Борсеман-Алестедт Г., Намакштанская И. Е.: Элементы символизма и персонификации в поэтических произведениях Владимира Высоцкого

ЭЛЕМЕНТЫ СИМВОЛИЗМА И ПЕРСОНИФИКАЦИИ В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

Символические образы природы, жизни, судьбы, времени, таланта органично включены В. С. Высоцким в многоцветную художественную палитру, которой пользовался поэт, создавая стихи и песни о своем времени и его моральных ценностях.

Судьба, Время, Фортуна как живые персонажи присутствуют в «Песне о Судьбе», в стихотворении «Из дорожного дневника» и в песнях «Две судьбы», «Пожары», «Танго», Позор — в «Песне Солодова», Смерть и Жизнь — в песне «Попытка самоубийства». Например:

Хрустальным звоном Бокалы стонут
Судьба с поклоном проходит стороной.

(«Танго») В песне «Расстрел горного эха»

Жило — поживало веселое горное эхо, —
Оно отзывалось на крик — человеческий крик.

Продолжая традиции славянского фольклора и русской поэзии, В. С. Высоцкий во многих песнях и стихотворениях одушевляет силы природы (ветер, солнце, туман), океан, горы, камни, а также такие абстрактные понятия, как судьба, фортуна, рок, душа и так далее. Например:

... Бывают дни, я голову в такое пекло всуну,
Что и Судьба попятится, испуганна, бледна, —
Я как-то влил стакан вина для храбрости в Фортуну —
С тех пор ни дня без стакана, еще ворчит она:
Закуски — ни корки!

Ходила бы в норке,
Носила б парчу!...
Я ноги — в опорки,
Судьбу — на закорки, —

Пьянчугу влачу...

(«Песня о Судьбе»)

Вьюги, ветры, дожди, солнце, туман, камнепад, звездопад всегда откликаются на события, человеческое настроение, состояние души или поведение персонажей стихотворений и песен:

Пел ветер всё печальнее и глуше,

Ветра и кони — тела и души
Убитых — выносили на себе.

«Пожары»)

Г. Борсеман-Алестпедт (Стокгольм, Швеция), И. Е. Намакштанская (Донбасская государственная академия строительства и архитектуры)