Грачев М. А.: Функционирование арготизмов у Высоцкого

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АРГОТИЗМОВ

У ВЫСОЦКОГО

Мастерство любого писателя и поэта часто заключается в том, что ему удается слить в единое гармоничное целое лексические средства из разных систем национального языка: нормативной лексики, просторечия, социолектов и территориальных диалектов.

В. Высоцкий использует лексемы деклассированных элементов в следующих целях: для социальной характеристики героев, в качестве создания колорита, обстановки людей «дна», как средство приметы времени, определенной эпохи.

домушник — вор, специализирующийся по кражам из домов и квартир, зацапать — арестовать,  — изменить преступному миру) и тюремные (дача — исправительно-трудовое учреждение, отмотать срок — отбыть наказание в ИТУ,  — охрана в ИТУ). Из специализированных арготизмов преобладают «термины» наркоманов (морфуша — морфий, приход — состояние эйфории от действия наркотиков,  — наркоман, производящий инъекцию наркотиков).

Арготизмы встречаются в произведениях: об уголовниках («Рецидивист», «Сивка-Бурка»), алкоголиках и тунеядцах («Милицейский протокол», «Лекция о международном положении...»), штрафных батальонах («Все ушли на фронт», «Штрафные батальоны»), осведомителях («Песня про стукача», «Попутчик») и других. Иногда блатные слова встречаются и в стихотворениях-песнях философского характера. Например, по-своему обыгрывается арготизм малина «Райские яблоки»:

И измученный люд не издал ни единого стона,
Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел.
Здесь малина, братва, — нас встречают малиновым звоном!
Все вернулось на круг, и распятый над кругом висел /1; 476/ [1].

— одно из средств создания иронии, сатиры и юмора. У Высоцкого в основном это относится к песням про уголовников: «Свой человек я был у скокарей, // Свой человек — у щипачей, — // И гражданин начальник Токарев // Из-за меня не спал ночей» («Я был душой дурного общества»), «И если б ты ждала меня в тот год, // Когда меня отправили , — // Я б для тебя украл весь небосвод // И две звезды Кремлевские в придачу» («О нашей встрече»). «А в лагерях — не жизнь, а темень-тьмущая:  // Кругом майданщики, кругом домушники // Кругом ужасное к нам отношение // И очень странные поползновения» («Зэка Васильев и Петров зэка»).

В стихах-песнях о преступниках нередко смешиваются комическое и серьезное, насмешка и сочувствие. И это — одно из доказательств того, что нельзя причислять произведения Высоцкого данной тематики к подлинным блатным песням, для которых характерна однотонность. Практически стихотворений-песен, по-настоящему стилизованных под блатные песни, у Высоцкого очень мало: «Город уши заткнул», «Позабыв про дела и тревоги...», «Весна еще в начале» и некоторые другие. Среди них выделяется песня «Весна еще в начале», которая действительно, по типу подлинных блатных, выдержана в одной тональности. С помощью языковых средств в песне удивительно точно показана психология преступника, тоска по свободе, отчетливо выражено его отношение к правоохранительным органам. Однако в ней употребляются лишь два арготизма:  — узнать правду о содеянном и суки — представители правоохранительных органов. Причем последнее слово мастерски обыгрывается поэтом: «А на вторые сутки // На след напали суки — // Как псы на след напали и нашли, — // И завязали суки // И ноги и руки — // Как падаль по грязи поволокли».

Любопытно сравнение: сука в исходном значении — самка собаки, пёс — синоним к слову и в то же время в арго пёс — представитель правоохранительных органов.

Отдельно в творчестве В. Высоцкого стоит прозаическое произведение «Роман о девочках». В нем используется речь разных групп населения: преступников, проституток, охранников, подростков, близких к уголовной среде. В романе функционирует около сорока слов общеуголовного, тюремного и специализированного арго: золотой щипач — высококвалифицированный вор-карманник, канать — идти, шмон — обыск, обшмонать — обыскать, фармазон — мошенник и другие. Если в стихотворениях-песнях арготизмы использует лирический герой, то в романе слова уголовной среды часто звучат и в авторской речи, — прежде всего, при описании преступной среды, характеристики героя (Например: «Здесь Шурик был уже третий или четвертый раз, проходил он по делам все больше мелким и незначительным — да фармазон — и считался человеком неопасным, заключенным сносным, хотя и баламутом» /2; 469/).

В большинстве своем арготизмы, использованные в произведениях поэта, понятны массовому читателю. Часть из них представляет собой слова, стоящие на границе с общенародным просторечием или входящие в диффузную зону лексики деклассированных элементов и просторечия (например, кумпол — голова, тюряга — тюрьма, чинарик — окурок). Лексическое значение ряда арготизмов подсказано контекстом, — например, лексемы: мусора — милиционеры, понт — высокомерие:

Это был воскресный день, но мусора не отдыхают:
У них тоже — план давай, хоть удавись, —
Ну а если перевыполнят, так их там награждают —
На вес золота там вор-рецидивист /1; 42/.


Ох и гонор, ох и понт! —
И душа — крест-накрест досками, —
Но и он пошел на фронт /1; 56/.

— одно из доказательств, что поэт подбирал слова, понятные читателю и слушателю.

«цитирует» своих героев. Отсюда — смешение различных стилей, употребление лексики из разных пластов русского национального языка ( «Был побег на рывок...»).

Некоторые лексемы применены в ином, чем в арго, значении, — например, лексическое значение слова беспредел:

— гляжу — пред очами не райское что-то:
Неродящий пустырь и сплошное ничто — беспредел.
И среди ничего возвышались литые ворота,
И огромный этап — тысяч пять — на коленях сидел /1; 475/.

В арго это: 1 — преступники, не соблюдающие принципов и традиций воров в законе; 2 — несоблюдение воровских законов; 3 — вопиющее беззаконие.

Большинство арготизмов использовано в ранних произведениях Высоцкого — это время, когда поэт создает свой стиль. Употребление арготизмов в стихах в период застоя было определенным новшеством и смелостью.

При употреблении блатных слов Высоцкий соблюдает чувство меры и такта, что не характерно для большинства произведений, описывающих преступный мир и созданных в наши дни. При этом в произведениях поэта почти нет грубых арготизмов. Лишь иногда отдельные единицы встречаются в речи хулиганов: «Церковники хлебальники  // Замешкался маленько Ватикан» («Лекция о международном положении...»).

Среди частей речи, представленных арготизмами, в стихах Высоцкого значительное место занимает глагол — 25 процентов (для сравнения: в арго деклассированных элементов он составляет 15,4 процента). Возможно, что тенденция преобладания глаголов характерна для всех пластов лексики, используемых поэтом, но это — задача отдельного исследования.

Произведения В. С. Высоцкого чрезвычайно богаты в языковом отношении. И поэтому важно воплотить в жизнь идею создания словаря его языка, такого, как словари А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и другие.

Примечания

[1] Здесь и далее произведения В. Высоцкого цит. по изд.: Сочинения: В 2 т. Екатеринбург, 1997 — с указанием номера тома и страницы в тексте.

Раздел сайта: