Дузь-Крятченко В. А.: Высоцкий на CD (1997–1998)

ВЫСОЦКИЙ НА СD (1997–1998)

В предыдущем обзоре, опубликованном в первом выпуске альманаха, были представлены компакт-диски, выпущенные, согласно маркировке, в 1996 году. Сейчас же мы представляем диски, изданные за два последующие года. Кроме того, мы включили в обзор дополнения к списку 1996 года.

В названый период выпуском авторских компакт-дисков Высоцкого занималась только компания SoLyd Records, заключившая договор с его наследниками. Она продолжила серию дисков «Высоцкий» (в просторечии именуемых «Серия с автографом») шестым диском — «Банька по-белому» (1998. № SLR 0063), в который включены песни 1966–1969 годов. Он вышел в начале 1998 года практически одновременно с продолжившими концертную серию диском «Концерт в НИКФИ. 26 января 1968 года» (1998. № SLR 0088) и двойным альбомом «Концерт в ДК им. Парижской Коммуны. 27 марта 1980 года» (1998. № SLR 0097/98). В последнем случае стоит отметить, что на самом деле речь идет о московском ДК «Коммуна», причем на обороте буклетов название ДК указано правильно, и совершенно непонятно, как при этом ошибка попала на лицевую сторону буклета. Не лишним также будет сказать, что в это же время SoLyd Records предполагала выпустить диск «Концерт в Кельне», указав поэтому его в общем списке своих дисков Высоцкого на обороте буклетов. Это послужило причиной головной боли для многих любителей творчества поэта, которым не удалось найти диск в продаже, ибо у компании, по нашим сведениям, возникли серьезные сложности при реставрации записи, и к моменту написания этих строк он так и не был издан.

«с автографом» и «концертной») SoLyd Records запустила также «Проект “Z”», в рамках которого вышли диски «На Колыме» (1997. № SLR 0089) и «Летит паровоз» (1998. № SLR 0129), содержащие ранние записи Высоцкого (преимущественно исполнение чужих текстов) из различных источников, а также записи отдельных устных рассказов с известной пленки А. Д. Синявского. Качество песенных записей было различным, и в ряде случаев реставрация оказалась бессильна против погрешностей исходного материала.

«17 августа», после которой издающие фирмы оказались перед необходимостью сохранить рынок сбыта. Как известно, большинство их стало решать этот вопрос с помощью выпуска более дешевых изданий со значительно упрощенным оформлением. Этим же путем пошла и SoLyd Records. Ею была начата новая серия, среди коллекционеров именуемая «дешевой» или «желтой». В 1998 году (согласно маркировке на дисках) — фактически же в начале 1999 года — в рамках этой серии изданы: «Татуировка» (№ slr 0132), «Таганка» (№ slr 0133), «Все ушли на фронт» (№ slr 0139) и «Так оно и есть» (№ slr 0141). Надо сказать, что по составу диски «дешевой» серии не повторяют диски серии «с автографом», но реставрационная работа для новой серии, безусловно, была не столь кропотливой. В заключение разговора об авторских дисках SoLyd Records хотелось бы обратить внимание читателей на то, что фирма разграничивает «дорогие» и «дешевые» серии, обозначая одни номерами с прописными буквами (SLR), а другие — со строчными (slr).

Перейдем к разделу сборных дисков, включающих в себя исполнение Высоцким хотя бы одной своей песни. Здесь мы можем назвать лишь один двойной альбом, да и то явно частный выпуск: «Девиз»-Группа. «С любовью» (Санкт-Петербург, 1998. Без номера). Судя по надписи на самих дисках, речь идет о музыкальных заявках, собранных, вероятно, с помощью радиостанции «Ретро канал». Помимо песни «Вершина» в исполнении Высоцкого, на первом диске звучит также «Беда» в исполнении М. Влади.

Куда больше за рассматриваемый период появилось дисков, содержащих исполнение песен Высоцкого другими исполнителями. Здесь прежде всего — поскольку этот вопрос у любителей творчества Высоцкого неоднократно возникал — следует отметить, что материалы концерта «Я, конечно, вернусь...», столь неоднозначно (в основном негативно) принятого слушателями, были к моменту написания нашего обзора изданы лишь на двух аудиокассетах: Студия ПроГрам, 1998, № MC 01-98 и № MC 02-98. Два компакт-диска, известные многим, созданы с использованием этих кассет и являются контрафактным изданием, легальный же выпуск на момент написания этих строк не состоялся — по нашим сведениям, ввиду финансовых затруднений.

«Малолетка» (Master Sound, 1996. № MS 074 /0017/), диски групп «Последний шанс» «А за углом — кофейня...» (SoLyd Records, 1996. № SLR 0065), «Ва-Банкъ» (серия «Живая коллекция», Студия «Союз», 1998. № SZ 1014-98) и «Чиж & Co» «Эрогенная зона» (SoLyd Records, 1996. № SLR 0060). В обзоре же за 1997 год — диски группы «АлисА» «Для тех, кто свалился с луны» (EXTRAPHONE, 1997. № Ex 97033), С. Крылова «Мсье Высоцкий, вернитесь к нам» (RDM Co., 1997. № RDM 703171 [1]), два диска С. Медяника — «Эх, жизнь моя...» (Студия «Союз», 1997. № SZ 0824-97) и «The best — Лучшие песни. Диск 1» (Студия «Союз», 1998. № SZ 0994-98), компакт А. Ф. Скляра и группы «Братья Жемчужные» «Цыганский рок-н-ролл» (SoLyd Records, 1997. № SLR 0081), а также диски Г. Хомчик «Женские песни о вечном» (ТОО «Московские окна Лтд», 1997. № МО 36), Б. Драгилева «Я прилетел... шабаш!» (Master Sound, 1998. № MS 190/98), О. Газманова «Красная книга Олега Газманова» (REC Records, 1998. № RR225129-2), А. Кальянова «Не поговорили...» (ПроГрам, 1998. № 1002/98), А. Тальковского «Концерт в г. Самара 15 ноября 1997 г.» (CD-inform, 1998, Без номера), Б. Моисеева «Праздник! Праздник!» (АРС Рекордз, 1998. № АРС 012/98), А. Северного «Концерт с ансамблем “Магаданские ребята”. Часть 2» (Мастер Саунд, 1998. № Л-115-98). В последнем случае мы имеем дело с так называемым «лицензионным диском». Такие компакты, относящиеся к классу «дешевых» изданий, стали выпускаться после событий 17 августа — как вариант ответа производителей на них. У А. Северного, в частности, вышло лицензионное переиздание диска 1996 года «Шел трамвай десятый номер» (Moroz Records, 1998, dMR 18598).

 GR 96033), входивший в комплект из тринадцати компактов «Коллекция». Этот комплект, как правило, продавался только целиком. За обозреваемый здесь период он дважды переиздавался, причем диски из обоих переизданий свободно продавались порознь. Таким образом, в наш обзор попадают два издания: «И в этом вся моя печаль» — 1997 года (№ GR 97083) и «дешевый вариант» 1998 года (№ dGR 12298). Ту же песню «Беда», как известно, перепела в программе «Сюрприз от Аллы Пугачевой» группа «Парк Горького», откуда она и попала в одноименный двойной альбом (Студия «Союз», 1997. № SZ 0753-97).

Особо следует отметить компакт-диск Петлюры «Избранное». В отличие от названного в начале раздела диска того же певца 1996 года «Малолетка», на котором уже звучала песня «Алешка», представляющая собой переделку известной песни Высоцкого «Нам вчера прислали из рук вон плохую весть...» без указания автора, на вкладыше диска «Избранное» (Master Sound, 1998. № MS 189/98) по поводу той же песни на этот раз прямо указывается: «муз. и сл. Петлюра». Отличились и издатели вышеупомянутого лицензионного диска А. Северного (№ Л-115-98). Если верить надписи на его вкладыше, то музыка и слова песни «Мой друг уехал в Магадан» то ли являются народными, то ли принадлежат В. Шандрикову (одновременно изложены обе «версии»).

«Бодайбо» в исполнении В. Фомина без указания авторства присутствует на диске «Ванинский порт» (AANB, 1997. № AANB 97–010). Данный диск продавался в Москве летом — осенью 1997 года вкупе с еще семью аналогично оформленными сборными дисками. Если информация на вкладыше соответствует действительности, то к нам они попали из американского штата Делавер. И наконец, песня Высоцкого в исполнении Г. Сукачева звучит на втором из двух CD, выпущенных на основе новогодней передачи на ОРТ «Старые песни о главном-3» (ОРТ-видео, 1998. № ОРТ 0002-98). Существует и видеоверсия этой программы.

Говоря об этом разделе в целом, следует отметить, что по сравнению с дисками, рассматривавшимися в первом обзоре, появилось куда больше исполнений, за которые, как нам представляется, певцам может быть не стыдно перед слушателями. Если же выбирать лучшее, на наш взгляд, исполнение, то мы бы вновь отдали пальму первенства женщине — на этот раз Галине Хомчик.

Заканчивая рассмотрение данного раздела, назовем безусловно зарубежные издания. Это, во-первых, диск венгерского певца Hobo «Adjatok a kutyáknak húst!» (MusiCDome Kft, [1998], № 0001 IS), на котором записаны песни Высоцкого в переводе на венгерский. Язык этот, как известно, один из труднейших в Европе, так что оценить качество перевода мы не рискнем, но что касается музыки, то для русского уха исполнение не представляется удачным. К тому же порядок песен на обоих вкладышах совершенно не совпадает с порядком записей на диске. Второе издание появилось во Франции: это диск дуэта «Mamouchka» (участницы: В. Булычева и Н. Ермилова) «New Tsarevitch» (ARB, 1998. № AT 177232). Этот диск без содрогания, вероятно, могут слушать лишь фанаты цыганского пения, нас же ни за какие коврижки не заманишь второй раз послушать «Песню о друге» с элементами кабацкой цыганщины.

«Алые тюльпаны» (Master Sound, 1996. № MS 080) и певца М. Шуфутинского «Лучшие песни. Диск 1» (ЗеКо Рекордс, 1996. № ЗД-025), исполняющего песню Б. Окуджавы «Белый аист» («О Володе Высоцком...»). Посвящения В. С. Высоцкому включены также в следующие диски: В. Боков «Жизнь — вращенье зим и весен» (Mashel Company, 1997. № MAS 00017); А. Городницкий «Как медь умела петь» (ТОО «Московские окна Лтд», 1997. № МО 33); Ю. Ким «Угадайте, кто» (1997. № IG 16); Ю. Визбор «Последние гастроли» (ТОО «Московские окна Лтд», 1998. № МО 46); «Часовые любви» (Т. и С. Никитины поют песни Б. Окуджавы; ТОО «Московские окна Лтд», 1997. № МО 35); Т. и С. Никитины «Под музыку Вивальди» (ТОО «Московские окна Лтд», 1997 — переиздание одноименного диска 1994 года) и «Времена не выбирают» («Московские окна Лтд», 1998. № МО 47); на обоих дисках Никитиных звучит песня В. Коротича в переводе Ю. Мориц «Переведи меня через майдан», которую, как известно, исполнители с 1980 года неизменно посвящали памяти Высоцкого. Собственную песню-посвящение исполняет И. Симановский на диске «Старые друзья. Диск 1» (Ю. Гарин, [1998], No«Песни под гитару», Sintez Records, 1998. № SR 00062), А. Башлачев (диск V из собрания, Отделение ВЫХОД, 1998. № B 007), А. Градский и группа «Скоморохи» (серия «Легенды русского рока», Moroz Records, 1997. № MR 97126) и Ю. Лоза («Концерт для друзей», Студия «Союз», 1997. № SZ 0835-97).

Некоторые из ранее выпущенных компакт-дисков были переизданы в «дешевом» варианте. В наш раздел посвящений из них попадают: М. Шуфутинский «Лучшие песни. Диск 1» (TRIM Records Ltd., 1998. № TR 1-0004) и четыре диска из «21-серийного» собрания А. Розенбаума, появившегося в продаже в 1998 году — «Ноябрь 1983 год, Ленинград. Часть 2» (Диск V, № Л‑30‑98/5), «Посвящение посвящающим» (Диск VI, № Л‑30‑98/6), «Былое и диски. Том I. 1986 год» (Диск VIII, № Л‑30‑98/8) и «Концерт на ЛОМО. 1987 год» (Диск XI, № Л‑30‑98/11).

В отдельный, новый для нас раздел выделим два компакт-диска: Н. Матвеевой «Какой большой ветер» (Aprelevka Sound Production, 1997. № ASP 97006) и двойник Б. Окуджавы «Когда опустеет Париж...» (Последний концерт Б. Окуджавы в Париже, Радио Ретро, 1998. № LJ 31/32). Новелла Матвеева говорит о впечатлении от исполнения Высоцким ее песни «Какой большой ветер», Булат Окуджава, отвечая на зрительскую записку, — о своем отношении к творчеству Высоцкого.

И еще одним новым, ранее также не встречавшимся случаем, предстает диск А. Буланова «Пирамида Хеопса» (RMG Records, 1997. № 7 04 004), содержание и уровень которого впрямую с Высоцким никак не соотносятся, но, согласно надписи на вкладыше, диск в целом ему посвящен.

— ибо за рассматриваемые два года почти не было самостоятельных изданий, в основном речь может идти лишь о кассетных версиях компакт-дисков. Единственным самостоятельным изданием является упомянутый выше комплект из двух аудиокассет «Я, конечно, вернусь...».

Говоря в целом об аудиопродукции прошедших двух лет, трудно сделать какие-либо выводы о тенденциях в появлении изданий, связанных с именем Высоцкого. Да, новых авторских дисков вышло меньше, чем в 1996 году, но к моменту написания этих строк мы уже знаем, что в 1999 их выйдет значительно больше. Да, песни Высоцкого звучали у разных исполнителей на компакт-дисках более качественно, чем на дисках, рассматривавшихся в первом обзоре. Но в 1997–1998 годах, как нетрудно заметить, значительная часть исполнителей принадлежала к жанру авторской песни или примыкала к нему, — неудивительно, что они гораздо точнее воспринимали поэзию Высоцкого; однако каким будет состав исполнителей на дисках, выходящих в посткризисный период, — предсказывать вряд ли кто решится.