Дюпина Ю. В.: Желтый в цветовой картине мира В. Высоцкого

Желтый в цветовой картине мира В. Высоцкого

Микрополе желтого цвета в ЦКМ В. Высоцкого представлено следующими единицами (табл. 1). Выделение одного ядра в данном микрополе, на наш взгляд, является недостаточным. Оба ядерных цветообозначения (золотой, желтый) являются достаточно частотными в текстах В. Высоцкого, имеют свои словообразовательные парадигмы и занимают значимые позиции в микрополе желтого цвета.

Таблица 1. Микрополе желтого цвета

Ядро микрополя Сильные текстовые заместители Слабые текстовые заместители Примыкающие текстовые заместители Околополевое пространство
желтый(16) желтуха     желтое солнце
золотой(15) пожелтевший     золотая парча
  желторотый      
  желтоглазый      
  желтолиц      
  золото (8)      
  позолотить      
  златоглавый      
  золотистый      
  позолота      
  золотника      
       

Тем не менее выделение дополнительного микрополя золотого цвета кажется нам излишним, так как это приведет к чрезмерной раздробленности цветового микрополя. Кроме того, цветообозначение золотой — двусемное прилагательное, обозначающее помимо цветового признака еще и «световой» (золотой -3. Цвета золота, блестяще-желтый). Мы не включаем в микрополе золотой в значении 'состоящий, сделанный из золота' и золото в значении 'благородный металл', где в большей степени актуализируется не цветовой признак, а денотативное значение.

Двуядерное микрополе желтого цвета схематично можно представить следующим образом:

схема 4

{От редакции сайта: к сожалению, схема отсутствует в оригинале}

Сильный ТЗ цвет янтаря считаем объединяющим компонентом двух ядерных парадигм, его контекстуальное употребление позволяет предположить, что для автора значим не только признак желтого цвета, эксплицированный в дефиниции, но и денотат-основу золотого — блестеть, сиять.

Колос - в цвет янтаря, -
успеем ли? Нет! Выходит, мы зря
сеяли.
Что там, цветом в янтарь, светится?
Это в поле пожар мечется

(Аисты)

Пунктирной линией обозначены взаимозависимые единицы микрополя.

Таким образом, два самостоятельных семантических поля могут быть идентифицированы и как единое целое, сложное двухкомпонентное ядро и как частные самостоятельные системы.

Особенностью микрополя желтого цвета В. Высоцкого является отсутствие в его структуре слабых и даже примыкающих ТЗ, а так же относительная бедность словообразовательной парадигмы обоих ядерных цветообозначений. Отметим, что в использовании лексики цвета поэт достаточно «категоричен»: он использует все экспрессивные, символические, коннотативные возможности значимых для него цветов (например, белый, черный, серый) и пользуется минимумом цветовых лексических средств слабых по предпочтению цветов.

Цветовые лексемы со значением желтого цвета используются В. Высоцким большей частью в негативном значении. Вербализованным оказывается в основном отрицательная символика желтого цвета:

Мне чья-то желтая спина
Ответила бесстрастно:
"А ваша подпись не нужна –
Нам без нее все ясно"

(История болезни. I. Ошибка вышла)

Использование субстантивированного цветообраза, обобщающего в своей предметности и конкретности ощущения и представления разного рода, способствуют и косвенному выражению авторского отношения к своим героям, например его иронии по поводу невысоких притязаний растерявшегося в столице деревенского жителя:

Растворимой мне махры,
зять - подохнет без икры,

Двум невесткам - все равно,
мужу сестрину - вино,
Ну а мне - вот это желтое в тарелке!

(Поездка в город)

Зафиксированы случаи актуализации значения "с желтизной, не белый, монголоидный":

Хотя японец желтолиц - у него шикарный "блиц"

(Я тут подвиг совершил)

И стар и млад, и тот и та,
И... желтый, белый, черный

(Баллада об оружии)

Интересно, что даже солнце в контексте поэтических текстов Высоцкого, хоть и окрашено в желтый цвет (казалось бы, оно должно быть согревающим, ярким, горячим), на самом деле холодное, замораживающее:

И звенела тоска, что в безрадостной песне поется,
Как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи:
Усыпив, ямщика заморозило желтое солнце,
И никто не сказал: "Шевелись, подымайся, не спи!"

(Снег скрипел подо мной...)

Цветообозначение золотой и члены его парадигмы используются при описании:

- тела человека и отдельных его частей:

Я тянусь своей шеей упругой
К золотому от пота лицу

(Песня микрофона)

Перекинулась за борт - и скрыла вода
Золотистое смуглое тело

- цвета алкогольных напитков:

И стекает на плечи
Серебро с эполет.
Как в агонии бродит
Золотое вино...

(Оплавляются свечи...)

Не дам порочить наш совейский городок,
Где пиво варят золотое "Жигули"!

(Песня автозавистника)

Единичны случаи употребления данного цветообозначения при описании пейзажа: Презирали лесов позолоту (Охота на кабанов), освещенных солнцем поверхностей: Еще асфальт не растопило / И не позолотило крыш (Пятна на солнце).

Гораздо активнее поэт использует колоратив золотой, если, помимо цветового признака, в нем четко просматривается значение 'выделяться своим блеском' и сохраняется денотат-основа 'благородный металл':

Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал...
... Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, -
Если до крови лоскут истончал, -
Залатаю золотыми я заплатами –
Чтобы чаще Господь замечал!

(Как засмотрится мне нынче...)

Выбранный автором удачный образ истерзанной, забытой богом души резко контрастирует с яркими пятнами русский церквей. Цветовое значение усиливается здесь за счет использования аллитерации.

или весеннего пейзажа, солнца, луны, звезд, солнечных лучей и других источников света. Высоцкий избегает подобных «идиллических» описаний, золотой в его текстах не несет семантики праздничности и нарядности, а желтый в контексте его произведений приобретает семантику обыденности и скуки.

Дюпина Ю. В. Цветообозначения в репрезентации поэтической картины мира Владимира Высоцкого: структура, семантика, функции. - Тюмень, 2009.

Раздел сайта: