работает на "Истории музыки", по дикции, по французскому языку".*7

В конце 2-го курса две студенческие работы обратили на себя внимание всей студии. Об одной из них знатоки творчества Высоцкого прекрасно знают – это отрывок из постановки "Преступления и наказания", в котором Высоцкий сыграл Раскольникова, а Роман Вильдан – Порфирия Петровича. Вторая работа, которая произвела огромное впечатление на тех, кто её видел, – это исполнение В,Большаковым роли царя Фёдора в отрывке из пьесы А. К. Толстого "Царь Фёдор Иоанович", показанном 6 мая 1958 г.

"У него на втором курсе действительно был взлёт, – сказал мне Владимир Комратов. – Он играл царя Фёдора и покорил кафедру, и вообще всех".*8

С этим мнением согласны сокурсники В. Комратова Елена Ситко и Николай Мохов, которых я расспрашивал об этой работе Большакова. А вот мнение сотрудников кафедры:

"Г. Герасимов говорит о чрезвычайно интересных данных Большакова и его праве на роль царя Фёдора, считает возможным включение пьесы Толстого в дипломный репертуар".*9

"Надо обязательно предложить во втором семестре повторить "Царя Фёдора", интересно, что осталось от работы. Большаков меня очень интересует".*10

Через полгода следует новый успех – исполнение роли дьячка Савелия Гыкина в инсценированном рассказе Чехова "Ведьма", показанном на экзамене 3-го курса по мастерству актёра 27 ноября 1958 г.

"Я Витю помню очень хорошо, – сказал мне народный артист России Евгений Лазарев, учившийся в Школе-студии на курс младше Большакова. – Он хорошо играл один отрывок на курсе...

М. Ц. – Царя Фёдора?

Е. Л. – Нет, я это не видел. Я имею в виду его роль в "Ведьме". Просто грандиозно! Может быть, он был актёром одной роли..."*11

"Ведьмы" свидетельствует и стенограмма заседания кафедры мастерства актёра, состоявшегося в день экзамена:

А. Карев: ""Ведьма" – очень хорошая работа со стороны Большакова".

А. Белкин: ""Ведьма" – это отличная вещь. Во всех отношениях. Додина несравнима с Большаковым, который играл чрезвычайно сильно".

Н. Чушкин: "Я понял, что Большаков – это надежда для студии, и, что вероятно, его ждёт большое будущее".*12

Всё шло к тому, что Виктор Большаков по окончании студии будет служить во МХАТе. На заседании кафедры 17 мая 1960 г. ректор Школы-студии В. Радомысленский предлагает обсудить кандидатуры выпускников, которых можно рекомендовать во МХАТ. "Считает Большакова, Бурова, Комратова, Епифанцева нужными для МХАТ актёрами. Большаков и Комратов не вызывают сомнений, их нужно рекомендовать первыми".*13

"Руководство МХАТ просит Вас закрепить за нашим театром 6-7 выпускников школы-студии им. В. И. Немировича-Данченко из состава перечисленных ниже:

1. Большаков В. 2. Буров В. 3. Вильдон (так в тексте – М. Ц.) 4. Епифанцев Г. 5. Комратов В. 6. Высоцкий В. 7. Попов В. 8. Портер Г.

Окончательный отбор будет произведён не позднее 7.06 с. г. – после просмотра членами художественной коллегии МХАТ дипломных спектаклей. Художественный театр надеется, что он будет в полной мере располагать приоритетом в отборе выпускников школы, созданной нашим театром и постоянно находящейся с ним в творческой связи".*14

Видимо, именно дипломная работа и оказались камнем преткновения. Похоже, что роль Луки в пьесе "На дне" Горького оказалась молодому актёру не под силу. Ещё за два месяца до выпуска 27 апреля 1960 г. А. Карев сказал на заседании кафедры: "Не удовлетворил Большаков в роли Луки, он выработал определённый тон в этой роли, но в его исполнении не было эмоциональной заразительности". В. Богомололов согласен с Каревым насчёт Большакова-Луки. Большаков нажимает, торопится, кричит".*15

"Советской культуры": "Не во всём удался образ Луки. В игре В. Большакова проявляется явное равнодушие к тем местам роли, которые окрашивают главное в Луке, эгоистичность его ко всему притерпевшейся холодной души".*16

"Ну, вот он играл Луку в "На дне", и все надеялись... Ну хорошо сыграл, но это не было уже фурором. Если бы он играл так, как он сыграл царя Фёдора, так он бы во МХАТ попал", – сказал В. Комратов.*17

Думается, эта неудача подкосила молодого актёра. А, возможно, были и другие причины. "Может, его талант оказался выше его культуры: в таком случае талант, как растущий ребёнок, сжирает свои внутренности, если у него нет внешнего питания. Может, Вите и не хватило какой-то человеческой базы. Талантлив он был сумасшедше", – сказал его однокурсник Геннадий Ялович.*18

Судьба В. Большакова после окончания Школы-студии МХАТ практически неизвестна. Лишь некоторые подробности удалось мне выяснить у Лолы Евгениной, ещё одной студентки того курса. На выпускной фотографии они с В. Большаковым стоят рядом и смотрят не в объектив, а друг на друга.

"Его судьба сложилась очень неудачно. Он по возрасту должен был играть мальчиков, а он был острохарактерный актёр. Не знаю, можно ли назвать его гениальным, но он был очень талантлив. Его вообще считали почти Москвиным. Он играл Мышкина, потом царя Фёдора, Луку в выпускном спектакле "На дне". И всё это было великолепно. А в театре у него не сложилось.

"Красный факел" в Новосибирске, потом работал в Риге, потом его призвали в армию. Он служил в Ленинграде. Потом где-то занимался документальными фильмами, а дальше я не знаю".*19

"Что случилось? Где он? Что с ним стало? Почему не сбылось?" – вопрошает М. Добровольская.

Где сейчас Виктор Большаков, действительно, не знает никто из выпускников Школы-студии МХАТ. Его сокурсник Валентин Буров однажды сказал в беседе с В. Тучиным, что последний раз он видел Большакова среди массовки во время съёмок фильма Георгия Буркова "Байка" (фильм вышел на экраны в 1987 году).*20

Владимира – М. Ц.), не содержащая никакой биографической информации, за исключением указания на то, что актёр в 1960 году окончил Школу-студию МХАТ.*21

В фильмографии актёра за период 1982-2014 гг. указаны 7 фильмов. Я позвонил на студию, где снимался последний сериал с его участием. Увы, – актёр снялся не в эпизоде, а в массовке, и никакой информации о нём не сохранилось. Студии, где поставлен предпоследний фильм с участием актёра, похоже, давно не существует. Звонок во Всероссийскую гильдию актёров ничего не дал – В. Большаков в ней не состоит. Таким образом, круг замкнулся – бывшую "звезду" курса Школы-студии МХАТ обнаружить не удалось...

Примечания

1. Марина Добровольская: "На нашем курсе был культ дружбы" // в кн. "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая. В двух частях. Часть первая". Москва 2012 г. стр. 678.

2. Фонограмма беседы от 3.03.2013 г.

4. Цит. по кн.: "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая. В двух частях. Часть первая". Москва 2012 г. стр. 43.

5. Там же. стр. 100.

6. Там же. стр. 110.

7. Там же. стр. 151.

9. Цит. по кн.: "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая. В двух частях. Часть первая". Москва 2012 г. стр. 189.

10. Там же. стр. 221.

11. Фонограмма беседы от 5.10.2014 г.

12. Цит. по кн.: "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая. В двух частях. Часть первая". Москва 2012 г. стр. 352, 353 и 355.

14. Цит. по Тучин В. "Владимир Высоцкий. Летопись жизни. 1938-1960 гг." Сб. "Белорусские страницы" вып. № 6. Минск 2002 г. стр. 141.

15. Цит. по кн.: "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая. В двух частях. Часть первая". Москва 2012 г. стр. 470 и 471.

16. Сергеев Л. "Девятнадцать из МХАТ" // газ. "Советская культура" 1960 г. 28 июня. стр. 3.

17. Фонограмма беседы от 30.03.2013 г.

"Начались занятия, и каждый день – счастье..." // цит. по кн.: "Высоцкий. Исследования и материалы в 4-х томах. Том третий "Молодость". В трёх книгах. Книга первая. В двух частях. Часть первая". Москва 2012 г. стр. 630.

19. Фонограмма беседы от 7.11.2009 г.

"Белорусские страницы" Минск. 2006 г. вып. 43. стр. 17.

21. http: //www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/12293/bio/

Раздел сайта: