Глава 2. Типология строф
А на камне написано слово:
«Кто направо пойдет –
Ничего не найдет,
А кто прямо пойдет –
Никуда не придет,
Кто налево пойдет –
Ничего не поймет
И ни за грош пропадет».
«Лежит камень в степи» (1, 36)
Таким образом, можно сказать, что строфика ранней поэзии Высоцкого достаточно богата сама по себе и представляет интерес не только как «подготовительный период» будущего строфического разнообразия песен и стихотворений поэта. К этому разнообразию мы и переходим.
2). 1965-1971гг.
Так называемый «период ролевой лирики», или «протеистический», как его определяет А. В. Кулагин[99], отличается особенным разнообразием во многих областях, в том числе и в рифме (см. часть 1 наст. работы). Если же сравнить с предыдущим периодом строфику, то можно увидеть, что количество четверостиший немного возросло, а шестистиший – столь же немного упало. При этом среди припевов тоже больше всего четверостиший – 317 из 450 строф.
Тип строфы |
Кол-во строф |
% |
Одностишие |
17 |
0,74% |
Двустишие |
69 |
2,99% |
Трехстишие |
26 |
1,13% |
Четверостишие |
1849 |
|
Пятистишие |
105 |
4,55% |
Шестистишие |
152 |
6,58% |
Семистишие |
18 |
0,78% |
Восьмистишие |
65 |
2,81% |
Девятистишие |
3 |
0,13% |
Десятистишие |
2 |
0,09% |
Одиннадцатистишие |
4 |
0,17% |
Итого: |
2310 |
100% |
Особенное обилие четверостиший при разнообразии и тематики, и рифмовки, впрочем, не должно удивлять по немаловажной текстологической причине: на этот период приходится почти половина всех спорных случаев строфики, в которых неясно, является ли строфа, формально записанная как четверостишие с лесенкой и внутренней рифмой, на самом деле пяти-, шести- или восьмистишием, как, например, в песне «Мао Цзедун – большой шалун…» (1, 195):
А кто не чтит цитат –
тот ренегат и гад,
Тому на задницы наклеим дацзыбао!
Кто с Мао вступит в спор,
тому дадут отпор
Его супруга вместе с другом Линем Бяо.
Или в «Песенке про йогов» (1, 165):
Говорят, что раньше йог
мог
Ни черта не брамши в рот –
год, –
бьют –
Все едят и целый год
пьют.
Об этом подробнее пойдет речь в главе 3 данной части, «Нестандартные и спорные случаи строфики». Но и кроме спорных и неоднозначных вопросов строфики есть немало особенностей этой стороны стихосложения Высоцкого, которые отличают его от стихосложения многих современников и предшественников.
Разнообразие строфики самой по себе – от одностиший до одиннадцатистиший – заслуживает особого рассмотрения.
Одностиший немного, встречаются они всего в трех песнях, причем в двух из них являются рефреном: в «Песне-сказке о нечисти» (1, 152) и «Песне-сказке о старом доме на Новом Арбате» (2, 200). Примечательно совпадение жанра обоих произведений – «песня-сказка». В обеих песнях рефрен варьируется, только в первой он меняется лишь в конце («Страшно, аж жуть! – И не страшно ничуть!»), а во второй – каждый раз:
Холодно, холодно, холодно в доме.
Ахало, охало, ухало в доме.
Дворники, дворники, дворники тихо.
Боязно, боязно, боязно дворникам.
Жалобно, жалобно, жалобно в доме.
Весело, здорово, красочно будет…
Варьирование рефренов и припевов – вообще отличительная черта творчества Высоцкого; припев меняется с развитием действия песни, добавляя ей динамики.
Среди двустиший также много припевов – ровно 50% от всех двустиший этого периода, встречающихся всего в 20 произведениях. Еще больше их среди трехстиший – из 6 типов трехстиший 4 являются припевами. Стихотворений и песен, написанных только двустишиями или трехстишиями, у Высоцкого практически нет, за исключением уже упомянутого шуточного стихотворения «В Средней Азии – безобразие…» (II, 53).
Казалось бы, короткие строфы – вполне подходящие для песенных припевов, но четверостиший в этой роли почти на порядок больше, они встречаются в 85 произведениях. Всего четверостишия есть в 274 произведениях, причем в ряде произведений четверостишия сразу нескольких видов, например, припев и куплеты или куплеты с разной рифмовкой или метрикой либо с тем и другим сразу:
Давно смолкли залпы орудий,
Над нами лишь солнечный свет, –
На чем проверяются люди,
Если войны уже нет?
Сейчас, как тогда:
«Ты бы пошел с ним в разведку?
Нет или да?»
«Давно смолкли залпы орудий» (1, 223)
В далеком созвездии Тау Кита
Все стало для нас непонятно, –
Сигнал посылаем: «Вы что это там?» –
А нас посылают обратно.
На Тау Ките
Живут в тесноте –
Живут, между прочим, по-разному –
Товарищи наши по разуму.
«В далеком созвездии Тау Кита» (1, 129)
Припев может отличаться от куплетов не только клаузулами, но и способом рифмовки, как, скажем, в последнем примере: куплеты с рифмовкой перекрестной, а припев – со смежной.
Любопытно, что некоторые песни начинаются с припева. Такова «Песня про правого инсайда» (1, 180), которую открывает не изменяющийся в продолжение всей песни припев; он же ее и завершает.
Пятистиший всего 4,5% – 105 строф, и они редко являются единственными в песнях: как правило, это часть сложных строф или припев. В случаях с припевами пятистишия актуальны тем, что Высоцкий очень любит к четверостишию добавлять холостую последнюю строку:
И ведь, главное, знаю отлично я,
Как они произносятся, -
Но чтой-то весьма неприличное
Хун-вэй-бины…
«Возле города Пекина…» (1, 150)
Может быть и наоборот – припевами являются, например, четверостишия, а пятистишия – куплетами:
Мерцал закат, как сталь клинка.
Свою добычу смерть считала.
Бой будет завтра, а пока
Взвод зарывался в облака
И уходил по перевалу.
Отставить разговоры
Вперед и вверх, а там...
Ведь это наши горы -
Они помогут нам!
«Военная песня» (1, 143)
Шестистиший немного больше, чем пятистиший, - 152 строфы в 39 произведениях. Припевов среди них крайне немного, меньше, чем среди пятистиший, – всего 19 строф в 7 произведениях. Больше половины всех шестистиший приходится на песни, а если посмотреть на процентное соотношение типов строф, то наиболее популярны шестистишия в песнях театра и кино. Вообще песни театра и кино выше всех стоят по разнообразию типов строф. В них в этот период встречаются все строфы, от моностихов до одиннадцатистиший.
В песнях театра и кино в этот период есть и сравнительно много редких строф – семистиший, а вот восьмистишия, да и более длинные строфы встречаются только в одной–двух песнях каждая.
Этот период в целом не слишком изобилует длинными строфами. Больше всего восьмистиший среди песен – они есть в 14 произведениях, но более длинных строф в песнях нет. Что касается стихотворений, то в них и вовсе практически нет тяготения к удлинению строф; только стихотворение «В тайгу…» (2, 52) состоит из двух восьмистиший весьма причудливой формы – с укороченными строками и с нерегулярными внутренними рифмами:
В тайгу
На санях, на развалюхах,
В соболях или в треухах –
–
Бегут
В неизведанные чащи, –
Кто-то реже, кто-то чаще, –
В волчьи логова, в медвежие берлоги.
Еще одна сторона строфики – количество строф разных типов, встречающихся в песнях. По данным О. А. Фоминой, произведений с тождественными строфами в творчестве Высоцкого всего 22,3%[100]. При этих подсчетах не учитывались стихотворения «на случай», среди которых немало произведений и из тождественных строф, и из нетождественных. Если учесть все это, то из 708 рассмотренных произведений Высоцкого 38,98% песен и стихотворений состоят из строф одного типа, ничем не различающихся.
В разные периоды творчества эти цифры изменялись, и довольно заметно, в особенности там, где произведения отличаются друг от друга по количеству типов строф от двух и более. Здесь не подразумевается категория тождественности/нетождественности, речь идет о совпадающих и несовпадающих строфах, как входящих в состав сложных строф, так и не входящих.
Количество типов |
Количество песен |
% |
1 |
134 |
42,27% |
2 |
141 |
44,48% |
3 |
29 |
9,15% |
4 |
10 |
3,15% |
5 |
1 |
0,32% |
6 |
1 |
0,32% |
9 |
1 |
0,32% |
Итого: |
317 |
|
По сравнению с первым периодом в этом аспекте заметны существенные изменения в количестве произведений с совпадающими строфами. Песен и стихотворений с совпадающими строфами стало меньше, чем произведений со строфами двух видов. В этом, пожалуй, главное отличие второго периода от первого и, как будет видно дальше, одна из основных тенденций творчества Высоцкого в целом.
3) 1972-1974гг.
Весьма короткий, но насыщенный период – третий, период так называемой «исповедальной лирики». Моностихов в этот период нет вообще, зато четверостиший становится несколько меньше, чем в прошлые годы. Больше становится и пятистиший: если раньше они уступали по количеству своим ближайшим «соседям» – шестистишиям, то теперь все оказывается наоборот: примерно та же разница в пользу пятистиший.
Тип строфы |
Кол-во строф |
% |
Двустишие |
63 |
4,45% |
Трехстишие |
5 |
0,35% |
Четверостишие |
1034 |
73,07% |
90 |
6,36% |
|
Шестистишие |
76 |
5,37% |
Семистишие |
5 |
0,35% |
Восьмистишие |
137 |
9,68% |
Двенадцатистишие |
5 |
0,35% |
Итого: |
1415 |
100% |
Самые короткие из строф – двустишия – более чем в половине случаев являются припевами:
И я сочувствую слегка
Погибшим – но издалека.
«Штормит весь вечер, и пока…» (1, 441)
В нескольких песнях этого периода в двустишиях встречаются внутренние рифмы, но не такие, которые могли бы поставить под сомнение длину строф:
В упор не видели друг друга
оба судна
И ненавидели друг друга
обоюдно.
«Всему на свете выходят сроки…» (1, 446)
Четверостиший хотя и сравнительно меньше, чем было в прошлом периоде, но на 1973г. приходится наибольшее количество этих строф с внутренними рифмами (см. Приложение 2, график 1), да и в следующем году четверостиший с внутренними рифмами остается довольно много. В 1973г. больше всего четверостиший с внутренними рифмами оказывается в песнях театра и кино. К этому времени относятся большие циклы песен к фильму «Бегство мистера Мак-Кинли» и спектаклю Ленинградского государственного театра им. Ленинского комсомола «Необычайные приключения на волжском пароходе». В них много длинных песен не только с внутренними рифмами, но и с длинными сложными строфами, повторяющимися в песне по нескольку раз, – в 3, 4 или даже 5 строф. Таковы «Баллада о маленьком человеке» (2, 242), «Мистерия хиппи» (2, 254), «Баллада об оружии» (2, 256).
Примечательно в этот период преобладание пятистиший над шестистишиями. В основном их количество увеличивается за счет все тех же песен театра и кино, в которых Высоцкий стремится разнообразить речь персонажей в том числе и за счет изменения длины строф.
Тенденция к удлинению строф в эти годы хорошо видна на графике восьмистиший (см. Приложение 2, график 2): на 1973г. приходится наибольшее количество строф этого типа – 74, тогда как наибольшее их количество в другие годы – максимум 36 (в следующем, 1974 г., а в прочие годы и того меньше).
При этом иных длинных строф в данный период у Высоцкого практически не встречается, за исключением единственного стихотворения, написанного восьми- и двенадцатистишиями, – «Нить Ариадны» (2, 99). Двенадцатистишия в нем содержат сложную рифмовку , близкую к одическому десятистишию АбАбВВгДДг, раздвинутому в конце еще одной рифмопарой:
С древним сюжетом
Знаком не один ты.
В городе этом –
Сплошь лабиринты:
Трудно дышать,
Не отыскать
воздух и свет...
И у меня дело неладно:
Я потерял нить Ариадны!
Словно в час пик,
Всюду тупик –
выхода нет!
Кроме тенденции к удлинению строф в эти годы у Высоцкого усиливается и тенденция к увеличению количества произведений с несовпадающими и сложными строфами по сравнению с произведениями со строфами тождественными. Это видно из таблицы:
Количество типов строф |
Количество песен |
% |
1 |
31 |
20,67% |
2 |
59 |
|
3 |
42 |
28,00% |
4 |
13 |
8,67% |
5 |
2 |
1,33% |
6 |
1 |
0,67% |
7 |
1 |
0,67% |
8 |
1 |
0,67% |
Итого: |
150 |
|
Увеличивается количество песен и стихотворений не только с двумя типами строф, но и с бóльшим их числом. Так, доселе малозаметные произведения с тремя типами строф занимают не 9%, как в прошлые годы, а втрое больше – 28%. И этому, и увеличению количества песен с четырьмя типами строф третий период обязан в первую очередь песням театра и кино.
Можно сказать, что, несмотря на «исповедальность» основных песен и стихотворений этого периода, наиболее выразительная строфика принадлежит здесь как раз «ролевым» произведениям.
4) 1975-1980 гг.
Последний период – «синтетический», в каком-то смысле оказавшийся итоговым для всех типов строф, которые и представлены почти что в полном составе, за исключением двух редких длинных типов – десяти- и двенадцатистишия.
Тип строфы |
Кол-во строф |
% |
Одностишие |
6 |
0,51% |
Двустишие |
11 |
0,93% |
Трехстишие |
8 |
0,68% |
Четверостишие |
887 |
75,23% |
Пятистишие |
84 |
7,12% |
Шестистишие |
83 |
7,04% |
Семистишие |
1 |
0,08% |
Восьмистишие |
91 |
7,72% |
Девятистишие |
1 |
0,08% |
Одиннадцатистишие |
1 |
0,08% |
2 |
0,17% |
|
Четырнадцатистишие |
1 |
0,08% |
Итого: |
1179 |
100% |
В последние годы творчества у Высоцкого сохраняется склонность к более длинным строфам. Почти совершенно исчезают короткие строфы – моностихи, двустишия и трехстишия. Зато при этом сохраняется и даже немного увеличивается в процентном соотношении количество пяти- и шестистиший, которые между собой практически сравнялись: 84 и 83 строфы соответственно.
Это может быть связано и с изменением тематики произведений: в последние годы увеличивается тяга поэта к песням и стихотворениям философской направленности. Примечательно, что на 1979-1980гг. приходится очень немного песен и, напротив, немало стихотворений. Вообще за весь период было написано всего 45 песен из 133 произведений. Это объясняется и тем, что Высоцкий просто не успел часть написанных песен положить на музыку и тем более спеть, – в части произведений, отнесенных в раздел «Стихотворения», заметны определенные песенные черты: повторяющиеся строфы, которые могли бы быть припевами, меняющийся ритм и рифмовка, сложные строфы:
Зарыты в нашу память на века
И даты, и события, и лица,
А память - как колодец глубока.
Попробуй заглянуть – наверняка
Лицо – и то – неясно отразится.
Разглядеть, что истинно, что ложно
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно –
Не разбейте глиняный сосуд!
Иногда как-то вдруг вспоминается
–
Например, что сапер ошибается
Только раз.
«Зарыты в нашу память на века…» (2, 155)
Последнее четверостишие регулярно повторяется на протяжении всего стихотворения, что для непесенного поэтического произведения нетипично, зато для песни – как раз наоборот.
