Солнышкина Е. И.: Тема свободы в стихотворении В. С. Высоцкого "Охота на волков"

Тема свободы в стихотворении В. С. Высоцкого «Охота на волков» 

Поэтическое творчество Высоцкого пронизывает тема свободы. Она подспудно звучит почти в каждой песне поэта и в каждом конкретном случае раскрывается через определенные мотивы. Так, в «Охоте на волков» данная тема находит свое выражение в мотиве ограничения свободы героя. Это сужение свободы проявляется как в пространственном («... Оградив нам свободу флажками. Бьют уверенно, наверняка...»), так и во временном отрезках («... Волк не может, не должен иначе. Вот кончается время мое...»).

Герою свыше навязывается существование в В ткани самого произведения создается замкнутый круг, который вербально выражается в понятиях «номера», «традиций», «запрета»:

... Гонят весело на номера!..
... Волк не может нарушить
... Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем - через запрет?!

Номер - понятие, заключающее в себе смысл герой лишается имени, а следовательно, он теряет свое «Я», он слепо должен подчиниться «традиции», введенной идеологами, и не смеет пробовать даже вырваться за пределы ограничений. Это образ человека, которого требовала эпоха 60-70-х гг. Но лирический герой Высоцкого восстает против такой системы. И здесь перед читателем проявляется позиция самого поэта. Возникает оппозиция «Я» - «Мы». С «Мы» связывается всеобщее подчинение диктату:

Мы, волчата,
И всосали: нельзя за флажки!..
Мы затравленно мчимся на выстрел
— через запрет?!..

Наблюдается связь времен, когда последующее поколение с младенчества «всасывает» в себя всю предшествующую мораль жизни. Но если в стае волков такая ситуация определяется природой естественным образом, то у людей все обстоит иначе: человек мыслит, отсюда - всевозможные идеи, возникающие в сознании людей. Эти идеи влияют иногда на жизнь отдельного человека, иногда - на жизнь целых поколений. Идеология коммунизма просуществовала столь длительный период, вследствие того, что она «всасывалась» в умы людей с детства, и освободиться от этого давления способен не каждый. Здесь уже на арену выходит «Я» личности, не желающей жить в системе навязанных границ:

За флажки, жажда жизни сильней!

«жажды жизни» выходит за пределы ограничения, потому что нельзя назвать жизнью то. что предлагается «егерями», это не жизнь, а существование. Здесь проявляется свободолюбие героя. По Высоцкому, человек живет для всех своих возможностей, существующий же порядок убивает в личности всякую индивидуальность, а следовательно, закрывает все пути к самореализации.

Людей, пытающихся вырваться из замкнутого круга, немного, но они есть. Недаром лирический герой, выйдя за флажки, «радостно слышал / крики людей». Эта строка говорит о том, что в душах людей еще есть стремление к свободе, нужен только прецедент.

Помимо «Я» и «Мы» в песне появляется третье звено - «охотники», и они получают меткую характеристику поэта:

... Из-за елей хлопочут двустволки –
охотники прячутся в тень...
... Не на равных играют с волками
Егеря

Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка...

Улыбнулся - и поднял ружье ...

«волков» рамки ограничения, обезличен, он прячется в тени. «Охотники», «егеря», «загонщики» скрываются под маской, они не вступают в открытое противостояние. Это позволяет говорить о неравной, несправедливой борьбе, при которой одна из сторон - «охотники» - наделена всеми преимуществами, что значительно уменьшает возможности «волков» вырваться «за флажки», и все же это возможно, если есть стремление к свободе, к независимости. Только неутомимая жажда свободы воли помогает лирическому' герою Высоцкого вырваться за пределы очерченных пространственных и временных категорий и найти свой собственный, ни от кого не зависящий жизненный путь, позволяющий реализовать «Я» личности.

Раздел сайта: