Жукова Е. И.: Строфика первого периода поэзии В. С. Высоцкого

В большинстве случаев исследователи в качестве иллюстрации строфического разнообразия поэзии Высоцкого приводят песни и стихотворения 70-х гг., т. е. наиболее зрелого периода творчества. Ранний же, так называемый «блатной» период принято считать «стартовым», в котором заложены, но еще не выражены ярко черты будущего, более позднего творчества. [1]

Действительно, первые опыты в песнях и стихотворениях (1961 г.) представляют собой достаточно простую картину: парная рифмовка с сочетанием женских или дактилических и мужских окончаний в четверостишиях АбАб. Это, как правило, песни без рефрена и внутренних рифм:

Позабыв про дела и тревоги
И не в силах себя удержать,
Так люблю я стоять у дороги —
Запоздалых прохожих пугать!

«Позабыв про дела и тревоги…» (1, 25) [2]

Четверостиший такого типа – большинство: 28 песен с рифмовкой АбАб и еще 7 – с чередованием дактилических и мужских клаузул. Однако нельзя сказать, что блатная тематика сильно обедняет строфический репертуар поэта: так, например, в песне «Весна еще в начале» шестистишие с рифмовкой ААбВВб дополняется двустишием-рефреном с парной рифмовкой:

Весна еще в начале,
Еще не загуляли,
Но уж душа рвалася из груди, –
Но вдруг приходят двое,
С конвоем, с конвоем,
«Оденься, — говорят, — и выходи!».
Я так тогда просил у старшины:
«Не уводите меня из весны!»

«Весна еще в начале» (1, 32)

К тому же единственная песня, написанная семистишиями, приходится именно на этот период – «Тот, кто раньше с нею был» (1962), где нечетный стих появляется за счет регулярного удвоения 5-го стиха:

В тот вечер я не пил, не пел —
Я на нее вовсю глядел,
Как смотрят дети, как смотрят дети.
Но тот, кто раньше с нею был,

Сказал мне, чтоб я уходил,
Что мне не светит.

(1, 27)

Такое удвоение, конечно, могло появиться только в песенной поэзии, которая широко практикует подобные повторы стихов или полустиший.

П. А. Ковалев в работе о песенном стихе Высоцкого отмечает в раннем периоде его творчества влияние фольклора, в частности городского романса и блатной лирики [3], которые и в дальнейшем оказывали воздействие на стихосложение Высоцкого. Это указывает, по мнению автора, на необычный способ преодоления поэтом стереотипов.

В качестве иллюстрации строфического разнообразия раннего творчества Высоцкого стоит привести сводную таблицу данных, в которой показано соотношение различных типов строф. Всего рассмотрено 97 строф разного типа в 72 произведениях.

Строфы

1961-1965

Количество

Процент

2-стишия

3

3,09%

3-стишия

1

1%

4-стишия

71

73,2%

АбАб

28

28,8%

аБаБ

18

18,5%

A’бA’б

7

7,2%

Прочие

18

18,5%

5-стишия

7

7,2%

6-стишия

10

10,3%

7-стишия

1

1%

8-стишия

4

4,1%

Двустишия и трехстишия в этот период представлены исключительно рефренами; позднее они будут встречаться и в основных строфах песен и стихотворений; также рефренами являются и четверостишия, и даже восьмистишия («В этом доме большом…»). Основной корпус песен и немногочисленных в этот период стихотворений занимают, конечно, четверостишия; «лидером» среди них – 28,8% – является наиболее частотное в поэзии вообще четверостишие с рифмовкой АбАб. Это сохранится и в дальнейшем. Но заявляют о себе и дактилические клаузулы, причем в различных типах рифмовки: как в сочетании с мужскими или женскими клаузулами, так и в чисто дактилических строфах. Встречаются дактилические окончания и в пяти-, шести- и даже восьмистишиях, где играют не только звуковую роль, но и служат для подчеркивания смысла. Так, например, в песне «Пока вы здесь в ванночке с кафелем…» (1, 52) во второй строке первой строфы рифма разноударная, дактилическая клаузула заменяет составляет рифмопару с женской, создавая бóльшую выразительность:

Пока вы здесь в ванночке с кафелем
Моетесь, нежитесь, греетесь, —

Он вырезает аппендикс.

Дактилические окончания интересны еще и тем, что именно на них приходится большинство составных рифм:

Он все углы облазил – и
В Европе был, и в Азии –
И вскоре раскопал свой идеал.
Но идеал связать не мог
В археологии двух строк, –
И Федя его снова закопал.

«Песня студентов-археологов» (1, 90)

Четверостишия не ограничиваются простыми перекрестными рифмами с чередованием мужских и женских окончаний, среди них встречаются самые разные варианты рифмовки, причем в некоторых песнях, преимущественно блатной тематики, представлены по два типа строф, один из которых может быть рефреном. Так, например, в песне «Бодайбо» (1961) – строфы с окончаниями ММММ и ДМДМ сочетаются неупорядоченно; «Рецидивист» (1963) – каталектика куплетов и рефрена зеркальна (ЖМЖМ и МЖМЖ); «Мы вместе грабили одну и ту же хату…» (1963) – каталектика куплетов самая частотная (ЖМЖМ), а рефрен – четверостишия с парной рифмовкой и только женскими окончаниями; напротив, в песне «Счетчик щелкает» (1964) – каталектика куплетов и рефрена одинакова и различается только размер; «Марш студентов-физиков» (1964) – трудно определить, является ли один из типов строф здесь рефреном, или мы имеем дело с двумя разными типами строфы в одной песне – чертой, весьма характерной для песен Высоцкого вообще.

Однако чаще рефрен и основной текст песни различаются не только размером, но и количеством стихов, причем в самых неожиданных сочетаниях, как, например, в песне «Большой Каретный» (1, 38), где основные строфы – это пятистишия, а рефрен –восьмистишие.

Пяти- и шестистишия, при своей относительной немногочисленности, представляют собой довольно пеструю картину, обещающую развитие в более поздних произведениях Высоцкого. Шестистиший несколько больше, чем пятистиший, причем зачастую они отличаются сложностью рифмовки, например, в песне «Если б водка была на одного…» (1, 40) два вида строф: аБвваБ и гДгДее, – чередующихся между собой.

Таким образом, можно сказать, что строфика ранней поэзии Высоцкого представляет интерес не только как «подготовительный период» будущего строфического разнообразия песен и стихотворений поэта.

Примечания

[1] См.: Кулагин А. В. Поэзия В. С. Высоцкого. М., 1997. С. 57.

Высоцкий Владимир. Сочинения: В 2 т. М., 1990 – с указанием тома и страницы.

[3] См.:

Раздел сайта: