• Наши партнеры
    http://allcompressors.ru электропневмоклапан АЭ056.
    https://espe.spb.ru купить планка для крепления мебельных пружин.
  • Мне пишут в письмах, был ли я тем, от имени кого пишу?..

    — Мне пишут в письмах, был ли я тем, от имени кого пишу: не был ли шофером, не воевал ли, не трудился ли на Севере, не был ли шахтером и так далее. Это все происходит оттого что почти все мои песни написаны от первого лица: я всегда говорю "я", и это вводит некоторых людей в заблуждение. Они думают, что если я пою от имени шофера, то я им был; если это лагерная песня, то я обязательно сидел, и так далее. Просто некоторые привыкли отождествлять актера на сцене или экране с тем, кого он изображает. Нет, конечно, понадобилось бы очень много жизней для этого. Кое-что на своей шкуре я все-таки испытал и знаю, о чем пишу, но, в основном, конечно, в моих песнях процентов 80-90 домысла и авторской фантазии. Я никогда не гнался за точностью в песне. Она получается как-то сама собой, не знаю отчего.

    Я думаю, что вовсе не обязательно подолгу бывать в тех местах, о которых пишешь, или заниматься той профессией, о которой идет речь в песне. Просто нужно почувствовать дух, плюс немножечко фантазии, плюс хоть немножечко иметь какие-то способности, плюс чуть-чуть желания, чтобы зрителю было интересно. Поэтому я рискую говорить "я" вовсе не в надежде, что вы подумаете, что я через все это прошел.

    Почему я это делаю? Не от "ячества" — это известный поэтический прием. Например, у Вознесенского одно стихотворение начинается словами: "Я — Гойя..." — и дальше он уже шпарит от имени Гойи. Однажды был такой случай. Один маститый, известный писатель и наш артист Золотухин были на поэтории. Происходило это в консерватории, было очень шикарно: два хора, два оркестра, в общем, интересное зрелище. Но они опоздали (задержались в верхнем буфете), а когда вошли... Зыкина поет, два хора сопровождают. А Вознесенский говорит: "Я — Гойя!..". Писатель спрашивает: "Кто он?"

    "Он говорит, что он — Гойя," — отвечает Золотухин. "Ну, нахал!" — и писатель ушел.

    Так чтобы вы не обижались за тех людей, от имени которых я пою, хочу вам сказать, что это просто очень удобная форма писать "от себя", — тогда получается лирика. Под лирикой не надо понимать только любовную лирику, есть и другая: это все, что — из себя. И еще: в отличие от моих друзей-поэтов, которые занимаются только поэзией и чистым стихосложением, я — актер, я играл много ролей и в театре, и в кино, и очень часто бывал в шкуре других людей. И мне, возможно, проще так работать — писать "из другого человека". Я даже, когда пишу, уже предполагаю и проигрываю будущую песню от имени этого человека, героя песни, — еще и потому почти все мои песни написаны от первого лица. Сначала прикидываешь, что за характер у персонажа, и идешь от характера. Если вы обратили внимание, исполняя эти вещи, я, в общем-то, даже стараюсь показать вам персонаж, от имени которого поется песня. Поэтому и получаю я, наверное, письма: "Я помню, как по Чуйскому тракту мы с вами гоняли "МАЗы"," — этого не было ничего. Повторяю, я не пишу чистую правду — я почти все придумываю, иначе это не было бы искусством. Но, я думаю, это настолько придумано, что становится правдой для этих людей.

    Есть, конечно, и исключения. Так, одна из моих альпинистских песен — "Здесь вам не равнина..." — наверное, единственная, которая написана о конкретном случае. Случай этот меня поразил, и то — это в большой мере придумано. Если человек действительно пишет, он, конечно, должен очень много выдумывать, придумывать по ассоциации, обобщать... И если даже по песне кажется, что это действительно натуральная история, которая случилась со мной, либо с кем-нибудь, — нет, почти все это вымысел.

    А иначе этим песням не было бы никакой цены. Какая ценность зарифмовать то, что знаешь, или что тебе рассказали? Это рифмованные фельетоны, ерунда! Песню надо придумать, да еще так, чтобы каждый увидел в ней то, что ему хочется и что ему важно. Вот в этом, мне кажется, есть заслуга автора, а рифмовка — нет.

    Потом, если пишешь от чьего-то имени, вовсе не обязательно, что все, о чем идет речь, могло случиться только с человеком этой профессии. Просто я взял и выбрал такого героя, а в общем-то, все равно речь идет о проблемах общечеловеческих, которые могут волновать, я думаю, всех людей — это проблемы зла, предательства, честности, надежности, дружбы.

    Правда, бывают моменты, когда я очень быстро откликаюсь на то, что сейчас носится в воздухе, о чем говорят в печати и по радио. Мне вдруг хочется сразу же об этом написать: например, когда у нас особенно сильно проводилась борьба с пьянством, я тоже написал несколько песен на эту животрепещущую тему.

    И всегда, особенно, когда я вижу, что мои серьезные вещи зрители сразу понимают, — это мне, знаете, как медом на душу.

    лица, их кто-то назвал "песни-монологи", я не стал возражать, хотя это и не совсем точно: у меня есть песни-диалоги и песни других жанров. Но так как я часто говорю "я", меня упрекают в нескромности. Это не от нескромности и не из-за того, что я все прошел и все испытал на собственной шкуре. Самое главное — там есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о том предмете, о котором я говорю с людьми. Это я не где-то вычитал, а сам так об этом думаю. Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить "я".

    Меня часто отождествляют с героями моих песен, но никто и никогда не догадался еще спросить, не был ли я волком, лошадью или истребителем, от имени которых я тоже пою: ведь можно писать от имени любых предметов, в них во все можно вложить душу — и все! Например, у меня есть песня, которую я пою от имени микрофона, обыкновенного микрофона, как и вот этот, что стоит передо мной. Он много видел, это микрофон, о многом может рассказать.

    Раздел сайта: