Дюпина Ю. В.: Особенности лексико-грамматической, морфемной и словообразовательной структуры текстовых единиц с семантикой цвета в поэзии В. Высоцкого

Особенности лексико-грамматической, морфемной и словообразовательной структуры текстовых единиц с семантикой цвета в поэзии В. Высоцкого

В поэзии В. Высоцкого цветовые прилагательные представлены качественными и относительными разрядами. Качественные прилагательные обозначают различные признаки предметов или явлений безотносительно к другим предметам или явлениям.

Такие прилагательные выражают качество или свойство непосредственно, лексическим значением своей основы. Именно они составляют основу ЦМП поэта, являясь общеупотребительными, стилистически нейтральными, узуальными колоративами, т. е. цветовыми прилагательными русского языка, в которых сема цвета обнаруживает себя в словарных дефинициях в качестве ядерной: ахроматические белый (белый верблюд, белые салфетки), черный (черная полоска земли, черный лак, черный ворон), серый (серый слон, серое небо) и хроматические красный (красный рот, красная калина), синий (синие пальцы, синий крестик), желтый (желтое солнце, желтые огни), зеленый (зеленый штоф). По названиям этих базовых цветонаименований образуются микрополя.

Помимо непосредственных имен цвета, где «сема цвета выступает как лексикокатегориальная» [Купина 1983: 100], к основной группе цветообозначений мы относим так называемые прототипические референты (термин А. Вежбицкой). По её мнению, «универсальной чертой языков мира служит описание цветового восприятия на определённой ступени развития в терминах имен референтов, важных для определенной среды обитания человека, таких как минералы характерного вида, животные или растения» [Вежбицкая 1996: 282]. Это приложимо, например, к русским словам «золото» и «серебро». Коннотацию несет денотат-основа, вызывающий устойчивые ассоциации с цветом. Золото — 1. драгоценный металл жёлтого цвета. Эти прилагательные «метафоричны по своей природе и благодаря мотивированности в языке более способны к выражению связей между явлениями внешнего мира, чем прилагательные изначально качественные» [Зубова 1987: 114]. В поэзии В. Высоцкого в цветовом значении встречаются следующие прототипические референты: золотой (15 - здесь и далее количество встретившихся единиц), серебряный (9), медный (1) — денотат «металл»; ржавый (1) — денотат «бытовой объект»; седой (6), бескровный (1) — денотат «часть тела»; хлорофилл (1), малиновый (2) — денотат «растение, его часть»; изумрудный (1) — денотат «драгоценный камень»; снежный (2) — денотат «природный объект». Прилагательные, помещенные в эту группу, обозначают качество как признак относительный, т. е. выводимый из отношения к предмету, к действию. При их попадании в пространство ЛСП цвета происходит стремительное развитие категории качества. Качественное значение у производных прилагательных является вторичным. Оно вытекает из качественной оценки предметного отношения или из качественного осмысления действий. Качественные оттенки данных цветовых названий определились главным образом посредством указания на сходство с цветом какого-нибудь предмета или выражали сходство с предметом по окраске.

Большая часть качественных прилагательных образует краткую форму. Она есть у прилагательных, «которые допускают видоизменение качества и превращение его в качественное состояние, протекающее во времени и приписываемое лицу или предмету» [Виноградов 1986: 219]. Такие формы обозначают качественное состояние и употребляются исключительно в предикативной функции. В поэзии Высоцкого краткие формы образуются в основном от исходных прилагательных: бел (-а) (3); черен (-ы, -о) (4), красна (6); зелена (1); сер (1). От оттенков цветообозначений краткие формы образуются реже, причем некоторые краткие формы цветовых прилагательных могут изменяться по родам, что говорит об их способности передавать видоизменяющиеся признаки на уровне семантики. Интересно, что краткие формы могут быть представлены сложными прилагательными: желтолиц, белокур.

Цветовые прилагательные обычно имеют степени сравнения, благодаря способности обозначать не постоянный признак (абсолютный), а признак, который может проявляться у предмета в большей или меньшей степени. Такое свойство лексики цвета В. Высоцкий почти полностью игнорирует, используя формы степеней сравнения лишь в особо значимых для его творчества цветовых микрополях (микрополе белого и черного цветов).

Интерес представляет употребление существительных со значением цвета. В отличие от прилагательных, имя существительное обозначает и называет отвлеченный признак. Многие из них в цветовых значениях являются фактом языковой системы, вошли в узус и закреплены в словарях. В поэзии В. Высоцкого употребляются следующие существительные со значением цвета: белизна, синева, синь, зелень. Семантически цветовые существительные богаче прилагательных, потенциально экспрессивнее, так как в них актуализируются периферийные семы, характеризующие состояние, пространство, предметность и пр. Такие существительные называют не только цвет, но и способ его восприятия («Синева кругом — как не выть!»).

Цветовые образы могут создаваться в поэзии В. Высоцкого атрибутивными глагольными формами, грамматическое значение процессуальное™ которых позволяет говорить об «ощущении» цвета, возникающем в том или ином контексте. Обратим внимание, что абсолютно все цветовые микрополя имеют в своем составе формы глагола. Это могут быть приставочные и бесприставочные глаголы совершенного и несовершенного видов, образованные как от исходных, так и от оттеночных цветовых прилагательных (белеть (3), обелить (1), выбелить (1), бледнеть (3), побледнеть (1), синеть (2),, покраснеть (1), зардеться (1), поседеть (1), чернить (1), почернеть (3), позолотит (1) и т. д.), действительные и страдательные причастия (почерневший (1), пожелтевший (1), убеленный (1), деепричастия (белея (1), бледнея (1).

Еще один лексико-грамматический класс слов, способный содержать цветовую характеристику, — наречие. Однако в поэзии В. Высоцкого он представлен достаточно скупо. Цветонаименования, обозначающие признак признака, относятся к доминантным цветам поэзии В. Высоцкого - черно (1), белым-бело (1), по-белому (4), по-черному (2).

Произведенный анализ ЦМП поэзии В. Высоцкого с точки зрения его лексико-грамматической структуры показал, что активнее всего автор использует прилагательные-цветообозначения, так как они обозначают цветовой признак непосредственно; однако поэт использует всю грамматическую палитру русского языка. Особенно широко в его призведениях представлены глаголы и их формы, содержащие в своей семантической структуре цветовой признак, что является показателем динамичности творчества В. Высоцкого.

Анализ морфемной структуры в работе основывается на теории степеней членимости основ [Земская 1974], на выделении формально-семантических позиций морфем в структуре основ [Яцкевич 1993].

Основную структурную группу цветонаименований в произведениях В. Высоцкого представляют прилагательные с нечленимыми основами: бел/ый (98), черн/ый (104), син/ий (21), сер/ый (38), красн/ый (42), рыж/ый (5), зелен/ый (21), желт/ый (16), голуб/ой(13).

Это наиболее древние, индоевропейские и общеславянские по происхождению прилагательные, называющие основные цвета. Корни этих слов находятся в максимально сильной позиции. Их семантика в контексте напрямую соотносится с лексическим значением слов.

Вторую, меньшую по численности структурную группу составляют прилагательные с производной, членимой основой, где степень членимости может быть определена как полная. В структуре этих основ выделяются две морфемы. Это свободный (как правило, предметный) корень (малин/ов/ый (2), роз/ов/ый (1) и регулярный словообразовательный суффикс —ов- // -ее- со значением цветового признака, свойственного предмету, названному мотивирующим существительным.

выделяются суффиксы —ов- //-ев- и —ан- // -ян-.

Проведя словообразовательный анализ прилагательных с семантикой цвета в текстах В. Высоцкого, мы установили, что слова как с членимыми, так и с нечленимыми основами включаются в словообразовательные отношения в качестве производящих слов, образуют производные слова I-IV ступеней производности.

Непосредственно от цветовых прилагательных образуются прилагательные:

  1. экспрессивно-оценочные с уменьшительным или увеличительным значениями (сер/енък/ий (2), чер /енък/ий (1);
  2. наречия со значением качественного состояния {черн/о (1);
  3. глаголы проявления цветового признака (бел/е/ть (3), черн/е/ть (3)
  4. сложные прилагательные и существительные (бел/о/снежн/ый (1), син/е/губ/ый (1), желт/о/рот/ый (1).

Образование производных слов от прилагательных с семантикой цвета происходит в основном:

1) морфемным способом:

2) неморфемным способом:

Особое место в текстах В. Высоцкого занимают прилагательные, образованные лексико-синтаксическим способом словообразования. Среди прилагательных, образованных от основы цветообозначения белый нами выявлены следующие: белогорячий (1), белокаменный (1), белокурый (1), белоснежный (1); от основы цветообозначения синий: синегубый (1), от основы цветообозначения желтый: желтолицый (1), желтоглазый (J), желторотый (1). Имеют место сложные прилагательные, состоящие из трех корней: белоснежнотелый (1), белохлебосолъный (1).

анализа прилагательных с семантикой цвета в текстах В. Высоцкого имеет важное значение.

Раздел сайта: