Желтый в цветовой картине мира В. Высоцкого
Микрополе желтого цвета в ЦКМ В. Высоцкого представлено следующими единицами (табл. 1). Выделение одного ядра в данном микрополе, на наш взгляд, является недостаточным. Оба ядерных цветообозначения (золотой, желтый) являются достаточно частотными в текстах В. Высоцкого, имеют свои словообразовательные парадигмы и занимают значимые позиции в микрополе желтого цвета.
Таблица 1. Микрополе желтого цвета
Ядро микрополя | Сильные текстовые заместители | Слабые текстовые заместители | Примыкающие текстовые заместители | Околополевое пространство |
желтый(16) | желтуха | желтое солнце | ||
золотой(15) | пожелтевший | золотая парча | ||
желторотый | ||||
желтоглазый | ||||
желтолиц | ||||
золото (8) | ||||
позолотить | ||||
златоглавый | ||||
золотистый | ||||
позолота | ||||
золотника | ||||
Тем не менее выделение дополнительного микрополя золотого цвета кажется нам излишним, так как это приведет к чрезмерной раздробленности цветового микрополя. Кроме того, цветообозначение золотой — двусемное прилагательное, обозначающее помимо цветового признака еще и «световой» (золотой -3. Цвета золота, блестяще-желтый). Мы не включаем в микрополе золотой в значении 'состоящий, сделанный из золота' и золото в значении 'благородный металл', где в большей степени актуализируется не цветовой признак, а денотативное значение.
Двуядерное микрополе желтого цвета схематично можно представить следующим образом:
схема 4
{От редакции сайта: к сожалению, схема отсутствует в оригинале}
Сильный ТЗ цвет янтаря считаем объединяющим компонентом двух ядерных парадигм, его контекстуальное употребление позволяет предположить, что для автора значим не только признак желтого цвета, эксплицированный в дефиниции, но и денотат-основу золотого — блестеть, сиять.
Колос - в цвет янтаря, -
успеем ли? Нет! Выходит, мы зря
сеяли.
Что там, цветом в янтарь, светится?
Это в поле пожар мечется
(Аисты)
Пунктирной линией обозначены взаимозависимые единицы микрополя.
Таким образом, два самостоятельных семантических поля могут быть идентифицированы и как единое целое, сложное двухкомпонентное ядро и как частные самостоятельные системы.
Особенностью микрополя желтого цвета В. Высоцкого является отсутствие в его структуре слабых и даже примыкающих ТЗ, а так же относительная бедность словообразовательной парадигмы обоих ядерных цветообозначений. Отметим, что в использовании лексики цвета поэт достаточно «категоричен»: он использует все экспрессивные, символические, коннотативные возможности значимых для него цветов (например, белый, черный, серый) и пользуется минимумом цветовых лексических средств слабых по предпочтению цветов.
Цветовые лексемы со значением желтого цвета используются В. Высоцким большей частью в негативном значении. Вербализованным оказывается в основном отрицательная символика желтого цвета:
Мне чья-то желтая спина
Ответила бесстрастно:
"А ваша подпись не нужна –
Нам без нее все ясно"
(История болезни. I. Ошибка вышла)
Использование субстантивированного цветообраза, обобщающего в своей предметности и конкретности ощущения и представления разного рода, способствуют и косвенному выражению авторского отношения к своим героям, например его иронии по поводу невысоких притязаний растерявшегося в столице деревенского жителя:
Растворимой мне махры,
зять - подохнет без икры,
Двум невесткам - все равно,
мужу сестрину - вино,
Ну а мне - вот это желтое в тарелке!
(Поездка в город)
Зафиксированы случаи актуализации значения "с желтизной, не белый, монголоидный":
Хотя японец желтолиц - у него шикарный "блиц"
(Я тут подвиг совершил)
И стар и млад, и тот и та,
И... желтый, белый, черный
(Баллада об оружии)
Интересно, что даже солнце в контексте поэтических текстов Высоцкого, хоть и окрашено в желтый цвет (казалось бы, оно должно быть согревающим, ярким, горячим), на самом деле холодное, замораживающее:
И звенела тоска, что в безрадостной песне поется,
Как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи:
Усыпив, ямщика заморозило желтое солнце,
И никто не сказал: "Шевелись, подымайся, не спи!"
(Снег скрипел подо мной...)
Цветообозначение золотой и члены его парадигмы используются при описании:
- тела человека и отдельных его частей:
Я тянусь своей шеей упругой
К золотому от пота лицу
(Песня микрофона)
Перекинулась за борт - и скрыла вода
Золотистое смуглое тело
- цвета алкогольных напитков:
И стекает на плечи
Серебро с эполет.
Как в агонии бродит
Золотое вино...
(Оплавляются свечи...)
Не дам порочить наш совейский городок,
Где пиво варят золотое "Жигули"!
(Песня автозавистника)
Единичны случаи употребления данного цветообозначения при описании пейзажа: Презирали лесов позолоту (Охота на кабанов), освещенных солнцем поверхностей: Еще асфальт не растопило / И не позолотило крыш (Пятна на солнце).
Гораздо активнее поэт использует колоратив золотой, если, помимо цветового признака, в нем четко просматривается значение 'выделяться своим блеском' и сохраняется денотат-основа 'благородный металл':
Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал...
... Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, -
Если до крови лоскут истончал, -
Залатаю золотыми я заплатами –
Чтобы чаще Господь замечал!
(Как засмотрится мне нынче...)
Выбранный автором удачный образ истерзанной, забытой богом души резко контрастирует с яркими пятнами русский церквей. Цветовое значение усиливается здесь за счет использования аллитерации.
или весеннего пейзажа, солнца, луны, звезд, солнечных лучей и других источников света. Высоцкий избегает подобных «идиллических» описаний, золотой в его текстах не несет семантики праздничности и нарядности, а желтый в контексте его произведений приобретает семантику обыденности и скуки.
Дюпина Ю. В. Цветообозначения в репрезентации поэтической картины мира Владимира Высоцкого: структура, семантика, функции. - Тюмень, 2009.