Фомина О. А.: Средства выражения военной темы в поэзии Высоцкого

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ВОЕННОЙ ТЕМЫ

В ПОЭЗИИ ВЫСОЦКОГО

Высоцкий относится к поколению не воевавших, однако в его поэзии военная тема занимает большое место. В двухтомнике [1] поэта каждое десятое произведение (54 из 526) связано с военной темой. Среди них такие известные стихотворения, как «Он не вернулся из боя», «Песня самолёта-истребителя», «Так случилось — мужчины ушли...», «Песня о звёздах», «Сыновья уходят в бой», «Братские могилы» и другие.

Количество произведений на военную тему могло бы быть увеличено за счёт стихотворений, не относящихся к Великой Отечественной войне, но включающих образную систему, связанную с мотивами войны («Баллада об оружии», «Баллада об уходе в рай», «Открытые двери больниц, жандармерий…», «Песня о Волге» и другие). Диахронический взгляд на исследуемый материал показывает, что военная тема присутствует в произведениях поэта практически на протяжении всего творчества: одно из первых стихотворений датировано 1961 годом, одно из последних — 1978-м.

Попытаемся ответить на два вопроса:

— какова роль стиховых средств в формировании «идейно-эмоционального комплекса» (термин А. Л. Жовтиса) произведений о войне;

— имеет ли военная тема специфические средства выражения.

Для ответа на первый вопрос обратимся к анализу стиховых формантов.

Всего лишь час дают на артобстрел —
Всего лишь час пехоте передышки,
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому — до ордена, ну а кому — до «вышки».

(«Штрафные батальоны»)

В этом стихотворении присутствуют лексические повторы: на стремительность, драматизм происходящего указывает анафора (повторяется словосочетание, несущее временную характеристику: всего лишь час). Значимость ключевой фразы кому — до ордена, ну а кому — до «вышки» подчёркивается метрическим курсивом (строка шестистопного ямба среди строк пятистопного ямба) и сдвигом цезуры (со второй на третью стопу). Эта фраза повторяется в стихотворении дважды, образуя кольцевую композицию, а смысл выражения расшифровывается в центральной, четвёртой строфе (так называемое золотое сечение):

У штрафников один закон, один конец:
Коли, руби фашистскую бродягу,

Медаль на грудь поймаешь за отвагу.

Все стихотворения на военную тему насыщены у Высоцкого эмоциональным синтаксисом — риторическими вопросами, восклицаниями, многоточиями. Для них характерно также широкое использование прямой речи, диалогов, обращений:

Приходится слышать нередко
Сейчас, как тогда:
«Ты бы пошёл с ним в разведку?
Нет или да?»

(«Давно смолкли залпы орудий…»)

Эта строфа звучит в стихотворении рефреном, а две последние её строки — лейтмотивом, несущим основную смысловую нагрузку, что подчёркивается ритмическим перебоем — за счёт смены анакрузы — и метрическим курсивом — за счёт укороченной строки.

Пример такого же метрического курсива — укороченная строка — встречается и в стихотворении «Зарыты в нашу память на века...», которое является примером полиметрической композиции:

 

 

Я5

Зарыты в нашу память на века
И даты, и события, и лица,
А память — как колодец глубока:
Попробуй заглянуть — наверняка
Лицо — и то — неясно отразится.

 

 

Х5

Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно —
Не разбейте глиняный сосуд!

Ан3

Ан2

Ан3

Ан2

Иногда как-то вдруг вспоминается
Из войны пара фраз —

Только раз.

Смена метра здесь выполняет функции выделения припева и тематических частей.

Во многих произведениях на военную тему В. Высоцкий использует такой стиховой приём, как внутренняя рифма:

…Мы взлетали как утки
с раскисших полей:
Двадцать вылетов в сутки —
куда веселей!
Мы смеялись, с парилкой туман перепутав.
И в простор набивались
мы до тесноты, —
Облака надрывались,
рвались в лоскуты,
Пули шили из них купола парашютов.

(«Я ещё не в угаре…»)

Яркими примерами выразительности стиховых формантов могут быть стихотворения «Ленинградская блокада», «Белый вальс», «Парус», «Аисты» и другие.

Таким образом, налицо значимость роли стиховых средств в формировании «идейно-эмоционального комплекса» произведений о войне. Из таких средств назовём прежде всего смену метра, метрические курсивы (укорочение строки, внутренняя рифма), ритмические перебои (сдвиг цезуры, смена анакрузы), лексические повторы, эмоциональный синтаксис.

Для ответа на второй вопрос (имеет ли военная тема специфические средства выражения) данные по метрике и каталектике 54 стихотворений военной темы были спроецированы на общий фон стихосложения Высоцкого, исследованный нами ранее. Как оказалось, военная тема, с одной стороны, востребовала многие из форм, характерных для общего метрического облика творчества поэта. Так, в произведениях на военную тему сохраняется обилие разностопных размеров — урегулированных и вольных («О моём старшине», «Про Серёжку Фомина», «Случай в ресторане», «Письмо»).

Полчаса до атаки,
Скоро снова — под танки,

А бойцу молодому
Передали из дому
Небольшой голубой треугольный конверт.

(«Письмо»)

Близкой к пропорциям всего творчества поэта оказывается и доля неклассических форм в стихотворениях на военную тему. В частности, неизменным остаётся процент использования дольника («Песня о звёздах»).

О стилевом единстве произведений Высоцкого свидетельствует и соотношение монометрии и полиметрии, которое в рассматриваемых произведениях сохраняется практически на том же уровне, что и во всём творчестве.

С другой стороны, военная тема потребовала от поэта использования специфических средств выражения. Специфика начинается уже с полиметрии: увеличивается доля полиметрических композиций по статистике строк. Это свидетельствует о том, что полиметрия формирует большие по объёму тексты («Дороги... дороги...», «Баллада о детстве» и другие). Изменяется и соотношение «кусковой» и «разлитой» полиметрии. Если во всём творчестве Высоцкого отмечено преобладание «разлитой» полиметрии (15 процентов против 11), то в произведениях, связанных с темой войны, лидирует «кусковая» (19 процентов против 15). Это показывает, что в стихотворениях на военную тему полиметрия преимущественно выполняет функции выделения припевов («Спасите наши души», «Сыновья уходят в бой», «Зарыты в нашу память на века...» и другие) и тематических частей («Экспресс Москва — Варшава, тринадцатое место...»).

О специфике означенной темы говорят и изменения пропорции неклассических форм: лидирующими оказываются трёхсложники с переменной анакрузой, тогда как во всём творчестве среди подобных форм преобладал акцентный стих. В военной теме акцентный стих отступает на второе место («Песня самолёта-истребителя»), снижается доля тактовика («Парус»). Логаэды, обогащающие метрический репертуар Высоцкого, в стихотворениях на военную тему отсутствуют.

Самым значительным изменением, характеризующим военную тему, на наш взгляд, является увеличение показателя трёхсложников с 24 до 38 процентов. Это объясняется тем, что трёхсложники в русском стихосложении всегда ассоциировались с балладным драматизмом [2]. Многие стихотворения Высоцкого, связанные с войной, относятся к жанру баллады или имеют его черты («Баллада о борьбе», «Баллада о времени»). Военная тема востребовала эти формы с целью экспрессивного выражения чувств и эмоций — возмущения, восхищения, героизма, трагизма...

На братских могилах не ставят крестов,

К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный Огонь зажигают.

(«Братские могилы»)

Среди трёхсложников исключительной оказалась судьба анапеста, ставшего первым лидером метрического репертуара среди произведений на военную тему:

«Всё сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!»?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!

«Песня о Земле»)

является и сильное уменьшение — в 2,5 раза — доли излюбленного Высоцким пятистопного ямба («Целуя знамя в пропылённый шёлк...»). Это изменение, вероятно, связано со стремлением поэта ограничить элегически-медитативные интонации, с которыми традиционно ассоциировался этот размер, и увеличить показатель драматических разностопных и вольных размеров.

В произведениях на военную тему снижается и доля хорея — в 1,5 раза. Яркой характеристикой темы здесь выступает преобладание четырёстопного хорея, доля которого возрастает в 2,5 раза:

Реже, меньше ноют раны:
Четверть века — срок большой, —
Но в виски, как в барабаны,

(«Реже, меньше ноют раны…»)

Лидерство четырёхстопного хорея, видимо, объясняется «оглядкой» на поэму Твардовского «Василий Тёркин» — произведение, ставшее народным. Также с ориентацией на народный стих связано возрастание доли дактилических клаузул (с 8 до 11 процентов):

Все срока уже закончены,
А у лагерных ворот,

Надпись: «Все ушли на фронт».

(«Все ушли на фронт»)

В завершение сделаем следующие выводы.

Такие стиховые средства, как смена метра, метрические курсивы, ритмические перебои, лексические повторы, эмоциональный синтаксис, способствуя созданию полифоничности звучания и драматической напряжённости, интенсивно формируют «идейно-эмоциональный комплекс» произведений о войне;

— во многом изменила контуры стиховой системы, что свидетельствует об использовании В. Высоцким специфических средств для выражения темы войны.

Примечания

[1] Высоцкий В. С. Сочинения: В 2 т. Екатеринбург, 1998. Далее цит. это изд.

[2] См.: Стих Высоцкого: (Метр. репертуар сб. «Нерв») // Науч. конф. студентов: Сб. тез. докл. Оренбург, 1998. С. 72.

Раздел сайта: