Зайцева М. В.: О возможном расширении цикла "История семьи"

УДК 882

©М. В. Зайцева

(Орёл)

О возможном расширении цикла

«История семьи»

«Цикл — группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому (стихотворные сборники романтиков), идейно-тематическому (“Записки охотника” И. С. Тургенева) принципу или общностью персонажей (серия романов и новелл о Форсайтах Дж. Голсуорси), а чаще всего — по нескольким принципам (“Ругон-Маккары” Э. Золя). Цикл как жанровое образование возникает тогда, когда цикличность воспринимается как особая художественная возможность: каждое произведение, входящее в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлечённой из него, теряет часть своей эстетической значимости; художественный смысл цикла не сводится только к совокупности отдельных произведений, его составляющих» [173].

Неоднократно отмечалось, что для поэтики Высоцкого характерна циклизация [174], да и сам автор иногда говорил о сериях песен [175]. К таким сериям-циклам безусловно относится «История семьи» [176].

Цикл этот включает в себя четыре песни: «Про любовь в каменном веке», «Семейные дела в Древнем Риме», «Про любовь в средние века» и «Про любовь в эпоху Возрождения»; он создан в 1969 г. [177] Объединяется этот цикл по идейно-тематическому принципу.

Как известно, классики марксизма-ленинизма выделяли пять формаций в развитии человеческого общества: первобытно-общинный строй; рабовладельческое общество; феодализм; капитализм; коммунизм (с его первой фазой — социализмом). Соотнеся песенный цикл Высоцкого с этой классификацией, увидим, что песня «Про любовь в каменном веке» соотносится с первобытно-общинным строем («Соблюдай отношения // Первобытнообщинныя!»), «Семейные дела в Древнем Риме» — с рабовладельческим строем («Мне ж рабы в лицо хихикают»), «Про любовь в средние века» и «Про любовь в эпоху Возрождения» — с эпохой феодализма [178]. Таким образом, в цикле нет песен о семье в эпоху капитализма и в социалистическом обществе. Однако нет оснований утверждать, что у Высоцкого вообще нет песен о семье в эти периоды общественного развития.

«Она во двор — он со двора...», где рассказывается о любовных отношениях («Такая уж любовь у них»), которые не заканчиваются хеппи-эндом («А нынче жизнь — проклятая!»). Причиной этого является в том числе и некая разность в общественном положении («У ней отец — полковником, // А у него — пожарником, — // Он, в общем, ей не ровня был»). Вполне советская ситуация, хотя и пропагандировалось всеобщее равенство [179]. И уж совсем советская семейная ситуация изображена в «Диалоге у телевизора» [180].

Своеобразным описанием семьи в капиталистическом обществе является песня, написанная для фильма «Бегство мистера Мак-Кинли», — «Баллада о маленьком человеке», в которой — среди прочего — говорится и о «делах семейных».

Ну и, конечно же, нельзя обойти вниманием и «Песню про плотника Иосифа, деву Марию, Святого Духа и непорочное зачатье» — своеобразный пролог к «Истории семьи», в которой повествуется о семейной жизни в библейские времена.

Таким образом, с позиций гипотетического высоцковедения [181] цикл «История семьи» будет состоять из восьми песен, выстроенных в следующей последовательности: «Песня про плотника Иосифа, деву Марию, Святого Духа и непорочное зачатье» — «Про любовь в каменном веке» — «Семейные дела в Древнем Риме» — «Про любовь в средние века» — «Про любовь в эпоху Возрождения» — «Баллада о маленьком человеке» — «Она во двор — он со двора...» — «Диалог у телевизора» [182].

Примечания

Сапогов В. А. Цикл // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 492.

[174] См., например: Доманский Ю. В.  // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. V. М., 2001. С. 335–344; Язвикова Е. Г. Циклообразующая роль архетипа волка в дилогии «Охота на волков» // Там же. С. 345–351.; Язвикова Е. Г. Особенности единства дилогии «Очи чёрные» // Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века: Материалы третьей междунар. науч. конф. М., 2003. С. 363–372. В этих работах речь идёт о циклах-дилогиях. Рассмотрены также циклы-трилогии: ( «Из дорожного дневника» // Кулагин А. В. У истоков авторской песни. Коломна, 2010. С. 99–114; Изотов В. П., Рязанская О. С. Словарь песни В. С. Высоцкого «Ошибка вышла». Орёл, 2009; Изотов В. П., Рязанская О. С. «Никакой ошибки». Орёл, 2010; Изотов В. П., Рязанская О. С. Словарь песни В. С. Высоцкого «История болезни». Орёл, 2010. Более объёмные циклы Высоцкого в целостном виде пока ещё не рассматривались.

[175] О соотношении понятий «цикл» и «серия»: «Так, исследователям ещё предстоит выявить степень соотнесённости понятия “цикл” с понятием “серия”, которым автор-исполнитель часто пользовался в своих публичных выступлениях (“Я буду петь сериями, чтобы легче было воспринимать”), имея в виду тематические блоки песен — о войне, горах, спорте и так далее, обычно по две-три каждый; состав их всё время варьировался» (Кулагин А. В.

[176] Название, несомненно, навеяно работой Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Вот как поэт говорил об этом на одном из своих концертов: «“Я не конкурирую ни с кем, потому что я только историю семьи взял” (июнь 1972)» (Цит. по: Крылов А. Е., Кулагин А. В. Песни Владимира Высоцкого: Материалы к комментарию. М.: Коломна, 2009. С. 77).

[177] См.: Поэзия В. С. Высоцкого: Твор. эволюция. Коломна, 1996. С. 62; Крылов А. Е., Кулагин А. В. Указ. соч. С. 77.

[178] Эпоха Возрождения — это, конечно, уже не «чистый» феодализм, а своеобразный переход между феодализмом и капитализмом.

«Красный треугольник» (ироническое отношение к «советской семье образцовой») и «Тонечка» («Тебя ж не Тонька завлекла // Губами мокрыми, // А что у папи у её // Топтун под окнами! // А что у папи у её // Дача в Павшине, // А что у папи — холуи // С секретаршами»).

[180] Есть интересный комментарий к песне «Она была в Париже»: «На одной из авторских фонограмм исполнена в цикле песен про семью в различные эпохи под названием: "Про нашу любовь"» [Крылов,Кулагин, 2009: 45]. Однако мы считаем всё же, что песня «Она была в Париже» не имеет отношения к теме семьи в творчестве В. С. Высоцкого.

[181] Принципы гипотетического высоцковедения изложены в ст.: Изотов В. П. Гипотетическое высоцковедение // Проблемы ономасиологии и теории номинации: Сб. материалов междунар. науч. конф. 11–13 окт. 2007 г. В 2 ч. Ч. I. Орёл, 2007. С. 70-73.

— такая структуризация представляется нам наиболее удобной для описания концепта «семья» в творчестве В. С. Высоцкого. Сразу бросается в глаза то обстоятельство, что семья в творчестве поэта вызывает и отрицательные ассоциации, например: «Живо маску посмертную сняли // Расторопные члены семьи» («Памятник»). Да и в целом в тех текстах, где так или иначе говорится о семье, наличествует либо ирония, либо отрицание. Объяснение этому впереди, ибо, как сказано по другому поводу: «Объяснять отрицательную маркировку дома — наивно, — эти обстоятельства, скорее, сами были следствиями определённых психологических, этических и даже политических установок поэта, вполне откровенно проявившихся и в поэтической концепции» (Скобелев А. В. Образ дома в поэтической системе Высоцкого // Мир Высоцкого. Вып. III. Т. 2. М., 1999. С. 119).