Жукова Е. И.: Рифма и строфика поэзии В.С. Высоцкого и их выразительные функции
Часть 1. Глава 3. Диахрония

Глава 3. Диахрония

а) Периоды творчества

Как у любого поэта, у Высоцкого в творчестве можно выделить определенные периоды развития и изменения, зависящие и от фактов биографии, и собственно от накопления жизненного и творческого опыта. Проблема определения периодов творческой биографии Высоцкого, конечно, есть, и можно спорить о том, зависит ли это от биографии, или достаточно просто разбить жизнь поэта на «пятилетки».

А. В. Кулагин в своей работе «Поэзия В. С. Высоцкого. Творческая эволюция» очень обоснованно предлагает разделить творчество Высоцкого на четыре основных этапа:

1) 1961-1964 гг. – обращение к уголовной, уличной тематике, к традиции «блатного» фольклора («Уголовная тема»).

2) 1964-1971 гг. – движение «вширь», создание поэтической «энциклопедии русской жизни»; перевоплощение в героев разных профессий, образа жизни и мысли и т. д. («Протеистический период»).

3) 1971-1974 гг. – «гамлетовский» период; ограничение протеизма, усиление исповедального, рефлективного, философского начала («Исповедальная лирика»).

4) 1975-1980 гг. – эпоха синтеза основных творческих достижений трех предшествующих периодов («Поэзия синтеза»).[62]

Хотя такое деление может показаться в некоторой степени условным, потому что, например, и в поздние периоды встречаются песни с так называемой «уголовной» тематикой (такие, как «Побег на рывок», например), но, действительно, четко разграничить все творчество любого поэта на периоды практически невозможно. Поскольку такой подход к эволюции творчества Высоцкого представляется вполне обоснованным и достаточно аргументированным, в данной работе именно эти четыре периода будут приняты за основу анализа диахронического аспекта темы. При этом отдельные годы будут представлены отдельно, если того потребует материал.

Первый период в данной работе будет начинаться не с 1961г., как в книге А. В. Кулагина, а с 1953г. – с первого точно датированного произведения, поскольку несмотря на то, что собственно «блатные» песни Высоцкого действительно датируются начиная с 1961г., выделять немногие стихи «на случай» и пародийные песни, написанные ранее, в «доисторический» период было бы бессмысленно, да и сам определенный А. В. Кулагиным период, строго говоря, состоит из блатных песен только наполовину – 35 произведений из 76.

1971 год – «рубежный», А. В. Кулагин считает его и концом 2-го, «протеистического» периода, и одновременно началом 3-го, «гамлетовского», философского. Действительно, в 1971г. состоялась премьера спектакля «Гамлет» в Театре на Таганке, и работа над ролью, несомненно, повлиявшая на поэтическое творчество Высоцкого, шла в этом году, но преимущественно песни этого года все же стоит отнести к «ролевым», причем это песни такого разного плана, как «Песня микрофона», «Вратарь», «Марафон», «Милицейский протокол», «Песня автозавистника». Одновременно с ними появляются такие философской направленности песни, как «Маски», «Горизонт», «Песня конченого человека», – их можно назвать «первыми ласточками» нового витка развития поэтического мира Высоцкого. И все же в нашем случае началом 3-го периода будет считаться 1972 год – год написания центрального для него стихотворения «Мой Гамлет».

b) Эволюция рифм

1) 1961-1964 гг. Если посмотреть на статистику, то рифмовка первого периода поэзии Высоцкого представляет собой картину довольно простую: преобладание мужских рифм (что во многом совпадает со статистикой «блатных» песен Высоцкого), отсутствие сложных гипердактилических окончаний, которых у поэта вообще крайне немного, дактилических окончаний примерно столько же, сколько и в два последующих периода.

Точность рифмовки почти так же высока, как и в последующие годы (хотя в 1970-е гг. она еще больше возрастает), но вот по богатству более позднему времени раннее творчество уступает: точных богатых рифм в это время всего 23% против, например, 42% в 1975-1980 гг.

Основную часть поэзии первого периода составляют «блатные» песни (35 произведений) и стихотворения «на случай» (26 произведений). Оба этих жанра практически полностью сходны между собой в плане окончаний – в процентном соотношении и женские, и мужские, и дактилические в них распределились одинаково, и это немного отличается от общей картины этого периода, хотя и не очень существенно – примерно на 3-4% в каждом случае.

Составных рифм в блатных песнях сравнительно немного – в 15 песнях встречается по одной, реже – по две составных рифмы. Среди них есть яркие составные рифмы из групп как значимых слов, так и включающих местоимения, но в оригинальном, нетривиальном сочетании: Бодайбо – не дай бог; клятвою – мать твою, два ордена – по морде нас; судились вы – рецидивист, – или, например, такая рифма с ярко выраженной аллитерацией: не виновен – но вино ведь.

что ж – нож; что ли – волю; как он – закон; кто-то – поту; мигом я – прыгал я.

Примечательно, что немало дактилических рифм в стихах «на случай» в пародиях и стилизациях под Маяковского (в том числе это и составные рифмы):

Давно
я красивый
товар ищу!
Насмешки с любой стороны,
Но завтра
совру товарищу –
Скажу,
что купил штаны.

(I, 283)

И говорю:
«Вам до ста расти,
Как я уж писал –
до старости».

(I, 280)

Нам, а не студентам филармонии,
Прислали
посылку друзья из Японии.

(I, 284)

– глагольных – в этот период довольно немного: из 1063 рифменных соединений глагольных пар всего 121, причем не всегда это простые грамматически однородные рифмы типа завязал – сказал, валялся – держался, была - пришла и т. п. Часто рифма связывает стилистически окрашенные глаголы: гулять – шукать, сыпались – рыпались, подбрила – навострила, вернешься – загнешься, мучился – ссучился.

Часто обилие глагольных рифм – это речевая характеристика лирического героя (в основном это касается героя блатных песен), намеренное упрощение его речи; но есть и такие произведения, в которых сплошные глагольные рифмы – художественный прием. Так, например, в печально-иронической песне «У меня было сорок фамилий…» (1, 34) рефрен – это вариации действий героя, и начинающаяся словами «Сколько я ни старался, // Сколько я ни стремился» строфа оканчивается глаголами, обозначающими хотя и разные с виду, но унылые и однообразные действия:

Все равно, чтоб подраться,
Кто-нибудь находился /…/
Кто-нибудь находился –
И я с ним напивался /…/
Все равно я спивался,
Все равно я катился /…/
Я всегда попадался
И все время садился.

В песне «Лежит камень в степи» (1, 36) сплошные глагольные рифмы тоже указывают на бесполезность действия:

И, подобравши подол,
Напрямую пошел, –
Сколько он ни бродил –
Никуда не добрел, –
Он вернулся и пил,
Он обратно пришел.

2) 1965-1971 гг. Второй период – один из самых насыщенных и протяженных; за это время Высоцкий написал наибольшее количество песен, почти половину всех своих произведений. По разнообразию тем этот период, пожалуй, тоже превосходит остальные, хотя «поэзией синтеза» и является вторая половина 1970-х гг. Блатные песни почти исчезают, их за это время было написано всего шесть, из которых пять – в 1965 г.

В процентном соотношении этот период «побеждает» остальные по гипердактилическим рифмам – они встречаются в шести произведениях из 316; и пять из них – это песни, причем песни широко известные: «Вот – главный вход, но только вот…», «Дом хрустальный», «Невидимка», «Скалолазка» и «Утренняя гимнастика». Во всех песнях, кроме последней, гипердактилические рифмы встречаются в припеве:

Дом хрустальный – на горе для нее,
Сам, как пес бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!

«Дом хрустальный» (1, 194)

Не вгоняю я в гроб никого,
Но вчера меня, тепленького, –
Хоть бываю и хуже я сам, –
Оскорбили до ужаса. /…/

окровавленного,
Всенародно прославленного,
Прям как был я – в амбиции,
Довели до милиции.

«Вот – главный вход, но только вот…» (1, 156)

«Ох, какая же ты близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя!..»
Каждый раз, меня по трещинам выискивая,
Ты бранила меня, альпинистка моя!

«Скалолазка» (1, 145)

Иногда срываюсь с места,
Будто тронутый я,

Мной не тронутая!

«Невидимка» (1, 198)

Во всех приведенных примерах гипердактилическая рифма образуется из групп слов, то есть является еще и составной. Составных рифм вообще немало – более 6% от всех, и большее количество приходится на приблизительные бедные рифмы, что остается стабильным до последнего периода, в котором картина меняется.

Из тематики преобладают бытовые песни, спортивные, много произведений, посвященных теме путешествий. В течение всех этих лет постоянно среди песен и стихотворений Высоцкого присутствуют произведения на темы войны, дружбы и любви.

В очень значимых для Высоцкого песнях и стихотворениях о дружбе и войне дактилических рифм, которые в его поэзии чаще всего используются для создания комического эффекта, очень мало, и в основном в них регулярно чередуются мужские и женские окончания. Мужских окончаний несколько больше, в произведениях о войне есть строфы со сплошными мужскими рифмами, при том, что сплошных женских рифм нет:

Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог –
Кто считал, кто считал!..
Сообщается в сводках Информбюро
Лишь про то, сколько враг потерял.

«Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог…» (2, 17)

А на войне как на войне,
А мне – и вовсе, мне – вдвойне, –
Присохла к телу гимнастерка на спине.
Я отставал, сбоил в строю, –
Но как-то раз в одном бою –
Не знаю чем – я приглянулся старшине.

«О моем старшине» (1, 356)

Мужские рифмы здесь звучат вовсе не напористо и энергично, в первом случае за счет длинных строк, во втором – за счет мелодии. Это можно назвать приемом ритмической монотонии, необходимой здесь по смыслу[63].

Ты не видел Нагайскую бухту –
дурак ты!
Улетел я туда не с бухты-
барахты.

«Я уехал в Магадан» (1, 214)

Философская лирика в эти годы как бы предваряет последующий «гамлетовский» период, когда за три с небольшим года будет написано почти столько же песен на эту тему, сколько за предыдущие десять.

В стихотворениях с философскими мотивами составных рифм так же мало, как и в остальных стихотворениях серьезного настроя, при том, что в песнях на эту тему соотношение рифм простых и составных примерно совпадает с соотношением их в общем числе произведений.

Песен и стихотворений о любви, написанных за этот период, больше, чем за все остальные годы вместе взятые. Стихотворения практически все – автобиографичны: «Маринка, слушай, милая Маринка…», «Нет рядом никого, как ни дыши…», «В восторге я! Душа поет!..», «Я все чаще думаю о судьях…». В этих стихотворениях очень высоко количество точных рифм – даже для Высоцкого, – 72%, и практически нет составных рифм. Это характерная черта вообще всех стихотворений (именно стихотворений, а не песен) серьезного, некомического настроя у Высоцкого, в особенности военных, и песен о дружбе.

Среди песен о любви есть и комические, как, например, целый цикл песен «про любовь» в разные эпохи: «Про любовь в каменном веке», «Семейные дела в Древнем Риме», «Про любовь в средние века», «Про любовь в эпоху Возрождения». Первая песня – монолог от лица героя, первобытного мужчины, и третья – тоже монолог, но на этот раз уже рыцаря, – окончания мужские; во втором случае – только мужские, в первом – со сплошными дактилическими клаузулами в рефренах:

Придержи свое мнение:
Я – глава, и мужчина – я!
Соблюдай отношения
Первобытнообщинныя!

«Про любовь в каменном веке» (1, 270)

Только дактилические окончания – в следующей за ней хронологически песне «Семейные дела в Древнем Риме» (1, 272):

Как-то вечером патриции
Собрались у Капитолия
Новостями поделиться и
Выпить малость алкоголия.

– более комические, с более простым разговорным языком, – в отличие от третьей содержат и дактилические рифмы, часть из которых – составные; сочетания слов, связанных рифмой, усиливают комический эффект. К примеру, вполне научные выражения сочетаются с просторечной фразой «разобрался бы с вами я»:

Пять бы жен мне – наверное,
Разобрался бы с вами я!
Но дела мои – скверные,
Потому – моногамия.

Или такая «римская деталь», как «древняя колонна» (слово произносится в авторском исполнении как «кулонна»), оказывается в паре с совершенно неримской «матреной», в которую трансформировалась римская матрона:

И под древней под колонною
Он исторг из уст проклятия:
«Эх, с почтенною матрёною
Разойдусь я скоро, братия!..»

Комический настрой – и в другом цикле о семейных делах. Это «Два письма» (1, 172). Речь в монологе героя второго «письма» – с сельскохозяйственной выставки в Москве – организована в плане рифмовки тем же способом, что и в названных выше песнях: дактилические окончания с большим количеством составных рифм, в которых очень часто используется местоимение «я», причем ударение на нем редуцируется:

Не пиши мне про любовь – не поверю я:
Мне вот тут уже дела твои прошлые.
Слушай лучше: тут – с лавсаном материя, –
Если хочешь, я куплю – вещь хорошая.
Водки я пока не пил – ну ни стопочки!
Экономлю и не ем даже
Потому что я куплю тебе кофточку,
Потому что я люблю тебя, глупая!

Снижение любовной темы в картине супружеской жизни – один из излюбленных приемов Высоцкого, начиная с ранних песен, и достигаемый не только при помощи семантики, но и формальными средствами, в частности рифмовкой.

Но комическое изображение любви может быть и в картине сватовства, как в «Серенаде Соловья-разбойника», в которой разговорные интонации достигаются, кроме собственно лексики, при помощи постоянной смены и рифмовки, и типов строф.

К этому периоду относится большинство «сказок» Высоцкого – песен о сказочных персонажах и иногда от их имени. Но чаще поэт сам выступает в роли «сказочника», явно иронизирующего над персонажами и ситуациями, слишком похожими на жизненные, что отражается и в рифмах, связывающих такие слова, как кордон – ООН, обязательство – вмешательства, сукин сын – торгсин, отоварился – позарился.

Не только сказочные персонажи выступают в песнях Высоцкого от первого лица. Этот период – можно сказать, время расцвета ролевой лирики поэта. Ролевые герои предстают во всем своем многообразии. Если в предыдущие годы это в основном были представители блатного мира, то позднее Высоцкий избирает для своих героев самые разные социальные слои и профессии. О различении лирического и ролевого героев в 1990-х гг. было написано несколько серьезных работ с попытками разобраться, как все же можно наиболее точно разграничить этих героев, выяснить, чем они отличаются друг от друга[64].

С 1966 г. в творчестве Высоцкого появляется один из широко известных циклов – спортивные песни, в ролевой функции героев которых менее всего сомнений. С 1966 по 1971 г. было написано 16 произведений, так или иначе относящихся к теме спорта. 9 из них, непосредственно изображающие спортивные состязания, написаны от лица спортсменов; еще одна – «Профессионалы» – тоже изображает состязания, но, в отличие от других, вполне конкретный хоккейный матч и написана от лица автора (и одновременно болельщика). В остальных случаях это песни болельщиков, либо смотрящих спортивные передачи по телевизору, либо, как в песне «Не заманишь меня на эстрадный концерт…», собирающегося на матч.

Именно в песне «Профессионалы» (1, 163) больше всего составных рифм, приходящихся к тому же на внутренние рифмы, которые, может быть, и не являются в полном смысле слова внутренними, о чем будет говориться во 2-й части данной работы: мертвый – партнер твой; хитер пусть – на корпус; боем – слабó им; оплошай, бык – шайбы. На все эти рифмы приходятся яркие сочетания, притягивающие к себе смысловой центр строфы.

В другой песне болельщика, только на этот раз футбольного – тоже сложные и яркие составные рифмы, в которые включены фамилии футбольных игроков: Зине я – Жаирзинио, до ста он – Тостао – и название города: жене и рад – Рио-де-Жанейро. В последней рифме, которая на первый взгляд является неравносложной (дактилическая + женская клаузулы), в авторском исполнении последняя клаузула превращается тоже в дактилическую: «Рио-де-Жане-и-ро».

óльшим по сравнению с остальными количеством составных окончаний и бóльшим же количеством приблизительных рифм.

3) 1972-1974 гг. – самый короткий и в то же время очень насыщенный период творчества Высоцкого. Главными в эти три года оказываются мотивы судьбы и философского осмысления жизни. В то же время на 1972-1974 гг. приходится и очень большое количество песен театра и кино, которые по манере написания и в частности рифмовки заметно отличаются от философского направления в поэзии Высоцкого. Из 150 произведений этого периода 68 – это как раз песни театра и кино. Посвящений и стихов «на случай» в это время почти нет – всего 6 произведений.

Все песни и стихотворения философской направленности характеризуются довольно большим набором типов рифм в каждом произведении. Высоцкий не стремится к непременной точности рифмы, даже наоборот: в первых двух строфах программного для этого периода, да и для всего творчества Высоцкого стихотворения «Мой Гамлет» (2, 64) сочетаются приблизительными рифмами слова различной стилевой окраски:

Я только малость объясню в стихе –
На все я не имею полномочий
Я был зачат, как нужно, во грехе –
В поту и нервах первой брачной ночи.
Я знал, что, отрываясь от земли, –
Чем выше мы, тем проще и суровей;
Я шел спокойно прямо в короли
И вел себя наследным принцем крови.

Этот период не зря был определен как философский; произведений с такой направленностью у Высоцкого больше всего – 21 из 150, а песен и стихотворений, где поэт касается темы судьбы, – 14. Но при всем том произведений на другие, гораздо менее высокие темы тоже немало, особенно в 1972г. По 7 произведений написано в эти годы на темы войны, любви, путешествий, творчества и быта, причем среди них есть песни выдающиеся, ставшие наиболее известными: «Дорожная история», «Белое безмолвие», «Тюменская нефть», «Диалог у телевизора».

Произведения этого времени характеризует резкий взлет точных рифм и уменьшение числа неточных и приблизительных. Тенденция к следующим годам будет только усиливаться, но ее начало приходится как раз на «гамлетовский» период.

Начинается увеличение количества точных богатых рифм еще в 1971г.; тогда же резко падает число неточных и приблизительных бедных рифм. При этом точные бедные рифмы в произведениях Высоцкого редко опускались ниже 40%, и в этот период их стало даже чуть меньше по сравнению с предыдущими годами.

Высокая точность и богатство рифм заметны на многих примерах песен Высоцкого; часто точных бедных и точных богатых рифм оказывается поровну, а порой богатых даже больше, как в песнях «Мы вращаем Землю», «Песня автомобилиста», «Прошла пора вступлений и прелюдий…», «Тот, который не стрелял», «Смотрины», «Прерванный полет», дилогии «Честь шахматной короны» и др.

В то же время этот период – один из наименее «сатирических»: всего в 8 произведениях 1972-1974гг. можно найти сатирическую насмешку (для сравнения - в предыдущем периоде сатирических песен было более 50). Сатирические песни и стихотворения у Высоцкого вообще склонны к не очень высокой (сравнительно) точности рифм; но общая тенденция периода повлияла и на них: точных богатых рифм стало заметно больше, а точных бедных – меньше.

Как уже говорилось, на 1972-1974гг. приходится много песен театра и кино: Высоцкий интенсивно работал над песнями к фильмам «Иван да Марья», «Одиножды один», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Единственная дорога» и к спектаклю «Необычайные приключения на волжском пароходе».

óм пространстве) различия, которые придают песням образы персонажей, в том числе различия рифменные и строфические. В песнях, поющихся от лица «мы», длинные сложные строфы и стихи с внутренними рифмами встречаются почти как закономерность:

Когда лакают
Святые свой нектар и шерри-бренди -
И валятся на травку и под стол, -
Тогда играют
Никем непобедимые «медведи»
В кровавый, дикий, подлинный футбол.

«Марш футбольной команды "Медведей"» (2, 247)

Жил-был
учитель скромный Кокильон.
Любил
наукой баловаться он.
Земной поклон за то, что он
Был в химию влюблен,
И по ночам
над чем-то там
Химичил Кокильон.

«Баллада о Кокильоне» (2, 243)

Плевать
нам на ваши суеверия!

все, что ваше, проклинать!
Как знать,
что нам взять взамен неверия?
Но наши дети это точно будут знать!

«Мистерия хиппи» (2, 254)

Кроме песен, написанных для фильмов и спектаклей, к 1973г. относится и большой цикл песен для дискоспектакля «Алиса в стране чудес», о рифме которого есть отдельное исследование Т. В. Ковалевой[65], рассматривающей систему рифмовки в песнях цикла, «повторы рифмокомпонентов внутри строк»[66] (то, что в данной работе мы называем внутренней рифмой) и делающей интересное наблюдение, что «большинство реминисценций и парафразов… связывается Высоцким с рифменной областью»[67].

4) 1975-1980 гг. – «Поэзия синтеза»

Несмотря на то, что в это время Высоцкий возвращается к прежним сюжетам, «обращается к уже встречавшимся в его песенном творчестве темам, ситуациям, мотивам, заново их разрабатывает и придает им новое звучание»[68], в этот период остаются преобладающими философская тема и тема судьбы. В рифменном плане это выражается в еще более возросшем количестве мужских клаузул, свойственных данной тематике.

В последние годы увеличивается число стихотворений, а произведений театра и кино становится меньше – всего 9 песен за почти шесть лет против 68 произведений за предыдущие три. Но такие свойства рифм, как точность и богатство, не зависят от целей написания произведений, скорее наоборот: и в обычных песнях, и в стихотворениях, и в песнях театра и кино свойства рифм мало отличаются друг от друга: только в последних процент точных богатых рифм значительно выше, чем в остальных.

Окончания в песнях по периодам творчества

 

1953-1964

1965-1971

Окончания

Кол-во пр-й

%

Кол-во пр-й

Кол-во окончаний

%

Гипердактилические

6

59

0,60%

Дактилические

27

252

10,66%

93

1134

11,59%

90

952

40,29%

254

3711

37,93%

Мужские

96

1159

49,05%

284

4879

Итого

108

2363

316

9783

 

1972-1974

1975-1980

Окончания

Кол-во пр-й

%

Кол-во пр-й

Кол-во окончаний

%

Гипердактилические

2

14

0,22%

2

8

0,15%

Дактилические

58

869

27

438

8,24%

Женские

128

2224

34,89%

110

2089

39,32%

Мужские

142

3267

122

2778

52,29%

Итого

150

6374

128

5313

Данные по свойствам рифм по периодам творчества приведены в Приложении 2, таблице 1. Количество песен и стихотворений различной тематики указано в Приложении 2, таблице 2.

с) Общая картина эволюции рифм по всем параметрам

С этой целью был взят довольно простой, но наглядный и эффективный математический метод статистики – квадрат разницы между данными по каждому периоду и всем творчеством, позволяющий более определенно судить обо всех отклонениях по тем или иным показателям, которые были в разное время. Сначала было взято количество точных/неточных/приблизительных рифм в целом и по отдельным рассмотренным периодам творчества Высоцкого, чтобы было видно, откуда собственно взяты все процентные соотношения.

Количество рифм в целом и по периодам

Точность

Богатство

Все

1 период

2 период

3 период

4 период

Бедная

Да

84

11

52

12

9

Неточная

Бедная

Нет

549

107

277

115

50

Неточная

Да

68

2

31

22

13

Неточная

Богатая

Нет

493

51

245

103

94

Приблизительная

Бедная

Да

135

17

71

37

10

Бедная

Нет

619

94

269

141

115

Приблизительная

Богатая

Да

98

7

46

20

25

Приблизительная

Нет

385

30

147

99

109

Точная

Бедная

Да

127

9

50

34

34

Точная

Бедная

Нет

4823

481

1976

1369

997

Богатая

Да

123

13

41

30

39

Точная

Богатая

Нет

3567

246

1233

985

1103

Итого:

11071

1068

4438

2967

2598

Количество рифм по периодам в процентах

Точность

Богатство

Составная

Все

2 период

3 период

4 период

Неточная

Да

0,76

1,03

1,17

0,40

0,35

Неточная

Бедная

Нет

4,96

10,02

6,24

3,87

1,92

Неточная

Богатая

Да

0,61

0,19

0,70

0,74

0,50

Богатая

Нет

4,45

4,78

5,52

3,47

3,62

Приблизительная

Бедная

Да

1,22

1,60

1,60

1,251

0,38

Приблизительная

Нет

5,60

8,80

6,06

4,75

4,432

Приблизительная

Богатая

Да

0,88

0,65

1,04

0,67

0,96

Приблизительная

Богатая

Нет

3,48

2,81

3,31

3,34

4,19

Бедная

Да

1,15

0,84

1,13

1,14

1,31

Точная

Бедная

Нет

43,56

45,04

44,52

46,14

38,37

Точная

Да

1,11

1,22

0,92

1,01

1,50

Точная

Богатая

Нет

32,22

23,03

27,78

33,20

42,46

По приведенным данным можно увидеть, что от общей картины рифм существенных отклонений совсем немного – только по нескольким характеристикам, и даже не во все периоды. Но есть отклонения, и довольно заметные, по весьма репрезентативным признакам: точной богатой, неточной бедной и приблизительной бедной рифме, которые на протяжении всего творческого пути Высоцкого существенно изменялись. Для большей наглядности приведем таблицу квадратов разницы характеристик рифмы по периодам и их же – в общем. Наиболее показательные и значительные различия выделены жирным шрифтом. Квадрат (именно квадрат) разницы был взят, во-первых, для того, чтобы удалить из таблицы отрицательные числа, а во-вторых, чтобы по-настоящему крупные, существенные отличия еще нагляднее выделились.

Квадрат разницы периодов и общего числа произведений

Богатство

Составная

1 период

2 период

4 период

Неточная

Бедная

Да

0,07356219

0,12552148

0,17000673

Неточная

Бедная

Нет

1,64518746

1,17274311

9,20724523

Неточная

Да

0,18228750

0,00710573

0,01619826

0,01295782

Богатая

Нет

0,10381625

1,13940495

0,96345130

Приблизительная

Бедная

Да

0,13865067

0,14471762

0,69637451

Приблизительная

Бедная

Нет

10,30611567

0,70376856

1,35653137

Приблизительная

Богатая

Да

0,02289392

0,04456912

0,00594181

Приблизительная

Нет

0,44697943

0,02730794

0,01983879

0,51549680

Бедная

Да

0,09268648

0,00042056

0,00000145

Точная

Бедная

Нет

2,17027752

0,92216382

26,92150156

Точная

Богатая

Да

0,01128220

0,00997769

0,15221233

Точная

Богатая

Нет

19,68276896

0,95884303

104,7843654

Показательно то, что третий период от общей картины рифмы практически не отличается, а второй – период самого активного новаторства в плане разнообразия рифмовки – отличается очень несущественно и главным образом точными богатыми рифмами, которых в процентном соотношении меньше, чем во всем творчестве, – 28% против 32%. Это – наиболее существенное отличие основных свойств рифм за весь второй период.

«крайние» периоды – первый и последний (четвертый) – по нескольким параметрам отличаются от всего творчества в целом, и довольно существенно. Это, во-первых, точные богатые рифмы, а во-вторых, неточные бедные; и те и другие тоже, по сути своей, могут быть названы «крайними» по степени точности и богатства.

Изменение количества точных богатых рифм идет от меньшего к большему – тяготение поэта к «уточнению» и «обогащению» рифмы хорошо заметно даже на общих цифрах: если в первый период точных богатых рифм было 23%, то в четвертый их стало 42% – разница внушительная, такая, которая не может не быть показательной.

Практически такова же, только с точностью до наоборот, ситуация с неточной бедной рифмой, которая в начале творчества составляла 10% от всех рифм, а к последнему периоду упала до 2%. Снизилось к последним годам и число точных бедных рифм – если в на протяжении 1960-х гг. и первой половины 1970-х гг. они оставались на уровне 45-46%, то в последние годы их было 38%.

Это показывает четкую тенденцию развития рифмы Высоцкого в сторону точности и богатства.

Если обратиться к клаузулам, то здесь картина будет совершенно иной. Высоцкий демонстрирует удивительную стабильность на протяжении всего творчества в отношении употребления различных клаузул. Серьезные отличия могут быть замечены только в гипердактилических рифмах, которых лишена ранняя поэзия Высоцкого, и в дактилических, число которых уменьшается в последнем периоде. Это может быть связано и с падением числа приблизительных бедных рифм, которые нередко как раз и оказываются у Высоцкого (и не только у Высоцкого, это вообще одно из свойств неточных и приблизительных рифм) дактилическими. Небольшое различие (не такое разительное, как по параметрам точности и богатства) есть и в употреблении мужских рифм: в первом периоде эти, более тяготеющие к точности рифмы используются несколько меньше, чем в последнем.

Окончания.

Количество и процентное соотношение клаузул по периодам и в целом.

Клаузула

Все

1 пер.

3 пер.

4 пер.

Все

1 пер.

2 пер.

4 пер.

Г

81

0

59

14

8

0,34%

0

0,61%

0,22%

0,15%

Д

2693

252

1134

869

438

11,3%

10,7%

11,59%

13,63%

8,24%

Ж

8976

952

3711

2224

2089

37,66%

37,93%

34,89%

39,32%

М

12083

1159

4879

3267

2778

50,7%

49,05%

51,25%

52,29%

Итого

23833

2363

9783

6374

5313

100%

100%

100%

100%

100%

Окончания.

Квадрат разницы между периодами и общим числом произведений.

1 пер.

2 пер.

3 пер.

4 пер.

Г

0,12

0,07

0,015

0,04

Д

0,41

0,086

5,45

9,34

Ж

6,91

0,07

7,68

2,74

М

2,73

0,68

0,31

2,52

рост - у мужских окончаний, которые численно всегда являлись преобладающими и только медленно росли со временем – от 49% до 52%.

Вообще наиболее выдающийся по отклонениям от среднего числа клаузул - третий период: женских окончаний в нем заметно меньше, чем в остальное время, а дактилических - наоборот, больше.

Примечания

[62] См.: Кулагин А. В.

[63] У В. М. Жирмунского в сборнике «Теория стиха» приведен ряд примеров ритмической монотонии у поэтов-романтиков и поэтов Серебряного века (с. 262).

[64] См.: Федина Н. В. О соотношении ролевого и лирического героев в поэзии В. Высоцкого // В. С. Высоцкий. Исследования и материалы. Воронеж, 1990; Стилистические средства маркировки лирического и ролевых героев В. С. Высоцкого // Там же; Рощина А. А. Автор и его персонажи. Проблема соотношения ролевого и лирического героев в поэзии В. Высоцкого // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 2. М., 1998.

[65] Ковалева Т. В. «Алиса в стране чудес» // Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып. 3. Т. 2.

[66] Там же. С. 195.

[67] Там же. С. 198.

[68] Кулагин А. В. Указ. соч. С. 169.