«Стрелы Робин Гуда». Следов балладной строфы в них отыскать практически невозможно, разве что с очень большой натяжкой можно счесть некоторые восьмистишия с классической рифмовкой АБАБВГВГ балладными[101], но таких «балладных» восьмистиший можно отыскать сколько угодно и в ранней песенной поэзии Высоцкого, и в шуточных песнях, и в произведениях практически на любую тему. К балладам Высоцкого вернее было бы применить второе определение этого жанра: «лиро-эпический жанр /…/ поэзии /…/ на исторические (позднее также сказочные и бытовые) темы»[102]. Баллады Высоцкого тяготеют к более длинным строфам, нежели простое четверостишие, которое если и появляется в них, то чаще как припев, а в основном баллады состоят из пяти-, шести- или восьмистиший.
Восьмистишия в основном встречаются в песнях: 69 строф из 91 принадлежат произведениям, предназначенным Высоцким для исполнения под музыку. Среди песен театра и кино в эти годы восьмистиший неожиданно мало: всего две строфы в одной-единственной песне. Остальное приходится на долю стихотворений, в основном комических:
Идет моей Наде -
В фуфайке веселой,
В китайском плаще, -
И в этом наряде
Она мне дороже
А голой - вообще.
«В белье плотной вязки…» (2, 166)
Разнообразие строф в пределах одного произведения к последним годам творчества Высоцкого уравновешивается и при этом сближается с картиной поэзии Высоцкого в целом (см. Приложение 2, таблица 3):
Количество типов |
|
% |
1 |
45 |
33,83% |
2 |
48 |
36,09% |
3 |
28 |
21,05% |
4 |
9 |
6,77% |
5 |
2 |
1,50% |
6 |
1 |
0,75% |
Итого: |
133 |
|
с) Строфика в произведениях разной тематики
Уже рассмотренные в связи с рифмами темы имеет смысл рассмотреть и с точки зрения строфики. При взгляде на общую картину строфики основных тем поэзии Высоцкого заметна тяга произведений различной тематики к определенной длине строф.
Тип строфы |
Блатная |
Быт |
|
Война |
||||
Кол-во строф |
% |
Кол-во строф |
% |
Кол-во строф |
% |
Кол-во строф |
% |
|
|
4 |
1,50% |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Двустишие |
16 |
5,99% |
9 |
2,05% |
7 |
2,83% |
8 |
2,64% |
Трехстишие |
6 |
2,25% |
5 |
1,14% |
– |
– |
9 |
2,97% |
Четверостишие |
191 |
71,54% |
368 |
83,64% |
190 |
76,92% |
247 |
|
Пятистишие |
5 |
1,87% |
23 |
5,23% |
6 |
2,43% |
18 |
5,94% |
Шестистишие |
22 |
8,24% |
17 |
3,86% |
20 |
8,10% |
13 |
4,29% |
Семистишие |
7 |
2,62% |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
16 |
5,99% |
18 |
4,09% |
24 |
9,72% |
8 |
2,64% |
Итого |
267 |
|
440 |
|
247 |
|
303 |
|
Тип строфы |
Творчество |
Судьба |
|
|||
Кол-во строф |
% |
Кол-во строф |
% |
Кол-во строф |
% |
|
Астрофические |
– |
– |
1 |
0,27% |
1 |
0,14 |
Двустишие |
3 |
1,55% |
42 |
11,48% |
20 |
2,82% |
Четверостишие |
166 |
276 |
75,41% |
556 |
78,53% |
|
Пятистишие |
3 |
1,55% |
12 |
3,28% |
32 |
4,52% |
Шестистишие |
18 |
9,28% |
13 |
3,55% |
41 |
5,79% |
|
3 |
1,55% |
22 |
6,01% |
54 |
7,63% |
Девятистишие |
– |
– |
– |
– |
2 |
0,28% |
Десятистишие |
– |
– |
– |
– |
2 |
0,28% |
Итого |
193 |
|
366 |
|
708 |
|
Тип строфы |
Любовь |
Путешествия |
Спорт |
|||
Кол-во строф |
% |
% |
Кол-во строф |
% |
||
Двустишие |
5 |
1,41% |
3 |
1,16% |
9 |
4,21% |
Трехстишие |
6 |
1,69% |
– |
– |
– |
– |
Четверостишие |
289 |
81,64% |
215 |
161 |
75,23% |
|
Пятистишие |
5 |
1,41% |
– |
– |
20 |
9,35% |
|
29 |
8,19% |
13 |
5,02% |
5 |
2,34% |
Семистишие |
7 |
1,98% |
6 |
2,32% |
6 |
2,80% |
Восьмистишие |
8 |
2,26% |
22 |
8,49% |
13 |
6,07% |
Двенадцатистишие |
5 |
1,41% |
– |
– |
– |
– |
Итого |
354 |
|
259 |
|
214 |
|
Если сравнить процентное соотношение строф всех типов для каждой отдельно взятой темы с общими данными по строфике, то отклонения будут как в сторону увеличения количества тех или иных строф, так и в сторону уменьшения.
Самый распространенный и занимающий безусловно первое место среди прочих тип – четверостишие, но именно из-за того, что в среднем строф этого типа – 76,97%, отклонения в обе стороны на 1-5 % представляются незначительными. Гораздо интереснее прочие строфы – и бóльшие, и меньшие, в которых разница ощутимо заметнее.
странным, песни блатной тематики, причем последние не содержат строф длиннее восьмистиший, но на их долю приходится наибольший процент семистиший и трехстиший среди всех основных тем.
Немногочисленные длинные строфы распределены между песнями философской и любовной тематики и песнями театра и кино. Подобный разброс – от абсолютно ролевых до абсолютно неролевых произведений – может показаться странным. На самом деле тяготение поэта к длинным строфам и в медитативной лирике, как, например, в стихотворении «Две просьбы», и в произведениях с активно развивающимся сюжетом (в изображении «от автора» или в монологе) вполне объяснимо и не странно. С одной стороны, длинные периоды в «Двух просьбах» требуют непрерывного течения строфы, без разрывания отчаянного монолога поэта на части. Трудно сказать, являлось ли для Высоцкого важным то, что это – одно из самых страшных и исповедальных – стихотворение состоит из двух строф по тринадцать строк («несчастливое число», кстати, более в строфике поэзии Высоцкого не встречавшееся), но граница между двумя тринадцатистишиями проведена абсолютно в соответствии со смыслом, не случайно.
С другой стороны, игровые, ролевые песни, в которых Высоцкий нередко экспериментировал и с рифменным рисунком, тоже дают простор для длинных строф, что особенно хорошо видно, например, в отрывистой речи песни к спектаклю «Десять дней, которые потрясли мир»:
В куски
Разлетелася корона,
–
Жизнь России и законы -
Все к чертям!
И мы –
Словно загнанные в норы,
–
Только – кровь одна с позором
Пополам.
«В куски разлетелася корона…» (2, 191)
Разница между произведениями разной тематики в использовании восьмистиший – наиболее распространенных длинных строф в поэзии вообще – хорошо заметна. К ним тяготеют все те же песни и стихотворения философской направленности, в частности те, в которых раскрывается тема судьбы, например, носящая вполне определяющее название – «Песня о Судьбе» (1, 523), где вторая часть трехчастной суперстрофы – восьмистрочная – выполняет основную функцию создания общего настроения песни, одновременно бодрого, даже скорее бодряческого, и в то же время тягуче-безнадежного – из-за сплошных рифм (шесть из восьми стихов этой строфы связаны одной рифмой):
Петляю, вихляю,
Я ваньку валяю
И небо копчу.
Но пса охраняю,
–
О чем пожелаю,
Когда захочу.
Другая тема, в которой длинные строфы оказались популярны, – тема дружбы. В ранних песнях («В этом доме большом раньше пьянка была…» и «Большой Каретный») восьмистишия – припевы с многочисленными повторениями; позднее и основные куплеты становятся длиннее. Если не восьмистишия, то пяти- и шестистишия в них встречаются достаточно часто, чаще, чем в произведениях Высоцкого вообще. Почти то же происходит и с близким к теме дружбы песнями о путешествиях, за исключением пятистиший, которые, впрочем, уже сложно назвать длинными строфами.
Наиболее краткими у Высоцкого, как можно было предвидеть, оказались стихи «на случай». Чаще всего (82%) это четверостишия; двустиший очень мало, меньше, чем следовало ожидать, но зато есть редкое одиночное восьмистишие, автопародия на песню «Из детства»:
– Норочка
Красивая айсорочка...
Лафа! Всего пятерочка,
И всем нам по плечу.
Теперь ты любишь Ирочку
А я теперь на выручку
К Мариночке лечу.
<К. Ласкари> (IV, 188)
Эпиграммы и дружеские послания в форме двустиший у Высоцкого крайне редки; хотя изначально эти жанры и предполагали подобный объем, но в ХХ в. было бы смешно ожидать нестилизованного элегического дистиха. Этот жанр в творчестве Высоцкого тяготеет больше всего к одиночным четверостишиям.
На дворе вечерит, –
Сивка с Буркой чифирит.
«Сивка-бурка» (1, 47)
Он спросил: «Вам куда?» – «До Вологды».
«Ну, до Вологды – это полбеды».
«Попутчик» (1, 98)
К тематике двустишия привязаны весьма относительно, и только в блатных песнях их число ощутимо выше, чем в прочих, – 6% против обычных 2-3%. Это может быть связано с тем, что в ранней поэзии Высоцкий вообще не стремился к длинным строфам, а поскольку блатная тематика занимала наибольшее место среди его песен того периода, то общая тенденция отразилась и на ней.
Связь тематики со строфикой хотя и не может быть обнаружена с первого взгляда, но все же существует, причем по вполне определенным законам и со своими логическими связями. В основном это относится к длине строф, которая привносит свой вклад в семантику произведения.
Примечания
[79] . Русский стих начала ХХ века в комментариях. М., 2001. С. 165.
[80] Кормилов С. И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. С. 107.
[81] См.: Строфика Лермонтова // Уч. зап. Пензенского педагогического ин-та. Сер. филол. Вып. 14. 1965.
[82] Фомина О. А. Строфика Высоцкого. С. 38.
[83] Федотов О. И
[84] Ковалев П. А. Творчество В. С. Высоцкого и проблема песенного стиха. С. 61.
[85] Матяш С. А., Фомина О. А. Полиметрия Высоцкого. С. 20.
Руднев П. А. Из истории метрического репертуара русских поэтов XIX – начала XX в. (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет, Брюсов, Блок) // Теория стиха. Л., 1968. С. 118.
[87] См.: Ковалев П. А.
[88] Там же. С. 59.
[89] Здесь мы принимаем за основу ту запись, которая дана в двухтомнике, хотя звучит эта строфа как четверостишие.
[90] Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Кн. 2. С. 127.
[92] Там же. С. 178.
[93] См.: Ковалева Т. В. Концепция рифмы в песенном цикле «Алиса в стране чудес» // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т. 2.
Фомина О. А. Строфика Высоцкого. С. 38.
[95] Кормилов С. И. Изолированные четверостишия Высоцкого // Формальные методы в лингвистической поэтике. II. СПб. (в печати).
[97] См.: Ковалев П. А. Указ. соч. С. 64.
[98] Федотов О. И.
[99] См.: Кулагин А. В. Указ. соч. С. 64.
[100] См.: Указ. соч. С. 36.
[101] Ср. описание балладных восьмистиший в книге О. И. Федотова (указ. соч. Т. 2. С. 255-257).
[102] Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003. С. 69.