Скобелев Андрей: Три пластинки Владимира Высоцкого

Три пластинки Владимира Высоцкого

Имя Владимира Высоцкого — актера театра и кино хорошо известно. Он часто пишет тексты песен к фильмам и нередко их же исполняет.

В. Высоцкий часто дает концерты во многих городах нашей страны. Широко распространены магнитофонные записи этих концертов. Можно с уверенностью сказать, что практически у каждого владельца магнитофона есть «свой Высоцкий».

Учитывая такую популярность поэта, всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» недавно выпустила три пластинки с песнями В. Высоцкого.

«личных» мотивов. Это наиболее юрко выражается в песнях военной тематики, которые представлены на трех пластинках восемью записями. Война глубоко затрагивает поэта, и в ней он стремится открыть и показать новые стороны в отношениях между людьми, возникающие в самые тяжелые моменты жизни.

В первых же строках песни «Он не вернулся из боя» спокойная и привычная для лирического героя картина природы противопоставляется смерти человека. В. Высоцкий никак не называет погибшего: «Он» и все. Это усиливает эмоциональное воздействие песни, углубляет ее смысл. Поэт дает всего в нескольких строках характеристику «Его»:

«Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал...»

«Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя».

Гибель в общем-то чужого человека превращается в личную драму:

«Нам и места в землянке хватало вполне,

Все теперь одному, только кажется мне:
Это я не вернулся из боя...»

Вся трагедия. в том, что герой понял ценность человека только тогда, «когда Он не вернулся из боя». Надо отметить, что потеря человека показана не на фоне военных действий, о которых, кстати, напоминает очень немногое, а на фоне мирной природы. И это правильно — ведь тяжесть человеческой утраты не зависит от конкретной ситуации, от времени, она будет всегда одинаково горька.

У поэта память об одном сливается с памятью о многих. В песне «Братские могилы» дается такая запоминающаяся картина:

«Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты…
На братских могилах не ставят крестов,
»

Как видим, от конкретного факта, от непосредственной зарисовки В. Высоцкий переходит к обобщенной емкости переживания: тут и истинный патриотизм, и благородная память о всех погибших на войне, известных и безымянных.

В песне «Мы вращаем Землю» В. Высоцкий говорит от имени целой армии, даже всего народа:

«Мы не меряем Землю шагами,
Понапрасну цветы терёбя.

От себя, от себя».

Здесь высокая ответственность солдата, тяжесть его миссии, величие подвига воплощаются в развернутую метафору. Земля вращается в сторону, противоположную движению воинов. Когда наши солдаты отступали, то они «От границы... Землю крутили назад». Тогда же, соответственно, «Солнце отправилось вспять и едва не зашло на Востоке» (по библейскому сказанию при конце Света солнце должно зайти на востоке). Но такого не произошло. Планета двинулась в нормальном направлении, благодаря тому, что «Обратно ее (Землю) закрутил наш комбат, оттолкнувшись ногой от Урала». Развитие метафоры воплощает в себе ход войны. Земля приостанавливает свое вращение при каждой новой смерти: «Кто-то там впереди навалился на дот, и Земля на мгновенье застыла». Движение метафоры проявляется также в том, что солдаты вращают Землю сначала сапогами, затем коленями, потом локтями и заключительные строки песни говорят о том, как раненые бойцы «Тянут Землю зубами за стебли на себя, под себя, от себя». Так поэт утверждает мужество, тяжесть прошедшей войны, подвиг миллионов людей, благодаря которым «нынче по небу Солнце нормально идет».

В пределах трех пластинок слушателю открывается облик поэта и певца, в котором совмещены насмешка и патетика, любовь к высокому и ненависть к низменному. В. Высоцкий заставляет нас думать, помогает чувствовать. За это мы его любим и ценим. Заслуженной известностью он пользуется среди молодежи, да и не только молодежи. Каждый человек может найти что-то свое в поэзии В. Высоцкого. О его популярности свидетельствует тот факт, что эти три пластинки разошлись необыкновенно быстро, и этому можно только радоваться.

Хрипловатый голос исполнителя, постоянная готовность перейти от пения к слову, произносимому с драматической выразительностью, создают неповторимую интонацию прямоты, резкости, доверительности. Но в единстве исполнителя и автора первое место остается за автором. В. Высоцкий не столько певец, сколько драматический актер, и не столько актер, сколько поэт. В Высоцком прежде всего надо уметь видеть поэта, а потом уже исполнителя, актера. Жаль, что до сих пор нет еще сборника его стихов. Будем же надеяться, что вскоре появятся не только новые пластинки с песнями поэта, но и первая его книга.

Три пластинки Владимира Высоцкого // Воронежский университет. 1975. 21 янв.

Раздел сайта: