Шевяков Е. Г.: Героическое в поэзии В.С. Высоцкого
Введение

Героическое в поэзии В. С. Высоцкого

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Введение

Настоящая диссертация посвящена изучению воплощения категории героического в поэзии Владимира Высоцкого. Исследуется специфика героического как содержательной эстетической категории, создан рабочий вариант типологии героического в поэзии В. Высоцкого, анализируются особенности воплощения героического в различных проблемно-тематических пластах поэзии Высоцкого на примере таких важных составляющих поэтической системы, как формы выражения авторского сознания, хронотоп, тенденция к циклообразованию. В работе утверждается многогранность поэзии Владимира Высоцкого, чье творчество развивалось в русле трех основных эстетических доминант: героического, трагического и сатирического. Возможно, именно наличие героической составляющей делало и делает поэзию Высоцкого такой притягательной для читателей его стихов и слушателей его песен. Существующие исследования творчества поэта обычно заостряют внимание на трагических и сатирических произведениях, героическое в поэзии Высоцкого до сих пор не изучалось как самостоятельная научная проблема, хотя наличие сильного героического элемента в поэзии Высоцкого констатировалось еще в 1991 г. Диссертация восполняет этот пробел.

Актуальность исследования заключается в том, что к настоящему времени назрела необходимость выработки объективного представления о творчестве Владимира Высоцкого и его месте в истории русской литературы ХХ века. Высоцкого нельзя назвать центральной фигурой в русской поэзии 60–70-х гг. ХХ века, однако он занимает вполне достойное место в кругу поэтов-современников. Филологическое изучение творчества Высоцкого насчитывает уже более 20 лет – с момента публикации статьи С. И Кормилова [1]. Однако для 1980-х гг. в целом характерны лишь первые подступы к изучению творчества поэта: в основном публиковались статьи публицистического и критического характера. Поклонники Высоцкого стремились посмертно ввести поэта в круг «большой литературы», противники всеми силами доказывали обратное, подчас прибегая к нечистым приемам. Т. е. в большинстве статей речь поначалу шла только о том, считать Высоцкого поэтом, или нет. Показательна дискуссия «Обсуждаем наследие В. Высоцкого» на страницах журнала «Вопросы литературы» [2], где были приведены две полярные точки зрения и предпринята попытка найти «золотую середину». Однако параллельно развивалось и филологическое изучение поэзии Высоцкого – в 1988 г. состоялась первая научная конференция, в 1990 – вторая [3].

После распада СССР исчезли цензурные ограничения, и это не могло не сказаться на количестве публикаций. Критико-публицистическая линия нашла свое продолжение и благополучно существует до сих пор [4]. Научное осмысление творчества Высоцкого в общем выиграло от снятия цензурного пресса: появились обстоятельные статьи в серьезных изданиях [5], а затем и монографии [6], – хотя не обошлось и без «издержек», подобных статье И. Намакштанской в журнале «Русская речь» [7].

На несколько лет центром изучения творчества Высоцкого стал музей поэта в Москве, точнее – Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого, где с 1997 по 2003 г. были проведены три международные конференции по творчеству поэта, изданы семь выпусков альманаха «Мир Высоцкого: Исследования и материалы» (не считая многочисленных приложений). К сожалению, после 2003 г. научное направление работы ГКЦМ было в значительной мере свернуто. Однако и при отсутствии такого центра научное исследование творчества Высоцкого развивается достаточно интенсивно. Выходят статьи и книги, защищаются диссертации [8]. Можно констатировать, что наряду с таким направлением, как исследование отдельных произведений или их групп (выявление интертекстуальных связей, анализ поэтического языка и художественной структуры произведений) все увереннее заявляют о себе исследования обобщающего характера (начало которым было положено монографиями 1990-х гг.)

Вместе с тем иногда некритическое отношение к творчеству поэта приводит к завышенной оценке некоторых произведений и к абсолютизации одних тенденций его творчества в ущерб рассмотрению других. Однако без объективного представления о творчестве Высоцкого невозможно определение того места, которое поэт занимает в истории русской литературы ХХ века. Выяснение роли героического в поэтике Высоцкого является необходимым этапом в достижении этого.

Научная новизна работы заключается в том, что это первое целостное исследование героического в поэзии Высоцкого, несмотря на то, что данная проблема была сформулирована пятнадцать лет назад. «Главная тема всего его творчества – поиски в жизни героического начала, тоска по нему, страстное желание увидеть его воплощенным» [9]. Этот тезис был лишь продекларирован, но не был конкретизирован в специальном исследовании. Должного внимания проблема не получила – она затрагивается, как правило, только при изучении произведений с военной тематикой, то есть рассматривается как один из частных аспектов в творчестве поэта.

«Оттепель» эпохи 1960-х ознаменовалась значительным оживлением общественной жизни. «Качественные изменения в культуре требуют поиска нового типа человека, адекватного изменяющемуся миру. В условиях хаоса и аномии герой выступает духовным ориентиром для общества…» [10] Каждая эпоха видит в творчестве любого художника, можно сказать, свое отражение. 1990-е годы в истории России можно скорее назвать «смутным временем», чем «героической эпохой». Специальное исследование по проблеме трагического в поэзии Высоцкого [11] было выпущено именно в середине 1990-х гг., героическое же в течение долгого времени оставалось «в тени».

Таким образом, в данной диссертации героическое начало впервые рассматривается как одно из доминантных в творчестве поэта. Соответственно впервые выявлены формы и специфика его художественной реализации в поэтике Высоцкого.

Объектом исследования является поэзия Владимира Высоцкого, лирические и лиро-эпические произведения. Определенную сложность представляет наличие нескольких вариантов у многих произведений Высоцкого, поэтому в качестве текстологической базы для исследования выбрано издание, наиболее авторитетное с текстологической точки зрения (530 поэтических текстов) [12]. Прочие источники, перечисленные в библиографии, являются вспомогательными. Предмет исследования – особенности поэтики Высоцкого, связанные с воплощением содержательной эстетической категории героического в его поэзии.

Цель работы задачи:

1) осветить ряд теоретических проблем, связанных с вопросами эстетической природы и сущности героического;

2) проследить, как реализуется героическое в поэзии Высоцкого, каким тенденциям в развитии данной категории отвечает эта реализация;

3) рассмотреть влияние героического как эстетической доминанты творчества Высоцкого на конкретные особенности его поэтики: формы выражения авторского сознания, хронотоп, как структурообразующий элемент художественного мира, тенденцию к циклообразованию.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1) Героическое является одной из художественных доминант поэзии Владимира Высоцкого, наряду с трагизмом и сатирой, которые обычно акцентируются в творчестве поэта исследователями.

2) В поэзии Высоцкого можно выделить несколько проблемно-тематических пластов, связанных с воплощением героического: «военная» и «уголовная» темы, «героика будней», «спортивная» тема, «героика прошлого».

3) Для этих проблемно-тематических групп свойственны различные способы функционирования нескольких основных составляющих поэтической системы Высоцкого. Это формы выражения авторского сознания, хронотоп как структурообразующий элемент художественного мира произведений, а также тенденция к циклообразованию.

Научно-теоретическая ценность работы заключается в том, что материалы и выводы исследования вносят вклад в изучение русской литературы ХХ века и восполняют пробел в отечественном литературоведении, касающийся исследования творчества В. Высоцкого. Полученные выводы создают базу для дальнейшего исследования творчества Высоцкого и определения его места в истории русской литературы ХХ века.

Практическая значимость определяется тем, что материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов по творчеству Высоцкого и по современной поэзии в целом, общих курсов по истории русской литературы XX века. Рабочая концепция героического, предложенная автором, может быть использована для дальнейшего изучения сущности и места героического в системе эстетических категорий.

Личный вклад автора в разработку темы состоит в следующем.

1) Диссертация представляет собой первое специальное целостное исследование героического в поэзии Высоцкого со дня постановки проблемы.

2) Обобщены работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные творчеству В. Высоцкого, а также теоретическим проблемам героического. Ряд зарубежных работ вводится в научный оборот впервые.

3) Для решения практических задач создана рабочая концепция героического как эстетической категории.

4) Доказано, что героическое является одной из эстетических доминант поэзии Высоцкого, наряду с трагизмом и сатирой.

5) Создана рабочая концепция типологии героического в поэзии Высоцкого.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, привлечением широкого круга источников с опорой на достижения отечественных и зарубежных ученых в области литературоведения.

Методологической основой диссертации являются исследования в области эстетики, а также теории литературы. «Эстетика» Г. Гегеля послужила отправной точкой в разработке теоретической базы исследования и оказалась актуальной при выяснении природы героического на одной из стадий развития категории. Отдельно стоит отметить учение о «внутренней форме» художественного произведения А. Потебни, ставшее опорой при анализе эстетического освоения героики в поэзии Высоцкого, а также метод структурного анализа художественного произведения, разработанный Ю. Лотманом.

В целом же для выполнения поставленных задач использовался комплекс методов. Для прояснения эстетической природы героического применялся метод дедуктивного обобщения существующих исследований категории, результаты которого верифицировались с помощью сравнительно-исторического метода. Для построения периодизации развития и типологии исторических модификаций героики – социологический метод литературоведения. Для исследования реализации героического в поэзии Высоцкого – сравнительно-сопоставительный метод, отчасти биографический, а также методология структурного анализа поэтического текста.

Апробация «ХХ лет без Высоцкого» (Москва, 2000), Международной научной конференции «Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века» (Москва, 2003), IX Нижегородской сессии молодых ученых (Н. Новгород, 2004), Международной научной конференции «Лингвистические основы межкультурной коммуникации» (Н. Новгород, 2005), Грехневских чтениях (Н. Новгород, 2001, 2005), II Международной конференции «Концепт и культура» (Кемерово, 2006). По теме диссертации опубликовано 8 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 196 наименований, из них 16 на иностранных языках.

Примечания

– М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1998. – С. 183–193. – ISBN 5-88673-010-9.

[2] Андреев, Ю. Известность Владимира Высоцкого / Ю. Андреев // Вопросы литературы. – 1987. – № 4. – С. 43–74; Баранова, Т. «Я пою от имени всех...» / Т. Баранова. – Там же. – С. 75–102; Сергеев, Е. Многоборец. – Там же. – С. 103–131.

[3] См.: Поэт Владимир Высоцкий: Материалы 1-й Всесоюз. науч. конф., посвящ. творч. наследию В. Высоцкого [Воронеж, март 1988: Выступления] // Подъем. – 1989. – № 1. – С. 133–144; В. С. Высоцкий: исследования и материалы. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990; Материалы II Воронежской конференции // Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. 2. / Сост. А. Е. Крылов и В. Ф. Щербакова. – М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1998. – С. 278–353. – ISBN 5-88673-010-9.

[4] Берестов, В. «В прошлом, будущем и настоящем...»: Перечитывая [поэзию] В. Высоцкого / В. Берестов // Вопр. лит. – 1995. – Вып. 2. – С. 3–26; Ходанов, М. Я не люблю, когда наполовину... [О поэзии В. С. Высоцкого] / М. Ходанов // Лит. Россия. – 1998. – 30 янв.; 6 февр.; 13 февр. – В публикациях такого жанра нет недостатка в любой год, юбилейный по отношению к 1938 или 1980.

[5] Китайгородская, М. В. Творчество Владимира Высоцкого в зеркале устной речи / М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова // Вопросы языкознания. – 1993. – № 1. – С. 97–113; Кулагин, А. В. Бесы и Моцарт: Пушкинские мотивы в поздней лирике В. Высоцкого / А. В. Кулагин // Литературное обозрение. – 1993. – № 3/4. –С. 22–25; Новиков, Вл. Владимир Маяковский и Владимир Высоцкий / В. Новиков // Знамя. – 1993. – № 7. – С. 200–204. – и др.

– Воронеж: МИПП Логос, 1991. – 176 с.; Рудник, Н. М. Проблема трагического в поэзии В. С. Высоцкого / Н. М. Рудник. – Курск: Изд-во КГПУ, 1995. – 245 с. – ISBN 5-88313-059-3; Кулагин, А. В. Поэзия В. С. Высоцкого: Твор. эволюция. / А. В. Кулагин. – Коломна: КПИ, 1996. – 124 с.

[7] Намакштанская, И. Е. «Смотрины» В. Высоцкого и «Свадьба» Б. Пастернака / И. Е. Намакштанская // Русская речь. – 1996. – № 1. – С. 12–18.

[8] См. напр.: Сафарова, Т. В. Жанровое своеобразие песенного творчества Владимира Высоцкого: Автореф. дис… канд. филол. наук: 10.01.01 / Якут. гос. ун-т им. М. К. Амосова; Нерюнгрин. техн. ин-т. – Владивосток, 2002. – 25 с.; Свиридов, С. В. Структура художественного пространства в поэзии В. Высоцкого: Дис… канд. филол. наук: 10.01.01. – М., 2003; Закурдаева, Н. В. Концептосфера поэзии В. С. Высоцкого: аксиологические и экзистенциальные концепты: Автореф. дис… канд. филол. наук: 10.02.01 / Орловский гос. университет. – Орел, 2003; Волкова, Н. В. Авторское «я» и «маски» в поэзии В. С. Высоцкого: Автореф. дис… канд. филол. наук: 10.01.01 / Тверской гос. университет. – Тверь, 2006.

[9] Долгополов, Л. К. Стих – песня – судьба / Л. Долгополов // В. С. Высоцкий: исследования и материалы. Воронеж, 1990. – С. 7.

[10] Кривощекова, Г. А. Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России: Автореф. дис… канд. филос. наук: 24.00.01 / Тюменский гос. ин-т искусств и культуры. – Тюмень, 2003. – С. 4.

– М.: Локид: Осирис, 1999.

Раздел сайта: