Выдрина Н. А.: Высоцкий в восприятии современных школьников

ВЫСОЦКИЙ В ВОСПРИЯТИИ

СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Без читателя , по словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, голос писателя оказывается «голосом вопиющего в пустыне». А слышат ли подростки и молодые люди , родившиеся уже после смерти Высоцкого, «голос» поэта?

Чтобы отчасти ответить на этот вопрос, мы в 1999–2000 годах проводили анкетирование в средних школах № 6 и № 20 г. Уральска и среди неда вно окончивших школу студентов Западно-Казахтанского университета [1]. Школьникам и студентам были предложены для письменных ответов следующие вопросы:

— Что знаете о Высоцком, его творчестве? Нравятся ли вам его песни, почему?

— Какие строки вам сразу вспоминаются, когда речь заходит о Высоцком? Какие произведения Высоцкого вы можете назвать, что из них процитировать?

— Где вы слышали песни Высоцкого? Откуда получили сведения о нём?

— Интересно ли вам побольше узнать о Высоцком? Почему?

Затем в устной форме предлагали школьникам обменяться впечатлениями о творчестве Высоцкого, исполнить его произведения.

Результаты наблюдений свидетельствовали, что Высоцкий находит путь к сердцам юных: они цитируют и оценивают его стихи, эмоционально читают их, музыкально одарённые ребята поют его песни, указывают на импонирующую им исполнительскую манеру автора, с интересом говорят о деятельности Высоцкого как актёра. Однако по результатам опроса таковых ока залось не более двадцати процентов [2].

Ответы большинства молодых людей схематичны, поверхностны: «Это знаменитость 60–80-х годов, сам сочинял и исполнял песни, был актёром»; «Высоцкий — известный певец, сочинял стихи, рано умер»; «Высоцкий играл на гитаре, был женат на Марине Влади, имел хриплый голос».

Круг песен, к которым обращаются ребята, довольно ограничен: в основном это «Песня о друге», «Скалолазка», «Кони привередливые», «Диалог у телевизора», «Песенка ни про что, или Что случилось в Африке», «Сыновья уходят в бой», реже — «Я не люблю». Песни зачастую цитируются неточно. Говоря о ролях, сыгранных Высоцким, отвечавшие большей частью называли фильм ы «Место встречи изменить нельзя», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и «Вертикаль ».

У некоторых учеников как средних , так и старших классов — не совсем верное представление о тематике и эмоциональной окрашенности песен Высоцкого: «Высоцкий пел только грустные песни»; «Его произведения вызывают чувство печали. Высоцкий выступал на сцене всегда со своей гитарой , всегда серьёзный и со строгим взглядом ».

Некоторые из ребят отождествляли Высоцкого с героями его песен: «Я только на уроке узнал, что Высоцкий не был ни спортсменом, ни альпинистом и не участвовал в войне, а очень хорошо умел перевоплощаться в других людей».

По нашим наблюдениям, школьники имеют также не совсем чёткие представления об авторской песне, не могут её проанализировать, воспринять как сложный синтетический жанр. То же самое показывают результаты опросов в исследовании В. С. Гли нчикова: «Отмечая, что феномен авторской песни состоит в сочетании текста, мелодии и манеры исполнения, учащиеся отдавали предпочтение музыкальной стороне жанра, не уделяя должного внимания его текстовой основе [3].

На восприятие школьников оказывает влияние и временная удалённость от них песен Высоцкого. Даже в детской песенке «Что случилось с пятым “ А”?..» не все реалии, столь привычные недавно, оказываются понятны ребятам: тяжёлые портфели сменили ранцы и рюкзачки, роботов — компьютеры и т. д. [4]

Песни Высоцкого нередко в ызывают у молодёжи ассоциации с Ви ктором Цоем, творчество которого они расценивают как более близкое им: « Высоц кий был тем, кем был для кого-то Виктор Цой. Мне кажется, что они похожи друг на друга» [5].

Примерно 30–40 процентов старшеклассников и студентов заявили, что равноду шны к произведениям Высоцкого или даже не любят их. На на ш взгляд , это обусловлено отчасти юношеским негативи змом: «Я не интересуюсь песнями Высоцкого , потому что папа и ма ма о нём постоянно говорят»; «Я слушаю музыку иных стилей и направлений ».

Кумиру прежних поколени й молодые люди стремятся противопоставить свои вкусы и пристрастия. Однако не в этом, по нашему мнению , главная причина равнодушного или негативного отношения к творчеству Высоцкого. Обратимся к типичны м ответа м подобного рода: «Я песен Высоцкого не знаю , так как их не слу шаю »; «Мне нравятся только некоторые песни В ысоцкого , например , “Песня о друге”. Других его песен не помню, поэтому не могу процитировать»; «Мне у Высоцкого не нравится его манера петь, он больше привлека ет меня как актёр. Некоторые его песни я могу на звать, хотя, откровенно говоря, не очень в них вслушивалась »; «Я о Высоцком мало что знаю. Мне всё равно, будут его изучать в школе или нет ».

Как видим, отрицательная оценка Высоцкого или равнодушие к нему не могут быть стойкими — всё это идёт от незнания его творчества или кра йне поверхностного представления о нём, отсутствия адекватного восприятия его песен.

Откуда же современная молодёжь черпает сведения о поэте -певце? Большинство отвечающих называют телевидени е, затем упоминается знакомство с песнями Высоцкого в домашних условиях (увлечение песнями Высоцкого родителей, чаще всего отца, наличие кассет и т. д.) [6], чтение сборников стихотворени й, книг о В ысоцком, далее следует указание на газеты и журналы. Ка ждый шестой студент утверждает, что в пробуждении интереса к Высоцкому большую роль сыграли литературные вечера в школе.

Таким образом, можно отметить, что телепередачи, книги, статьи, адресованные подросткам и юноше ству, а также уроки и классные часы, несомненно, помогут молодёжи открыть для себя Высоцкого. Важно показать школьникам, что его творчество — не однодневка, на которую проходит мода, а яркое явление нашей культуры.

М ы считаем, что эту работу надо начинать со средних классов. Хотя подросткам не всё понятно в твор честве Высоцкого , они проявляют к нему интерес (по результатам опросов 100 процентов шестиклассников заявили о своём желании побольше узнать о Вы соцком).

На уроке внеклассного чтения можно , например , рассмотреть песню «Что случилось с пятым“А”?..» и песни к дискоспектаклю «Алиса в Стране Чудес», а также некотор ые военные песни, которые особенно интересуют мальчиков-подростков. Школьники очень эмоционально высказывают свои впечатления об этих песнях: «Высоцкий стоял за справедливость», «чтобы мы умели слушать разных людей и чтобы люди из-за разных мнений не враждовали», «чтобы человек не был скучным и послушным, а всё время искал что-то хорошее, весёлое и необычное», «чтобы человек не просто был сильный, а можно было на него опереться», «чтобы л юди не были трусами, стояли за родину, но без красивых слов», «песни Высоцкого очень правдивы: у него всё та к, как в жизни».

Как видим, доступные уча щимся средних классов произведения Высоцкого помогли им в какой-то степени приобщиться к тем чувствам и мыслям, котор ые выражал в них поэт.

и исполнением, — всё это поможет ученикам увидеть авторскую позицию в них. Удачные, на на ш взгляд, методические указания, помогающие организовать эту работу, мы находим в книге З. И. Туаевой, где имеется глава «Пути использования совр еменной песенной музыки для ра звития и воспитания школьников » [7].

Например, чтобы уча щиеся ответили на вопрос, какова мелодия песни, Туаева предлага ет школьника м ряд эпитетов (весёлая, бодрая, светлая, тревожная и т. д.), из которых они могут выбрать эпи теты для описания мелодии, соответствующей тексту песни. Та кая работа, по нашему мнению, может быть использована не только в национальной школе, но и в средних классах русской школы. В старших классах она должна углубляться: здесь уже школьникам по силам идейно -художественный анализ авторской песни в более полном виде. Итогом такой работы может стать сочинение.

В старших классах , чтобы в полной мере реализовать особое эмоциональное воздействие на уча щихся личности а втора-исполнителя и его песен, наряду с уроком-лекцией мы проводим урок-семинар , урок-портрет, уроки в форме радио- и телепередач, используем различные литературно-музыкальные композиции (естественно , из-за дефицита часов учитель отбирает что-либо одно, более ему и классу подходящее). Нередко под впечатлением от хорошо проведённого урока та кого рода школьники не желают расходиться по дома м или отправляться на перемену.

Своеобразие ролевой лирик и Высоцкого делает эффективным применение в школе таких методических приёмов, как устное словесное рисо вание или составление киносценария. Для такой работы мы отбираем стихотворения, в которых ярко очерчены образы действующих лиц. Вот как, например, школьники, направляемые учителем, описали картину, представленную ими после чтения стихотворения «Дорожная история»:

На переднем плане картины — «МАЗ», увязший в снегу. Напарник расска зчика открыл дверь кабины, собираясь выйти из не ё. Лицо его перекошено злобой и страхом, он одержим одним желанием — спасти свою жизнь. Рассказчик-шофёр притронулся к его руке, как бы желая ободрить, удержать. Особенно пора жают глаза рассказчика. В них — доброта, непреклонность, ощущение своей правоты. В жестах и позе шофёра нет ничего театрального: свидетелей его героизма нет. К тому же, если шофёр погибнет, а его напарник спасётся, последний может объяснить всё так, как выгодно ему. Но не это для шофёра главное, — он понимает, что «МАЗ» нужен на стройке, поэтому необходимо выстоять. Трагизм и в то же время будничность ситуации подчёркивает колорит картины: основными здесь являются серый, белый, чёрный цвета. Фигура шофёра теряется в темноте кабины. Мы видим лишь его лицо и руку. Напарник водителя, откр ывший дверь кабины, освещён больше. Он, думая лишь о своём спасении, оставляет «МАЗ» и то варища , который составляет как бы одно целое с машиной. Темнота в кабине подчёркивае т всю тяжесть положения водителя. Но безнадёжности в этой картине мы не ощущаем: выра жение лица шофёра и его глаза помогают поверить в то , что он выстоит.

Приём устного словес ного рисования даёт возможность школьникам словно воочию представить картину , созданную поэтом , ощутить выра женное в его произведении драматическое начало, понять чувства и переживания героев и авторскую оценку в целом.

Отношение ав тора к героям помогает прояснить для учащихся и приём сравнения двух и более песен В ысоцкого с разной эмоциональной тональностью (например, берутся песни « Марш шахтёров», «Диалог у телевизора», «Случай»). Наблюдения ребят можно орга низовать с помощью во проса: «Ка к автор относится к героям прочитанной вами песни (с симпатией, юмором, неприязнью и т. д.)?»

При рассмотрении стихотворений , где смена картин , нередко контрастных, несёт большую идейную нагрузку, можно использовать такой методически й приём, как составление киносценария. Такую работу, например, можно провести с учащимися, анализируя стихотворение «Он не вернулся из боя».

Продумывание под руководством учителя общего мотива киносценария, как показывают ответы школьников, активизирует их воссозда ющее вообра жение, помогает им приобщиться к авторской мысли, выраженной в песне:

Надо показать небо, лес, землянку «с ним» и «без него» — того, кто не вернулся из боя. И чаще крупным планом надо давать лицо рассказчика, — как оно постоянно изменялось, пока был жив его товарищ. Они дво е, подчёркивает Высоцкий, а не ка ждый са м по себе. Когда рядом с ним находившегося солдата не стало, то и ра ссказчик стал другим: его лицо тепер ь неподвижно и выражает растерянность, вокруг пустота и тишина. Поэтому -то ему и кажется, что это он не вернулся из боя. Жизнь каждого человека важна не только са ма по себе, она «отражается» в других людях. Пав шие — это тоже часть нас.

Подобная работа не только способствует более глубокому проникновению в текст песен В ысоцкого, но и усиливает сопереживание школьников:

всё представляе шь, переживае шь.

Таким образом, эмоциональное начало в подаче материала и его осмыслении ученика ми, различные виды творческой деятельности школьников, круг основополагающих сведений об особенностях личности и произведениях Высоцкого, отработка умений, связа нных с восприятием и анализом авторской песни, — вот что должно быть в центре внимания словесника при проведении уроков и внеклассных мероприятий по творчеству Высоцкого, при организации индив идуальных занятий с уча щимися.

Итогом этой работы может стать собственная оценка старшеклассника ми произведений В ысоцкого и его творчества в целом. Высоцкий для них — человек иного времени, он помогает им познать это время. В то же время на творчество Высоцкого они смотрят из времени своего. Нравственное содержание песен В ысоцкого помогает противостоять тем отрицательным начала м, котор ые они видят в современной жи зни, — культу силы, голому практицизму и эгоизму, сведению отношений мужчины и женщины к сексу, всеобщей озлобленности. Впрочем, у каждого — свой Высоцкий. Важно л ишь помочь молодёжи приобщиться к творчеству большого художника.

Примечания

[1] В проведении опросов участвовала студентка-дипломница ЗКГУ С. Ю. Кордон.

[3]  Глинчиков В. С. Феномен авторской песни в школьном изучении: (А. Галич, В. Высоцкий, А. Башлачёв). Автореферат дис... канд. пед. наук. Са мара, 1997. С. 13.

Лебедева Е. С. Владимир Высоцкий: Слово в поэзии для юных // Рус. яз. 1999. № 2. С. 84–85.

[5] Некоторые учащиеся даже считают, что Высоцкий погиб в автока тастрофе.

[6] Отдельные ученики особо отмечают значение ранних впечатлений детства: именно тогда они впервые слышали песни Высоцкого.

  Нестандартные уроки литературы и развития речи. Уральск, 1992. Книга адресована учителям, работающим в национальной школе. В ней большое внимание у деляется урокам развития речи.

Раздел сайта: