Попов В. И.: Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938 - 1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников
Введение

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕСЕННОГО

ТВОРЧЕСТВА В. С. ВЫСОЦКОГО /1938—1980/

И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕГО В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

НРАВСТВЕННО – ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

ВВЕДЕНИЕ

Кризис в экономике, политике, нравственности, охвативший в начале 1990–х всё российское общество, заставил по–другому подходить к вопросам воспитания подрастающего поколения, искать новые нравственные и эстетические ориентиры. Современная социокультурная ситуация в России утратила существовавшие нормативные художественные ценности и, как следствие, выявилась острая потребность сферы образования в изменении содержания художественного образования, в новых материалах, необходимых для педагогических целей на новом этапе развития российского общества. Стали нужны новые имена выдающихся деятелей современности, деятелей культуры, искусства – для изучения и «для подражания» им. Требуются новые духовно–творческие личности, способные формировать в новых условиях активную нравственно–гражданскую позицию у молодого поколения, личности, которые недостаточно использовались или замалчивались десятки лет в практике советской системы образования и воспитания в нашей стране. Воспитание гражданственности, нравственности, патриотизма в реформированной России – сегодня актуальнейшая из задач.

Анализ педагогической литературы показывает, что ещё два тысячелетия назад, была сформулирована мысль о благотворном синтезе слова и музыки в педагогике, в процессе воспитания человека (Платон, Аристотель, Плутарх).

Тезисы «вся история – для воспитания», «воспитание на примерах» можно отнести ко всей истории педагогики. Об этом – педагогические труды П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и многих других.

С позиций воспитания лучших черт характера человека, национальной гордости у молодежи, военно–патриотического воспитания необходимо актуализировать песенное творчество нашего современника Владимира

–1980), потому что герои его песен, баллад и их автор органично вписываются в педагогический процесс, так как воспитывают, как и всякая большая литература, те же необходимые человеку черты характера: честность, доброту, нравственность, смелость, настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, гражданственность. В этом аспекте, насколько нам известно, песенное творчество В. Высоцкого в педагогической науке не рассматривалось.

Когда в 1960—1970-е годы В. Высоцкий сочинял и пел свои песни, играл в театре, снимался в кино, мало кто осознавал, что рядом живет и творит очень талантливый, нестандартный человек. В своем песенном творчестве В. Высоцкий охватил широкий спектр тем проблем, сохранивших свою актуальность и для нашего времени. Герои его песен – люди активной мысли, глубоко чувствующие и переживающие, готовые к эмпатийному отклику и активному действию. На фоне сопутствовавшей ему массовой песни, внедрявшейся в быт в те же 1960—1970-е годы с помощью радио, телевидения, грамзаписи, его баллады, песни резко отличались наличием серьезной мысли, вниманием к социальным проблемам. Они заставляли думать, смотреть на происходящее другими глазами, они воспитывали нас и 25, и 30 лет назад, но если эти произведения целенаправленно использовать в педагогике, они будут делать это и сегодня. Лучшие из песен В. Высоцкого, с точки зрения музыкальной, мелодической, оригинальны и ценны сами по себе, по содержанию они актуальны сейчас для каждого гражданина, потому что говорят нам о ценностях общечеловеческих, философски значимых при любом общественном строе. Соответственно, несут нравственный заряд, имеют педагогическую ценность. Многогранный педагогический потенциал песен и баллад В. Высоцкого – при условии его успешной реализации учителем – может способствовать воспитанию нравственно–гражданской позиции современных школьников, повернуть их умонастроения и чувства к гуманизму и патриотизму, вернуть этим понятиям их изначальный ценностный смысл.

Кроме того, если систематически слушать, анализировать его лучшие песни, сравнивать их с тем, что школьники, тинэйджеры слушают на своих магнитофонах, поют в своих компаниях под расстроенные гитары, то методом сопоставления, сравнения, анализом можно подвести их к пониманию особой ценности своеобразного песенного творчества Высоцкого, можно научить их отличать, «что такое хорошо и что такое плохо» в песенном жанре. А такая ценностная ориентация в жизни и в искусстве крайне важна для воспитания подрастающего человека.

Никита Высоцкий, сын Владимира Семеновича, ныне директор Государственного культурного центра-музея (ГКЦМ) В. С. Высоцкого в Москве, в интервью с ним, опубликованном в журнале «Вагант», сказал:

«Все, что происходит сейчас, — в его песнях есть. Он не был гневным обличителем. У него была очень мощная позитивная энергия. И это не изменилось. Это — единственная реальная вещь, при помощи которой что-то можно сделать. Его энергия была не разрушительная: кого-то посадить, кого-то расстрелять, а этого уконтрапупить. Его поэзия позитивна, потому так дорога и близка людям».

Из всего вышесказаного обозначились противоречия:

· между социальной потребностью в новом, художественно полноценном материале для воспитания учащихся в системе дополнительного образования, а также на уроках литературы и музыки в школе и отсутствием теоретических разработок нравственно–гражданского аспекта педагоги–ческого потенциала песенного творчества В. Высоцкого;

· между востребованной современным обществом необходимостью целостного педагогического анализа его синкретического творчества и отсутствием методических рекомендаций, методической литературы, обеспечивающих успешную реализацию педагогического потенциала песенного творчества поэта в воспитании подрастающего поколения;

· между потребностью учителей музыки и литературы внести в программы песенное творчество В. Высоцкого и отсутствием достаточных знаний о его жизни и творчестве, психологической и методической неготовностью их работать с нестандартным материалом.

Эти противоречия определили проблему исследования: поиск и теоретико–методическое обоснование педагогического потенциала, обеспечивающего успешную реализацию нравственно–гражданского аспекта песенного творчества В. Высоцкого в общеобразовательной школе.

Актуализация его песенного творчества – социально–педагогическая, научно–методическая и практически ориентированная на воспитание нравственно–гражданской позиции современных школьников – требует осмысления, изучения. Анализ актуальности, противоречий и проблемы обусловили выбор «Педагогический потенциал песенного творчества В. Высоцкого и реализация его в процессе воспитания нравственно–гражданской позиции современных школьников».

Цель исследования: выявить, обосновать наличие педагогического потенциала в песенном творчестве В. Высоцкого и обеспечить его реализацию в воспитании нравственно–гражданской позиции учащихся 8–9-х, 10–11-х классов средней школы на внеклассных занятиях.

Объект исследования: –эстетического цикла.

Предмет исследования: педагогический потенциал песенного творчества В. Высоцкого в воспитании нравственно–гражданской позиции современных школьников.

Гипотеза: реализация педагогического потенциала песенного творчества В. Высоцкого предполагает:

· выявление нравственно–гражданского аспекта его песенного творчества;

· раскрытие перед учащимися противоречивого характера песенного творчества и биографии В. Высоцкого в сопоставлении их с особенностями исторической эпохи, нравственно–гражданских противоречий общества, в котором творил поэт;

· учет особенностей адекватного восприятия песенных шедевров поэта–певца, в которых нередки автобиографические мотивы, понимание учащимися разных возрастных групп их текста и подтекста, то есть главного содержания, главной мысли автора;

· реализацию принципов линейности и концентризма в работе со школьниками, когда они изучают, переживают, познают песенное творчество В. Высоцкого в комплексном и системном изложении, встречаясь с ним на уроках и внеклассных мероприятиях (факультативах, клубах по интересам) в течение нескольких лет обучения неоднократно;

· разработку педагогической модели интерпретации его биографии и творчества для школьников разных возрастов, с учетом психологических доминант их развития, ведущих мотивов собственной жизни и деятельности подростков, с учетом их витагенного опыта для становления у школьников четкой нравственно–гражданской позиции свободной личности.

1. Проанализировать песенное творчество В. Высоцкого в контексте биографии автора, нравственно–гражданских противоречий общества, в котором жил и творил поэт, для выявления особенностей содержания (злобо–дневность и актуальность, текст и подтекст) его песен с точки зрения нравственно–гражданской и художественно–эстетической направленности, дать примеры педагогического анализа и интерпретации его текстов.

2. Выявить возможности восприятия и понимания песен В. Высоцкого учащимися разных классов, разных возрастных групп с точки зрения ведущих мотивов их жизни и деятельности, витагенного опыта, а также возможности становления у подростков четкой нравственно–гражданской позиции свободной личности.

3. Разработать критерии отбора песенного материала В. Высоцкого для занятий с подростками, адаптировать биографический и творческий материал согласно педагогическим целям и задачам для создания педагогической модели, раскрывающей содержание уроков, принципы, методы, формы реализации педагогического потенциала творчества поэта на внеклассных занятиях с подростками в процессе воспитания их нравственно–гражданской позиции.

–методологической основой исследования послужили:

В. А. Сухомлинский и др.); концепции личностно–ориентированного подхода к образованию и воспитанию человека (Н. А. Алексеев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);философские концепции диалога культур, нравственно–мировоззренческих и художественно-эстетических ценностей (М. М. Бахтин, В. С. Библер, М. С. Каган);

теории возрастной педагогики А. С. Белкина, его же теории актуализации и развития витагенного опыта учащихся; идеи представителей художественной педагогики о проектировании уроков искусства как художественно–педагогических произведений (А. Н. Малюков, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.); концепциях реализации разных моделей диалогического общения на уроках (А. А. Мелик–Пашаев, Б. М. Неменский, Л. П. Печко, Л. В. Школяр и др.); труды отечественных и зарубежных специалистов в области авторской песни и синкретического творчества В. Высоцкого, утверждающие аксиологическую значимость этого жанра для общественной жизни (Ю. А. Андреев, И. В. Бестужев-Лада, Н. А. Крымова, А. В. Кулагин, В. И. Новиков, К. Л. Рудницкий; Г. Д. Гачев (Болгария), П. Леонидов и Г. Свирский (Нью-Йорк, США), Х. Пфандль (Грац, Австрия).

Базой исследования

Теоретические: анализ трудов зарубежных и отечественных педагогов; системный анализ научной, публицистической, мемуарной литературы о В. Высоцком; анализ его поэтико–музыкальных произведений по хронологии их появления и в контексте исторической обстановки их возникновения с 1960-го по 1980-й годы; творческая интерпретация текстов его песен.

Эмпирические– опрос, анкетирование детей и взрослых (студентов педагогического вуза, преподавателей, любителей и знатоков творчества В. Высоцкого) с последующим анализом ответов; проведение экспериментальных занятий по его творчеству с учащимися 8–9-х, 10–11-х классов на внеклассных мероприятиях по разработанным сценариям.

Исследование проблемы проводилось в три этапа.

1. 1990–1995 гг. — теоретико-поисковый: активный, целенаправленный поиск, изучение, систематизация литературы по творчеству В. Высоцкого и его песенного наследия; выбор направлений исследования и формулирование рабочей гипотезы.

–1999 гг. — опытно–экспериментальный, на котором изучались путем наблюдения, анкетирования знания и отношение детской и взрослой аудитории к песням В. Высоцкого; апробировались в общеобразовательных школах авторские находки в области воздействия его песенного творчества на подростков; нарабатывались принципы отбора песенного материала и способы его презентации.

–2002 гг. — итогово–аналитический: теоретическое осмысление полученных данных, их анализ, обобщение, выводы, рекомендации. Отрабатывались методические приемы работы с песенным и биографическим материалом В. Высоцкого в 8–9-х, 10–11-х классах общеобразовательной школы.

Научная новизна работы:

– осуществлен анализ песенного творчества В. Высоцкого в контексте отечественной культуры второй половины ХХ века, авторской песни; определено его место среди выдающихся отечественных бардов;

– выявлено уникальное своеобразие его песен – амбивалентность, а также универсализм их содержания: философская, нравственно–гражданская, сатирическая направленность проблематики; модернизированный синкретизм поэта–композитора–певца–гитариста–артиста; художественно–эстетическая ценность амбивалентности и синкретизма песенного творчества В. Высоцкого;

– охарактеризован педагогический потенциал его песенного творчества, выявлены возможности актуализации его в процессе воспитания нравственно–гражданской позиции школьников;

– разработаны критерии и показатели для отслеживания эффективности процесса воспитания нравственно–гражданской позиции у школьников на материале песенного творчества В. Высоцкого;

– создана педагогическая модель «Уроков Высоцкого» в школе, обеспечивающая целенаправленный отбор песен с ярко выраженной гражданской проблематикой, способствующая активной реализации педагогического потенциала его песенного творчества на основе принципов линейности и концентризма, разных видов диалогического общения по поводу многогранного искусства В. Высоцкого; педагогическая модель, создающая эмоционально насыщенную атмосферу занятий через реализацию в них принципа художественно–педагогической драматургии и др.

Теоретическая значимость исследования:

– уточнены и конкретизированы понятия «педагогический потенциал», «гражданственность», «нравственно–гражданская позиция» в контексте темы исследования;

– доказана актуальность авторской песни В. Высоцкого в сегодняшнем педагогическом процессе, показана возможность воспитания нравственно–гражданской позиции у современных школьников на материале его песенного творчества;

– научно обоснован методический аспект реализации педагогического потенциала песенного творчества В. Высоцкого в воспитании у современных школьников нравственно–гражданской позиции в единстве нравственного и эстетического, через переживание (чувство), понимание (рацио) и интерпретацию (истолковываю, сопоставляя с другой информацией, со своим витагенным опытом и т. д.).

Практическая значимость исследования:

– разработанная педагогическая модель изучения песенного творчества В. Высоцкого может быть использована школьными учителями в нравственно–гражданском и художественно–эстетическом воспитании учащихся средней школы;

– материалы диссертации могут быть использованы в работе со студентами педагогических вузов, на курсах повышения квалификации школьных учителей;

– данное исследование в дальнейшем может лечь в основу разработки учебных планов, методических пособий по теме «Авторская песня в общеобразовательной школе».

Апробация и внедрение научных результатов осуществлялись в 1995—2002 годы на уроках в 8–9-х, 10–11-х классах общеобразовательных школ №№ 199, 208 и школы–лицея №155 г. Екатеринбурга. Отдельные положения диссертации были представлены автором в Уральском госпедуниверситете слушателям на трёх Всероссийских межвузовских научно–практических конференциях: «Музыкально–эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (25—26 февраля 1999, 23—24 декабря 1999, 29-31 марта 2001), по итогам которых были изданы тезисы докладов участников конференции.

в учреждениях, на предприятиях, проектных институтах и др.) около 300 литературно–музыкальных бесед, телевизионных и радио–передач. Исследователем опубликованы о В. Высоцком в журналах, газетах свыше 90 материалов, а в 2000 году в Екатеринбурге вышло две книги: «Диалоги о Высоцком» (92 с., тир. 200 экз.), «Письма о Высоцком» (296 с., тир. 500 экз.).

1. Песенное творчество В. Высоцкого актуально и сегодня. Оно обладает значительным нереализованным педагогическим потенциалом, который необходимо использовать в воспитании школьников разных возрастов.

2. Песни, баллады В. Высоцкого – художественный национально яркий материал, имеющий аксиологическое, историко–культурное и педагогическое значение в воспитании нравственно–гражданской позиции современных школьников.

–экспрессивный, нравственно–гражданский, художественно–эстетический, аспекты песенного творчества В. Высоцкого – основа его педагогического воздействия в становлении гражданственности учащихся.

4. Реализуя педагогический потенциал песен Высоцкого, необходимо использовать для изучения его творчества старшеклассниками педагогическую модель как способ формирования их нравственно–гражданской позиции; «уроки Высоцкого» – есть художественно–педагогические произведения, включающие формы, методы и приемы, адекватные образно–эмоциональной природе искусства, специфике песенного творчества автора и возрасту учащихся.

«высоцковедения» как отрасли литературоведения.

Структура и объём диссертации. Диссертация (181 с.) состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и трех приложений.