Изотов В.П.: Словарь поэзии Владимира Высоцкого
Э

ЭВАКУАЦИЯ. Состояние эвакуированных людей, учреждений, имуще-ства, оборудования и т. п.; место и время пребывания в таком состоянии.

Было здесь до фига/ голодных и дистрофиков -/ Все голодали, даже прокурор, -/ А вы в эвакуации/ читали информации/ И слушали по радио “От Совинформбюро” (Ленинградская блокада). См. также: Баллада о детстве.

ЭВРИКА. Восклицание, выражающее радость, удовлетворение при найденном решении, при возникновении удачной мысли.

Эврика! Нашёл - вот признак первый,/ Мной замеченный: / Те, кто пьют, - у них сплошные нервы/ Вместо печени (“Я уверен как ни разу в жизни...”). См. также: Баллада о Кокильоне.

Внезапное озарение.

Прошла пора всезнающих невежд,/ Всё выстроено в стройные шеренги,/ За новые идеи платят деньги - / И больше нет на “эврику” надежд (Я не успел (Тоска по романтике)).

ЭГЕ. Употребляется при обнаружении чего-либо значительного, любопытного или неожиданного; вот оно что, вот как.

И был смущён и потрясён,/ И даже удивлён./ “Эге! Ха-ха!/ О эврика!” -/ Воскликнул Кокильон (Баллада о Кокильоне).

Э-ГЕ-ГЕЙ. = ЭГЕ.

Послушайте все - о-го-го! э-ге-гей

ЭД. Имя орлёнка из дискоспектакля “Алиса в стране чудес” (персонаж придуман, по-видимому, В. С. Высоцким). Оно представляет собой объединение нескольких имён, начинающихся фрагментом Эд (в том числе и искажённое женское имя Аделаида, представленное как Эделаида).

“Таких имён в помине нет -/ Какой-то бред: орлёнок Эд!” <...> Эд - это просто вместо имён: Эд-гар, Эд-вард, Эд-мон/ (Эделаида) (Орлё-нок Эд). См. также: Представление Орлёнком Эдом Атаки Гризли.

ЭДАК. Таким образом; так.

Но не приняли это в расчёт -/ Даже умному эдак негоже: / “Ах, подумаешь, зуб не растёт!/ Так другое растёт - ну и что же?..” (Про глупцов).

ЭДАКИЙ. Такой, качество, свойство которого подчёркивается.

Тело в эдакой ходьбе/ Ты измучил,/ А и, кажется, себе/ Сам наскучил (Грустная песня о Ванечке).

ЭД-ВАРД. Одно из имён, составляющих имя Эд.

Эд - это просто вместо имён: Эд-гар, Эд-вард, Эд-мон/ (Эделаи-да) (Орлёнок Эд).

Одно из имён, составляющих имя Эд.

Эд - это просто вместо имён: Эд-гар, Эд-вард, Эд-мон/ (Эделаида) (Орлёнок Эд).

ЭДДИ. Уменьшительное имя к имени Эд.

Для быстроты, для простоты/ Прошу со мною быть на ты -/ Зовите Эдом, это вроде Эдди (Орлёнок Эд).

ЭДЕЛАИДА. Одно из имён, составляющих имя Эд.

Эд - это просто вместо имён: Эд-гар, Эд-вард, Эд-мон/ (Эдела-ида) (Ор-лёнок Эд).

ЭДЕЛЬВЕЙС. Название горно-стрелковой фашистской дивизии, воевавшей на Кавказе.

Ты снова здесь, ты собран весь -/ Ты ждёшь заветного сигнала./ А парень тот - он тоже здесь,/ Среди стрелков из “Эдельвейс”, -/ Их надо сбросить с перевала (Военная песня).

ЭДИНБУРГ. Главный город Шотландии (в Великобритании).

Эдинбурга,/ И отсюда много ближе/ До Берлина и Парижа,/ Чем из даже самого Санкт-Петербурга (Куплеты Бенгальского).

ЭД-МОН. Одно из имён, составляющих имя Эд.

Эд - это просто вместо имён: Эд-гар, Эд-вард, Эд-мон/ (Эделаида) (Орлёнок Эд).

ЭДЫ. Орлёнок Эд и подобные ему (?)

Вам не надо зимних шуб,/ Робин Гуси с Эдами,/ Коль придёте к финишу/ С крупными победами (Странные скачки).

ЭЗОП. Имя древнегреческого баснописца - символ аллегоричности.

Ответ: во мне Эзоп не воскресал,/ В кармане фиги нет - не суетитесь, -/ А что имел в виду - то написал, -/ Вот - вывернул карманы - убедитесь! (“Я все вопросы освещу сполна...”).

ЭЙ. 1. Возглас, которым окликают, подзывают, обращаются к кому-либо.

- Эй, шофёр, вези - Бутырский хутор,/ Где тюрьма, - да поскорее мчи!/ - Ты, товарищ, опоздал,/ ты на два года перепутал -/ Разбирают уж тюрьму на кирпичи (“Эй, шофёр, вези - Бутырский хутор...”). См. также: “Когда я отпою и отыграю...”, “В куски...”, Скоморохи на ярмарке, Странные скачки.

ЭЙНШТЕЙН. Альберт Эйнштейн - великий физик.

Я долго крепился, ведь благоговейно/ Всегда относился к Альберту Эйнштейну“Про меня говоря: он, конечно, не гений...”, О вкусах не спорят, Баллада о Кокильоне.

ЭЙНШТЕЙНЫ. Учёные. <Противопоставленность Эйнштейна “Эйн-штейнам”, т. е. сегодняшним безымянным, поэтому для их обозначения используется имя великого учёного - по всей видимости, с определённой иронией.>

Товарищи учёные, Эйнштейны драгоценные,/ Ньютоны ненаглядные, любимые до слёз!/ Ведь лягут в землю общую остатки наши бренные, -/ Земле - ей всё едино: апатиты и навоз (Товарищи учёные).

ЭЙФЕЛЕВ. à Эйфелева башня - стальная башня высотой 300 метров, сооружённая по проекту А. Г. Эйфеля в Париже для Всемирной выставки 1889 как символ достижения техники 19 века. Используется как обзорная и радиотелевизионная башня.  

Я сам завёл с француженкою шашни,/ Мои друзья теперь - и Пьер, и Жан./ Уже плевал я, Ваня, с Эйфелевой башни/ На головы беспечных парижан! (Письмо к другу, или Зарисовка о Париже).

ЭКВАТОР. Акватория, прилегающая к воображаемой линии, проходящей вокруг земного шара на равном расстоянии от обоих полюсов и делящей земной шар на Северное и Южное полушарие.

Был бой рукопашный три ночи, два дня -/ И злые пираты пленили меня, -/ Так начал я плавать на разных судах -/ В районе экватора, в северных льдах.../ На разных пиратских судах (Песня попугая).

ЭКВАТОРЫ. Совокупность далёких недоступных объектов.

Что мне север, ,/ Что мне бабы-новаторы -/ Если в нашем предбанничке/ Так свирепствуют нянечки! (“Я лежу в изоляторе...”).

ЭКВИЛИБРИСТ. Цирковой артист, занимающийся эквилибристикой (умением делать сложные акробатические упражнения, не теряя равновесия при неустойчивом положении тела - на канате. на шаре. на руках и т. д.).

Убрав его - он был навеселе, -/ Арену занял сонм эквилибристов.../ Ну всё, пора кончать парад-алле/ Ковёрных! Дайте туш - даёшь артистов! (“Парад-алле! Не видно кресел, мест!..”).

ЭКЗОТИКА. Предметы и явления (природы, быта, искусства и т. п.), характерные для какой-либо местности, страны (обычно отдалённой) и необычные для жителей другой местности, страны.

- Ну что он ходит как тень -/ Твердит одну дребедень!/ -Возьми себе моё трепещущее сердце!/ -Нас не возьмёшь на авось -/ На кой мне сердце сдалось!/  -Тогда - экзотику и страсти де-ля-Перца! (Дуэт Шуры и Ливеровского).

Нечто непонятное (может быть, даже живое).

Какая де-ля-Перца -/ да о чём вы говорите?/ Богиню надо вам? -/ так и идите к Афродите!/ Вас тянет на экзотику -/ тогда сидите дома.../ А кто это - экзотика?/ Я с нею незнакома (Дуэт Шуры и Ливеровского).

ЭКЗОТИЧНЫЙ. Причудливый, диковинный, поражающий своей странностью.

экзотичен, мягко говоря: / Могу одновременно грызть стаканы -/ И Шиллера читать без словаря (“И вкусы и запросы мои странны...”).

ЭКИПАЖ. Лёгкая рессорная повозка для пассажиров.

Или пляжи, вернисажи или даже/ Пароходы, в них наполненные трюмы,/ Экипажи, скачки, рауты, вояжи -/ Или просто деревянные костюмы (Песня Бродского).

ЭКОНОМИТЬ. Расходовать экономно; использовать наиболее целесообразно; беречь.

Водки я пока не пил - ну ни стопочки!/ Экономлю и не ем даже супу я, -/ Потому что я куплю тебе кофточку,/ Потому что я люблю тебя. глупая (Два письма: “Не пиши мне про любовь - не поверю я...”). См. также: “Не покупают никакой еды...”; Инструкция перед поездкой за рубеж, или Полчаса в месткоме; Про речку Вачу и попутчицу Валю.

ЭКОНОМИЯ. Выгода, получающаяся в результате расчётливого расходования чего-либо.

Мои друзья - хоть не в болонии,/ Зато не тащут из семьи, -/ А гадость пьют - из экономии: / Хоть поутру - да на свои! (Диалог у телевизора).

ЭКРАН. Поверхность, на которой показываются фильмы.

экране -/ И не нужен чародей -/ В новом фильме вдруг крестьяне/ Превращаются в князей! (Песенка киноактёра). См. также: Памяти Василия Шукшина.

Телевизор.

Дорогая передача!/ Во субботу, чуть не плача,/ Вся Канатчикова дача/ К телевизору рвалась, -/ Вместо чтоб поесть, помыться,/ Уколоться и забыться,/ Вся безумная больница/ У экрана собралась (Письмо в редакцию телевизионной передачи “Очевидное - невероятное” из сумасшедшего дома - с Канатчиковой дачи). См. также: “Здравствуй, “Юность”, это я...”

ЭКРАННЫЙ. Изображённый, показываемый на кино- или телеэкране; не вполне соответствующий действительности.

По горячим следам мореходов живых и экранных,/ Что пробили нам курс через рифы, туманы и льды,/ Мы под парусом белым идём с океаном на равных/ Лишь в упряжке ветров - не терзая винтами воды (“Этот день будет первым всегда и везде...”).

ЭКСКУРСИЯ. Коллективное (реже индивидуальное) посещение чего-либо, поездка куда-либо с образовательной, познавательной целью.

На экскурсию по Риму/ Я решил - без Никодиму: / Он всю ночь писал - и вот уснул, -/ Но личность в штатском, оказалось,/ Раньше боксом увлекалась,/ Так что не рискнул (“Перед выездом в загранку...”).

ЭКСКУРСОВОД. Специалист, ведущий экскурсию.

Пусть врёт экскурсовод“Благородный рот,/ Волевой квадратный подбородок...”/ Это всё не жизнь -/ Это муляжи,/ Вплоть до носовых перегородок (“Посмотришь - сразу скажешь: это кит...”).

ЭКСКЬЮЗ. Извините (транслитерация английского слова).

И хоть я шуток не терплю,/ Но я могу взбеситься, -/ Тогда я графу прострелю,/ Экскьюз ми, ягодицу! (“ На стол колоду, господа...”).

ЭКСПЕРИМЕНТ. 1. Наблюдение нового явления в определённых усло-виях с целью изучения, исследования; опыт.

И вот, на поиск устремлён,/ Мечтой испепелён,/ В один момент/ в эксперимент/ Включился Кокильон (Баллада о Кокильоне).

2. Попытка сделать, предпринять что-либо новое, ранее не испытанное; пробное осуществление чего-либо.

Эксперимент вошёл в другую фазу, -/ Пульс начал реже в датчики стучать./ Я в ночь влетел - минуя вечер. сразу, -/ И получил команду отдыхать (“Я первый смерил жизнь обратным счётом...”). См. также: Прочитайте снова про Витьку Кораблёва и друга закадычного Ваню Дыховичного. 

ЭКСПЛУАТАТОР. Тот, кто эксплуатирует других, присваивает себе продукты чужого труда.

Царь солдата ухайдакал: / То - не то, и это - нет, -/ Значит, царь - эксплуататор,/ Настоящий дармоед (Частушки <для к/ф “Иван да Марья”>).

ЭКСПЛУАТАЦИЯ.

Из класса в класс мы вверх пойдём, как по ступеням,/ И самым главным будет здесь рабочий класс,/ И первым долгом мы, естественно, отменим/ Эксплуатацию учителями нас! (Гимн школе).

ЭКСПОНАТ. Предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

Над всеми экспонатами -/ Эмалевые планочки, -/ Всё строго по-научному -/ Указан класс и вид.../ Я с этими ребятами/ Лежал в стеклянной баночке,/ Дрались мы, - это к лучшему: / Узнал, кто ядовит (Гербарий).

ЭКСПОНАТИК. Окказ. Небольшой незначительный экспонат, вызывающий некоторое пренебрежение.

Привёз он как-то с практики/ Два ржавых экспонатика/ И утверждал, что - древний клад...” (Песня студентов-археологов).

ЭКСПРЕСС. Поезд, идущий с высокой скоростью и без остановок или с остановками лишь в крупных пунктах.

Экспресс Москва - Варшава, тринадцатое место, -/ В приметы я не верю - приметы ни при чём: / Ведь я всего до Минска, майор - всего до Бреста, -/ Толкуем мы с майором, и каждый - о своём (“Экс-пресс Москва - Варшава, тринадцатое место...”).

ЭКСТАЗ.

Мишка тут же впал в экстаз -/ После литры выпитой -/ Говорит: “Они же нас/ Выгнали с Египета!..” (Мишка Шифман). См. также: Ошибка вышла; Мистерия хиппи.

ЭКСТЕРНОМ. Ускоренно. 

“Да что за околесица, -/ Опять он возражать, -/ Пять лет в четыре месяца -/ Экстерном, так сказать!..” (“Вот я вошёл и дверь прикрыл...”).

ЭКСТЕРЬЕР. Внешний вид и телосложение животных.

Или - на выставке псы, например,/ Даже хватают медали, -/ Пусть не за доблесть, а за экстерьер,/ Но награждают - беда ли? (“Наши помехи эпохе под стать...”).

ЭКСТРЕННЫЙ. Срочный, спешный: вызванный чем-либо внезапным, неотложным, чрезвычайным.

Баб держу я в чёрном теле,/ А чтоб лечь в одну постелю -/ Этим меня можно насмешить, -/ Даже если умоляет,/ Даже в экстренном случае -/ Очень меня трудно уложить! (“Я теперь на девок крепкий...”).

ЭКС-ЧЕМПИОН.

И наш тренер, экс- и вице-чемпион/ ОРУДа,/ Не пускать меня велел на стадион -/ иуда! (Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную).

ЭЛЕГАНТНЫЙ. Изысканно-изящный, строгого художественного вкуса.

И громоздкие, как танки,/ “Форды”, “линкольны”, “селены”,/ Элегантные “мустанги”,/ “Мерседесы”, “ситроены” (Песня о двух красивых автомобилях).

Со вкусом, изысканно одетый.

Из подробностей пикантных/ Две: мужчин столь элегантных/ В целом свете вряд ли встретить бы могли вы,/ Ну а женщины Одессы -/ все скромны, все - поэтессы,/ Все - умны, а в крайнем случае - красивы (Куплеты Бенгальского). См. также: Баллада о манекенах.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. Энергия, получаемая в результате использования совокупности явлений, в которых проявляется существование, движение и взаимодействие заряженных частиц.

Давно, в эпоху мрачного язычества,/ Огонь горел исправно, без помех, -/ А нынче, в век сплошного электричества,/ Шабашник - самый главный человек (“Давно, в эпоху мрачного язычества...”),

ЭЛЕКТРИЧКА.

Не то чтоб мне - не по годам, -/ Я б прыгнул ночью из электрички, -/ Но я не еду в Магадан,/ Забыв привычки, закрыв кавычки (“Мой друг уедет в Магадан...”).

ЭЛЕКТРОДРЕЛЬ. Электрическая дрель - ручной инструмент для сверления отверстий.

Дверь проломить - купил отбойный молоток,/ Электродрель, - попробуй крышу пропили!/ Не дам порочить наш советский городок,/ Где пиво варят золотое “Жигули”! (Песня автозавистника).

ЭЛЕКТРООРГАН. Электрический орган.

Один музыкант объяснил мне пространно,/ Что будто гитара свой век отжила, -/ Заменят гитару электроорганы,/ Электророяль и электропила (“Один музыкант объяснил мне пространно...”).

ЭЛЕКТРОПИЛА. Электрическая пила.

См. электроорган. См. также: Прочитайте снова про Витьку Кораблёва и друга закадычного Ваню Дыховичного.

ЭЛЕКТРОРОЯЛЬ. Окказ.

См. электроорган.

ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ. Предприятие, где производится электроэнергия из других видов энергии.

И мы - необходимая инстанция,/ Нужны как выключателя щелчок, -/ Вам кажется: шалит электростанция -/ А это мы поставили жучок! (“Давно, в эпоху мрачного язычества...”).

ЭЛЕКТРО-ЧТО-НИБУДЬ. Окказ. Что-либо работающее на электричестве.

Клиент, тряхни своим загашником/ И что нас трое - не забудь, -/ Даёшь отъявленным шабашникам/ Чинить электро-что-нибудь! (“Давно, в эпоху мрачного язычества...”).

ЭЛЕМЕНТ. 1. Составная часть; компонент.

Раньше в отверствие сверху лилось/ Месиво щебня с цементом, -/ Ну а стекло прямо впору пришлось,/ Стало стекло - элементом (Прочитайте снова про Витьку Кораблёва и друга закадычного Ваню Дыховичного).

2. Человек как представитель какой-либо среды, социальной группы.

Гром прогремел - золяция идёт,/ Губернский розыск рассылает телеграммы,/ Что вся Одесса переполнута з ворами/ И что настал критический момент -/ И заедает тёмный (Гром прогремел).

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ. Простейший, наименьший из известных, из имеющихся.

Молодо-зелено. Древность - в историю!/ Дряхлость - в архивах пылиться!/ Даёшь эту общую эту теорию/ Элементарных частиц нам! (Марш студентов-физиков).

ЭЛЕРОН. Подвижная поверхность у задних частей крыльев самолёта, укреплённые на шарнирах и служащие для уничтожения крена самолёта при горизонтальном полёте и поворотах.

Стареем, брат, - а старикам/ Здоровье кто утроит?/ А с элеронами рукам/ Работать и не стоит (“Стареем, брат, ты говоришь...”).

ЭЛИСТА. Столица Калмыкии.

Привёз он как-то с практики/ Два ржавых экспонатика/ И утверждал, что это - древний клад, -/ Потом однажды в Элисте/ Нашёл вставные челюсти/ Размером с самогонный аппарат (Песня студентов-археологов).

ЭЛИТА. Лучшие представители общества.

Собралась, умывшись чисто,/ Во поле элита“Много во мне маминого...”).

ЭЛЛИНГТОН. Американский пианист и композитор негритянского происхождения - один из крупных исполнителей и авторов джазовых сочинений, в том числе концертных.

Забыть нельзя, а если вспомнить - это мука!/ Я на Привозе встретил Мишку - что за тон!/ Я предложил: “Поговорим за Дюка!”/ “Поговорим, - ответил мне гадюка, -/ Но за того, который Эллингтон” (“Куда всё делось и откуда что берётся...”).

ЭЛЬБРУС. Высочайший массив Большого Кавказа.

Я спросил тебя: “Зачем идёте в гору вы? -/ А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой. -/ Ведь Эльбрус и с самолёта видно здорово...”/ Рассмеялась ты - и взяла с собой (Скалолазка).

ЭМАЛЕВЫЙ. Покрытый эмалью.

Над всеми экспонатами -/ Эмалевые планочки, -/ Всё строго по-научному -/ Указан класс и вид.../ Я с этими ребятами/ Лежал в стеклянной баночке,/ Дрались мы, - это к лучшему: / Узнал, кто ядовит (Гербарий).

ЭМИГРАНТ. Человек, переселившийся из своего отечества в другую страну, находящийся в эмиграции.

Все эмигранты тут второго поколенья -/ От них сплошные недоразуменья: / Они всё путают - и имя, и названья, -/ И ты бы, Ваня, у них был - “Ванья” (Письмо к другу, или Зарисовка о Париже).

Насыщенный эмоциями.

Тагарга-матагарга,/ Упоенье - ярмарка, -/ Общее, повальное,/ Эмо-циональное! (Скоморохи на ярмарке).

ЭНЕРГИЯ. 1. Электрическая энергия.

А в спорах, догадках, дебатах/ Вменяют тарелкам в вину/ Утечку энергии в Штатах/ И горькую нашу слюну (“Наши предки - люди тёмные и грубые...”).

2. Способность вещества (нефти) быть источником той силы, которая может производить работу, становящаяся способностью активно, настойчиво действовать, трудиться; деятельной силой человека (проис-ходит совмещение двух значений).

Пробились буры, бездну вскрыл алмаз -/ И нефть из скважин бьёт фонтаном мысли, -/ Становится энергиею масс -/ В прямом и тоже в переносном смысле (Революция в Тюмени).

ЭНН. Мэри Энн - персонаж дискоспектакля “Алиса в Стране Чудес”.

Толстушка Мэри Энн была: / Так много ела и пила,/ Что еле-еле проходила в двери./ То прямо на ходу спала,/ То плакала и плакала,/ А то визжала, как пила,/ Ленивейшая в целом мире Мэри (Про Мэри Энн).

ЭНТУЗИАЗМ. Сильное воодушевление, душевный подъём, увлечённость чем-либо.

Зачем мне считаться шпаной и бандитом -/ Не лучше ль податься мне в антисемиты: / На их стороне хоть и нету законов, -/ Поддержка и миллионов (Антисемиты).

ЭПИДЕМИЯ. Перен. Увлечение, мода.

Давно прошли открытий эпидемии,/ И с лихорадкой поисков - борьба, -/ И дали заключенье в Академии: / В Тюмени с нефтью полная труба! (Тюменская нефть).

ЭПИЗОД. Одно из звеньев какого-либо процесса.

Военный эпизод - давно преданье,/ В историю ушёл, порос быль-ём -/ Но не забыто это опозданье,/ Коль скоро мы заспорили о нём (Дороги... дороги...).

ЭПИТЕТ. Окказ. Матерная брань.

Он дом сломал, а нам сказал: / “У вас носы не вытерты,/ А я, за что я воевал?!” -/ И разные эпитеты (Баллада о детстве).

ЭПОХА.

Знаете, в кино эпоха/ Может пролететь за миг./ Люди видят нас, но - плохо/ То, что мы не видим их. См. также: Белое безмолвие; “Сначала было Слово печали и тоски...”; “Наши помехи эпохе под стать...”; “Как во городе во главном...”; Песня Вани перед студентами

ЭПСИЛОН. Название планеты (хотя обычно греческими буквами обозначаются звёзды, а не планеты).

От Земли до Беты - восемь дён,/ Ну а до планеты Эпсилон -/ Не считаем мы, чтоб не сойти с ума (Песня космических негодяев).

ЭРА. Начальный момент, от которого ведётся летосчисление; сама такая система летосчисления.

Если так дальше, то - полный привет -/ Скоро конец нашей эры: / Эти китайцы за несколько лет/ Землю лишат атмосферы! (“Есть на Земле предостаточно рас...”). См. также: “Много во мне маминого...”; О вкусах не спорят; “До нашей эры соблюдалось чувство меры...”.

ЭРОТИКА. Нельзя определить, в каком из двух значений употреблено слово: “чувственность, сексуальность” или “произведения литературы и искусства, насыщенные чувственностью, посвящённые описанию её проявления”.

Потом, позвольте-ка,/ Ведь там - побоище!/ У них - эротика,/ У нас - не то ещё (“Мы воспитаны в презренье к воровству...”).

ЭСКИМОСКА. Представительница народа эскимосов.

В белье <плотной> вязки,/ В будёновке ноской,/ Овеянной, кстати,/ Гражданской войной,/ Я не на Аляске/ И не с эскимоской <холодной> женой (“В белье <плотной> вязки...”).

ЭСТРАДНЫЙ. <Относящийся к представлению на сцене небольших музыкальных номеров?>

Сочиняю я песни о драмах/ И о жизни карманных воров, -/ Моё имя не встретишь в рекламах/ Популярных эстрадных певцов./ Но я не жалею! (“У меня было сорок фамилий...”). См. также: “Не заманишь меня на эстрадный концерт...”.

ЭТАЖ. Часть здания, включающая ряд помещений, расположенных на одном уровне.

И только раз, когда я встал/ Во весь свой рост, он мне сказал: / “Ложись!.. - и пару слов без падежей. -/ К чему две дырки в голове!”/ И вдруг спросил: “А что в Москве,/ Неужто вправду есть дома в пять этажей?..” (О моём старшине). см. также: Песня-сказка о старом доме на Новом Арбате.

ЭТАП. 1. Отдельный момент, стадия какого-либо процесса, какой-ли-бо деятельности (соревнований по прыжкам в высоту).

Трибуны дружно начали смеяться -/ Но пыл мой от насмешек не ослаб: / Разбег, толчок, полёт... И два двенадцать -/ Теперь уже мой пройденный этап! (Песенка про прыгуна в высоту).

2. Путь следования арестантов, ссыльных.

Мой друг уедет в Магадан -/ Снимите шляпу, снимите шляпу!/ Уедет сам, уедет сам -/ Не по этапу, не по этапу (“Мой друг уедет в Магадан...”). См. также: “Слева бесы, справа бесы...”.

Партия арестованных, ссыльных.

Прискакали - гляжу - пред очами не райское что-то: / Неродящий пустырь и сплошное ничто - беспредел./ И среди ничего возвышались литые ворота,/ И огромный этап - тысяч пять - на коленях сидел (Рай-ские яблоки).

. Установленный порядок поведения, форм обхождения в какой-либо среде, в определённых условиях.

Мне в ресторане вечером вчера/ Сказали с юморком и этикетом,/ Что киснет водка, выдохлась икра -/ И что у них учёный по ракетам (Случай).

ЭТО [1]. Частица.1. Усиливает вопросительное местоимение или наречие, а также другие отдельные слова в предложении.

Что же это, братцы! Не видать мне, что ли,/ Ни денёчков светлых, ни ночей безлунных?!/ Загубили душу мне, отобрали волю, -/ А теперь порвали серебряные струны... (Серебряные струны).

2. Употребляется как связка.

У домашних и хищных зверей/ Есть человечий вкус и запах,/ А каждый день ходить на задних лапах -/ Это грустная участь людей (“У домашних и хищных зверей...”).

ЭТО. 1. Употребляется как указательное слово на границе двух предложений, из которых второе является объяснением, истолкованием первого.

Это был воскресный день - и я не лазил по карманам: / В воскресенье - отдыхать, - вот мой девиз./ Вдруг - свисток, меня хватают, обзывают хулиганом,/ А один узнал - кричит: “Рецидивист!” (Рецидивист).

2. Указывает на действия, обстоятельства, события и т. п., о которых говорится в предшествующем или последующем предложениях. <Экономический кризис - об этом пишут все газеты>.

Право, с ума посходили не все - / Это не бредни, не басни: / Если хороший ошейник на псе -/ Это и псу безопасней (“Наши помехи эпохе под стать...”).

3. Употребляется для обобщения указанных ранее предметов.

Не делили мы тебя и не ласкали,/ А что любили - так это позади,-/ Я ношу в душе твой светлый образ, Валя,/ А Лёша выколол твой образ на груди (Татуировка) [2].

ЭТОТ. 1. Указывает на что-либо близкое в пространстве по сравнению с другим, более отдалённым.

Нам тайные нераскрытые раскрыть пора -/ Лежат без пользы тайны, как в копилке, -/ Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра -/ На волю пустим джина из бутылки! (Марш студентов-физиков).

2. Указывает на какой-либо предмет, лицо, выделяемые из ряда других (обычно сопровождается указательным жестом).

Помню, я однажды и в “очко”, и в “стос” играл, -/ С кем играл - не помню этой стервы./ Я ему тогда двух сук из зоны проиграл, -/ Зря пошёл я в пику, а не в черву! (“Помню, я однажды и в “очко”, и в “стос” играл...”); А до войны - вот этот склон/ Немецкий парень брал с тобою,/ Он падал вниз. но был спасён, -/ А вот сейчас, быть может, он/ Свой автомат готовит к бою (Военная песня).

3. Указывает на предмет, лицо, названные в предшествующем повествовании.

этот дом?/ Нет, не забываешь ты о нём./ Я скажу, что тот полжизни потерял,/ Кто в Большом Каретном не бывал (Большой Каретный).

4. Указывает на что-либо близкое во временном отношении (как в прошедшем, так и в будущем времени).

Этот день будет первым всегда и везде -/ Пробил час. долгожданный серебряный час: / Мы ушли по весенней высокой воде,/ Обещанием помнить и ждать заручась (“Этот день будет первым всегда и везде...”)

5. Указывает на одновременность действия с другими действиями, о которых идёт речь.

этот миг меня не трожь,/ А после - я всегда иду в кабак, -/ И кто бы что ни говорил,/ Я сам добыл - и сам пропил, -/ И дальше буду делать только так (Я в деле).

В значении существительного. 1. Указывает на какое-либо лицо, выделяемое из ряда других, а также в ряду подобных при их перечислении или сопоставлении.

Нарцисс - цветок воспетый,/ Отец его - магнат,/ И многих Роз до этой

2. Указывает на лицо, предмет, названные в предшествующем повествовании.

Слева бесы, справа бесы./ Нет, по новой мне налей!/ Эти - с нар, а те - из кресел, -/ не поймёшь, какие злей (“Слева бесы, справа бесы...”).

Этот - будет выступать/ на Салониках,/ И детишек поучать/ в кинохрониках,/ И соперничать с Пеле/ в закалённости,/ И являть пример целе-/ устремлённости! (Кто за чем бежит).

à НА ЭТОТ РАЗ. В данном случае, при этих обстоятельствах.

Не ведал я: смиренье - только маска,/ И маскарад закончится сейчас, -/ Да, я потерпел фиаско -/ Надеюсь, это был последний раз (Романс (“Она была чиста как снег зимой...”)).

à ПРИ ЭТОМ. Вдобавок, к тому же.

Диплом писал про древние святыни,/ О скифах, о языческих богах./ так ругался по-латыни,/ Что скифы эти корчились в гробах (Песня студентов-археологов).

à ЭТО БРОСЬ! Не надо делать.

Можно даже крыть с трибуны матом,/ Раздавать подарки вкривь и вкось,/ Называть Насера нашим братом, -/ Но давать Героя - (“Потеряю истинную веру...”).

ЭФИР. Радиоэфир.

И неуютно сделалось в эфире,/ Но Левитан ворвался в тесный зал/ И отчеканил громко: “Первый в мире...” -/ И про меня хорошее сказал (“Я первый смерил жизнь обратным счётом...”).

Действенно, давая эффект.

Аппарат и намётанный глаз -/ И работа идёт эффективно, -/ Только я - столько знаю про вас,/ Что порой мне бывает противно (Песня Геращенко).

Впечатляюще, производя эффект.

Парад-алле! Не видно кресел, мест!/ Оркестр шпарил марш - и вдруг,/ весь в чёрном,/ Эффектно появился шпрехшталмейстер/ И крикнул о сегодняшнем ковёрном (“Парад-алле!.. Не видно кресел, мест!..”).

ЭХ. Межд.

Эх, князь, - говорит ни стого ни с сего, -/ Ведь примешь ты смерть от коня своего!” (Песня о вещем Олеге). См. также: Банька по-чёрному; Честь шахматной короны; Кто за чем бежит; “Был побег на рывок...”; “Про меня говорят: он, конечно, не гений...”; “Если нравится - мало?..”; Забыли; “Приехал в Монако...”; Цыганская песня; Песня Алисы про цифры.

ЭХО

Если ты о помощи просил -/ Громким эхом отзывались скалы,/ Ветер по ущельям разносил/ Эхо гор, как радиосигналы (К вершине).

2. Живое существо, отзывающееся на чужие голоса.

эхо, -/ Оно отзывалось на крик - человеческий крик (Расстрел горного эха).

ЭШАФОТ. Помост для казни.

Никто нигде не обнажит кинжалов./ Никто навечно не уснёт,/ И не взойдёт на / За торжество добра и идеалов (“Часов, минут, секунд - нули...”).

ЭШЕЛОН. Железнодорожный состав, поезд специального назначения для массовых перевозок.

Вот уже очищают от копоти свечек иконы,/ А душа и уста - и молитвы творят, и стихи, -/ Но с красным крестом всё идут и идут, и идут ,/ А вроде по сводкам - потери не так велики (О конце войны). См. также: Песня Вани у Марии.

à ВТОРОЙ ЭШЕЛОН. Неосновной, запасной. Быть во втором эшелоне

Номер третий - убелён и умудрён, -/ Он всегда - второй надёжный эшелон

ЭШЕЛОННЫЙ. Относящийся к эшелону.

То время эшелонное

Э-Э. Межд. Выражает несогласие со словами собеседника, возражение ему.

Где, например, волшебный рожок,/ Добрая фея куда улетела?/ А? Э-э!.. Так-то, дружок,/ В этом-то всё и дело (Песня Кэрролла).

Примечания

это, этот в различных значениях использовано поэтом 186 раз (и вряд ли это точная цифра, поскольку немудрено пропустить несколько употреблений при сплошной выборке), поэтому в данных случаях не будет даваться перечень употреблений в конкретных значениях - будут единичные иллюстра-ции. Детальный лексикографический портрет этих слов составляет предмет самостоятельной работы.

[2] Правда, в этом случае обобщаются не предшествующие предметы, а действия.

Раздел сайта: