Ничипоров И.Б.: Авторская песня 1950-1970-х гг. в русской поэтической традиции - творческие индивидуальности, жанрово-стилеве поиски, литературные связи
Глава 2. Предварительные итоги

Предварительные итоги

В данной главе было представлено творчество наиболее крупных поэтов-бардов, соединивших лирико-романтический модус образного освоения действительности – с тенденцией к эпическому расширению художественной картины мира, с актуализацией балладных жанровых решений, создающих трагедийную перспективу лиро-эпического осмысления истории и современности.

Заряд высокой романтики, ноты интимной лирики, жанровые контуры любовной, философской элегии были выявлены во фронтовой и исповедальной поэзии Евгения Аграновича.

Эпические доминанты проблемно-тематического и жанрово-стилевого своеобразия песенной поэзии Аграновича проявились в художественном осмыслении военной темы, в многомерном раскрытии оппозиции войны и мира, в богатстве системы персонажей, детализированной разработке сюжетной сферы, разноплановых речевых форм; в расширении пространственно-временной перспективы и притчевых обобщениях. Значительное место занимает здесь и балладная жанровая тенденция, которая обуславливает напряженную, окрашенную в трагедийные тона событийную динамику. Представляет эстетический интерес и расширение сферы лирической исповеди, субъектами которой становятся не только непосредственно лирическое «я», но и более широкие общности – его однополчан, современников, соотечественников. Показательным явлением стал в песенном «лиро-эпосе» Аграновича и опыт в сфере большой поэтической формы – песенная поэма-реквием «Борису Смоленскому – поэту и воину», ознаменовавшая сплав разносубъектных лирических переживаний, синтез индивидуальной и общенациональной, исторической памяти.

От лирико-романтических стихов-песен к эпически масштабной песенно-поэтической «историософии» развивалось творчество Александра Городницкого.

Объемные, складывавшиеся на протяжении десятилетий «исторические» и «литературные» циклы стихотворений и песен Городницкого явили в своем плодотворном взаимодействии оригинальный диалог эпох и культур – в интерьере многоуровневых библейских ассоциаций, «петербургского текста», «северного текста», «пушкинианы», в поэтическом постижении хронотопа и граней мироощущения «нестоличной» России.

В поэзии Городницкого емко высветилось принципиально антиофициозное, адогматичное художественное прочтение «текста» всемирной и русской истории, включая осмысление катастрофического опыта ХХ столетия, ставшее содержательным центром притяжения в «историческом» цикле. В жанровой системе его песенной поэзии активное развитие получили такие образования, как исторические портреты, бытовые сцены, «ролевые», стилизованные монологи и диалоги; песни-воспоминания, нередко сопрягающие автобиографизм с историческими ретроспекциями, притчи, философские элегии, а также лиро-эпические поэмы.

Наиболее значимыми эстетическими константами поэтического мира Городницкого стали многообразие системы персонажей, пространственно-временных планов, соединение интимно-лирического и «объективного», эпически панорамного изображения; разнообразные пути художественной символизации; тенденция к «естественнонаучному» расширению образного ряда.

Отличительной особенностью индивидуальной манеры поэта-певца стала изысканность его поэтического и музыкального стиля, импрессионистская утонченность и прихотливость образных и мелодических ассоциаций, что уже на ранних этапах проявилось в философских элегиях, поэтических молитвах Дольского. Постепенно в образном мире, жанрово-тематической системе его поэзии все более отчетливо намечается тенденция к эпическому расширению художественных пространства и времени – на путях создания лиро-эпического образа России, осмысления ее истории и современности. Сквозным сюжетом стихов-песен Дольского становится странствие лирического героя и «по дорогам России изъезженным», и по разным эпохам, что позволило – в призме оригинальных метафорических сцеплений и бытийных обобщений – прозреть лики родной истории и культуры от Древней Руси до постсоветской современности.

В качестве ядра песенного «лиро-эпоса» Дольского был рассмотрен «петербургский текст» – в его как лирико-исповедальной, так и социально-исторической художественных ипостасях.

В «петербургских» стихах-песнях Дольского через систему мифопоэтических, музыкальных ассоциаций, в калейдоскопе емких бытовых, «сюжетных» зарисовок, в более разветвленном, в сопоставлении с произведениями Городницкого, персонажном мире, включающим и низовую, маргинальную социальную среду, – художественно выразились как грани индивидуального опыта лирического «я», его личностного общения с родным городом, так и эпические прозрения потаенных макро- и микроциклов исторического процесса. В песенной поэзии Дольского рубежа веков усиливаются сатирическое звучание, публицистическая заостренность художественных образов, на первый план часто выдвигается балладное изображение катастрофических потрясений современности.

Итак, в песенно-поэтическом творчестве Е. Аграновича, А. Городницкого, А. Дольского лирико-романтические истоки стали основой созданных впоследствии самобытных у каждого автора , альтернативных по отношению к официозным догмам. Здесь в многоплановых образных ассоциациях, жанрово-стилевых формах запечатлелись поэтический эпос военных лет, разнообразные пласты русской истории и современной действительности.

На место лирико-романтической условности образного мира песен Н. Матвеевой, Е. Клячкина, Б. Окуджавы в творчестве рассмотренных во второй главе авторов выдвигается подробная художественная разработка сюжетной, персонажной сфер, нередко публицистическая, сатирическая острота художественной мысли. В плане эпизации жанровой системы особенно показательны в творчестве этих поэтов балладные тенденции, а также крупные лиро-эпические формы, пойдет речь в следующей главе.

Раздел сайта: