Дузь-Крятченко В.: Высоцкий на отечественных компакт-дисках

ВЫСОЦКИЙ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

КОМПАКТ-ДИСКАХ

В настоящем обзоре рассматриваются диски, выпущенные, согласно маркировке, в прошлом, 1996 году. В том году авторских дисков Высоцкого было издано немало. Вначале следует упомянуть продукцию наследницы «Мелодии», фирмы «Русский Компакт-Диск». В 1996 году на основе записей, сделанных Высоцким для фирмы «Мелодия» в 70-х годах и впоследствии включенных ею в первый его советский компакт-диск (Избранное. 1991. SUSD 60-00293), был издан диск «Лирическое» (RCD 26806), состоящий из тех же записей, кроме четырех песен, исключенных по неизвестной причине. Единственным объяснением его появления служит отнесение фирмой этого диска к новой серии «Память сердца».

Гораздо больший интерес для поклонников творчества Высоцкого представляет продукция двух других фирм – SoLyd Records и PolyGram. Первая из них продолжила работу над серией «Высоцкий» (в просторечии именуемых «Серия с автографом»), издав в ней пятый диск – «Охота на волков» (SLR 0035), в который включены песни 1961–1968 годов, по большей части те, которые известны всего в одном – двух исполнениях и достаточно высококачественных записей которых не сохранилось. Почти одновременно с ним появился CD фирмы PolyGram «Натянутый канат» (531605-2), являющийся переизданием известного винилового диска фирмы Polydor 1977 года в оформлении, повторяющем оригинальное, – изменен лишь порядок песен.

SoLyd Records, подхватив эстафету PolyGram, пошла тем не менее своим, заслуживающим внимания путем. В оформлении, близком серийному, был издан двойной компакт-альбом «Нью-Йоркский концерт Владимира Высоцкого» (SLR 0061/62). Он, однако, не повторяет известный виниловый двойной альбом, пиратски выпущенный в 1979 году, поскольку не списан с него, а подготовлен на основе качественной полной записи того же концерта 17 января 1979 года, из которой были вырезаны лишь пояснения – переводы песен на английский язык. Не очень понятно, правда, почему нельзя было использовать запись песни «Инструкция перед поездкой» без небольшой «дырки» в записи, оставшейся на компакт-диске. Но это, впрочем, частность, а значительный интерес к этому изданию побудил SoLyd продолжить ту же линию двойным компакт-альбомом «Прерванный полет» (SLR 0066/67). И опять – это вовсе не переиздание известного французского CD, которым на самом деле является выпущенный в 1993 году диск фирмы Ладъ «Высоцкий в Париже» (LDR 437002). В альбом на основе лицензии французской фирмы Le Chant du Monde вошли все записи, сделанные Высоцким во Франции для этой фирмы (для тех, кто ориентируется на виниловые диски, уточним, что эти записи были использованы на известной пластинке Le Chant du Monde 1977 года и двойном альбоме «Vol arrêté» – «Прерванный полет» – 1981 года). При этом запись «Песенки про мангустов» фирмой не издавалась.

И уже в начале 1997 года к слушателям бравурным аккордом пришла еще одна продукция PolyGram, «о необходимости которой так долго говорили» все любители творчества Высоцкого. Комплект из семи компакт-дисков «Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина» (–07) в основном повторяет известный виниловый альбом из семи дисков (Apollon Foundation, 1987). На некоторых компакт-дисках изменился порядок песен по сравнению с виниловыми пластинками; песня «Я из дела ушел» перекочевала со второго диска – на котором ей следовало быть, если бы диски полностью повторяли винил, – на седьмой, вытеснив из него песню «В сон мне желтые огни...», в результате на компакт-дисках комплекта вообще отсутствующую. Зато на вышеупомянутом втором диске появилась «Песня про холеру», которой в виниловом альбоме не было.

Стоит, вероятно, упомянуть об авторских CD-ROM Высоцкого. До сих пор ни на одно подобное издание разрешения у наследников получено не было, так что все варианты обоих имеющихся в музее CD-ROM являются, попросту говоря, пиратскими. Это в первую очередь диск «Владимир Высоцкий», который, возможно, изначально был подготовлен в США – во всяком случае некая американская фирма дает на вкладыше к нему свой электронный адрес, а в Internet можно найти ее реквизиты и условия его приобретения; впрочем, отечественные умельцы вовсю им торгуют по цене в 7–8 раз меньшей, убрав, правда, на вкладыше ненужный электронный адрес. Как говорится, вор у вора... Отечественная копия распространена у нас под названием «Владимир Высоцкий. 360 песен». Помимо песен он предоставляет своим обладателям большую подборку фотографий Высоцкого и десяток минутных видеофрагментов. Второй CD-ROM, вероятно, чисто российский, часто представляется как подготовительный вариант предыдущего. Он включает в себя значительно меньшее число песен – лишь те, что звучат на наших же компакт-дисках «Высоцкий в Париже», «Натянутый канат» и «Лирическое», – но зато сопровожденных текстами. Он тоже содержит подборку фотографий. В разных вариантах оформления он называется либо «Владимир Высоцкий. 60 песен», либо «Владимир Высоцкий. Часть первая».

Если уж зашла речь о соблюдении авторских прав, то следует упомянуть, что договоры на издание записей Высоцкого с его наследниками заключили лишь фирмы SoLyd Records и Русский Компакт-Диск, все же остальные вышеупомянутые диски выпущены с нарушением закона.

В отличие от виниловых пластинок, до 1996 года не существовало сборных компакт-дисков, включавших в себя исполнение Высоцким одной или нескольких своих песен. В прошлом же году они появились. Это сборник «Белая гвардия» (RMDR 14014) фирмы Russian Master Disk Records, на котором звучат – наряду с несколькими действительно белогвардейскими и несколькими не имеющими к Белой гвардии никакого отношения песнями – «Черные бушлаты» и «Мы вращаем Землю», а также сборники фирмы Русский Компакт-Диск: «Дым твоих папирос» (RCD 14013), на котором звучат «Холода, холода» и «Вариации на цыганские темы», и сборник цыганских песен «Очи черные» (RCD 12016), в который вошли те же «Вариации на цыганские темы». Следует также упомянуть довольно редкий случай, когда на компакт-диск записана в исполнении Высоцкого песня, ему не принадлежащая, – это CD песен на стихи И. Кохановского «Бабье лето» (IK 001-2

На многих дисках в 1996 году звучали песни Высоцкого в исполнении других певцов. Прежде всего, разумеется, стоит упомянуть весьма любопытный проект «Странные скачки», осуществленный студией ДДТ. На диске с таким названием (BD 500) песни Высоцкого звучат в исполнении различных рок-групп. Оценки, даваемые ему любителями творчества Высоцкого, порой диаметрально противоположны; о нем неоднократно писала пресса, особенно петербургская. Куда менее известен в России изданный в Норвегии второй диск песен Высоцкого – в который также вошли две песни «из репертуара» Высоцкого, что оговорено во вкладыше – в исполнении популярного норвежского певца Йорна Оверли (Jorn Simen Æverli) «Russlands hus» (FXCD 166; на норвежском языке Высоцкого на русском языке на дисках 1996 года издания, мы можем назвать имена Аллы Пугачевой (Коллекция. Диск 3. GR 96033 CDЭх, Россия. MR 95092CD), Миши Гулько (), Аркадия Северного (Шел трамвай десятый номер. AXCD 2-0095 и Черная моль: Сб. RCD 14012) и Владимира Харламова (На Дерибасовской. MS 076«Беды» в исполнении Пугачевой мы бы не стали называть эти исполнения творческими удачами певцов.

В заключение стоит остановиться на нескольких дисках, на которых звучат песни, посвященные памяти Высоцкого. Здесь прежде всего упоминания заслуживает компакт-диск «Венок из песен в память о Высоцком», включающий двадцать авторских песен Марка Фримштейна в исполнении Никиты Джигурды. Судя по отсутствию каких-либо данных об организации, издавшей его, диск этот выпущен частным образом. Тем не менее многие песни в текстовом плане превосходят обычный уровень поэзии большинства сборников «за счет средств автора». По мнению многих, судя по последней песне, которую автор исполнил самостоятельно, уровень диска был бы ничуть не хуже, если бы с остальными песнями он также справился сам, не доверяя это исполнителям. Из других авторов и исполнителей посвящений, чьи песни изданы на CD в 1996 году, в наших фондах присутствуют Александр Городницкий (Вперед смотрящий [1]. АГ-002), Ефрем Амирамов (), Александр Розенбаум (Концерт на ЛОМО. CDRDM 502080), Владимир Качан, исполняющий песню на слова Леонида Филатова (Оранжевый кот. МО 04«Бабье лето»).

И уж совсем напоследок несколько слов об аудиокассетах. Отрадно констатировать, что в основном бум на пиратские кассеты заканчивается. В обозреваемый период практически все попадавшиеся кассеты представляли собой легально изданные версии компакт-дисков. Помимо них следует, безусловно, упомянуть серию из тридцати кассет с песнями Высоцкого в авторском исполнении, базирующуюся в основном на записях из коллекции А. Петракова, выпущенную фирмой Moroz Records. Отрадно, что появилась столь полная аудиоподборка произведений Высоцкого, но остается сожалеть, что далеко не все записи, представленные в ней, того качества, какого могли бы быть. Кроме того, по нашим сведениям, фирма приобретала авторские права на публикацию поэтических текстов, а не аудиозаписей, так что и здесь тоже есть проблемы с легальностью. Заслуживает доброго слова активная деятельность фирмы «Московские окна», издающей записи авторской песни. На многих выпущенных ею аудиокассетах звучат песни, посвященные Высоцкому, а одна даже целиком из них составлена: «Памяти Владимира Высоцкого: Вечер в ДК “Прожектор” 26 дек. 1980 г.» (МО 098).

«урожайным» на обозреваемую аудиопродукцию; будем надеяться, что издательские фирмы в текущем году не остановятся на достигнутом и смогут еще не раз порадовать любителей творчества Высоцкого, причем будут делать это цивилизованно.

Примечания

В. Д.

Раздел сайта: