Баевский В. С., Попова О. В., Терехова И. В.: Художественный мир Высоцкого - стихосложение

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ВЫСОЦКОГО:

СТИХОСЛОЖЕНИЕ

Постановка проблемы. В разговоре с одним из авторов настоящего доклада Давид Самойлов, определяя причины необыкновенной популярности Высоцкого, назвал его «полуприблатненным певцом полуприблатненного народа».

Мощь песен Владимира Высоцкого зависит от сочетания ряда компонентов: лексической семантики текста, вызывающе противостоящей всем ценностям советского истеблишмента; стихотворной формы; исполнительской экспрессии, с видимым усилием и напором преодолевающей очевидные изъяны хриплого надтреснутого голоса; мелодии; гитарного аккомпанемента; артистичности всего облика.

Очевидно, что одни из компонентов являются доминантными, другие — второстепенными. Доминантные определяют собой структуру художественного мира Высоцкого и свойства второстепенных компонентов. Каждый из компонентов выполняет свою функцию в структуре целого [1]. Вклад каждого из них должен быть изучен отдельно, а затем в системе со всеми остальными. Предварительно можно предположить, что словесный текст, исполнительская экспрессия, артистизм суть доминанты художественной системы Высоцкого, тогда как его неповторимый голос, мелодия песни, гитарный аккомпанемент по сравнению с ними второстепенны.

Непросто решить, доминантой или второстепенным элементом художественной системы Высоцкого является подсистема стихотворной речи. От решения этого вопроса будет зависеть и наше понимание функции этой подсистемы. Настоящая работа как раз и посвящена исследованию стихосложения песенных текстов Высоцкого.

Наша рабочая гипотеза состоит в следующем. Если стихосложение Высоцкого по основным своим характеристикам приближается к средним данным по тем же показателям в творчестве русских поэтов — его ближайших предшественников и современников, то в его собственной художественной системе оно играет роль подчиненную, поскольку поддерживает инерцию автоматизации поэтических приемов. Если же оно в значительной степени оригинально, то подсистему стихотворной речи в художественной системе Высоцкого можно считать одной из доминант, так как в этом случае именно она может содействовать эффекту остраннения, своеобразия творчества поэта.

Необходимо учитывать, что в поэтическом творчестве сложно сочетаются сознательные и бессознательные импульсы. Среди аспектов стихотворной речи есть такие, которые формируются более сознательно, а есть такие, в формировании которых решительно преобладает бессознательное начало. По нашим наблюдениям, стихотворный ритм есть своеобразная энцефалограмма: он формируется поэтом почти без участия сознания, непроизвольно. В наибольшей степени сознание участвует в формировании рифменной системы. Промежуточное положение в этом смысле занимают метрика, строфическая организация и стихотворный синтаксис.

Ритм. Наиболее изучен и наиболее показателен ритм четырехстопного ямба (Я4) русских поэтов. Это один из самых распространенных у Высоцкого размеров. Приводим результаты наших подсчетов по первому тому двухтомника: Высоцкий В. С. Сочинения. (М., 1991). Представляем их в сравнении с данными М. Л. Гаспарова [2] для поэтов 1930–1960-х годов — непосредственных предшественников и современников Высоцкого (табл. 1).

Табл. 1

 

Высоцкий

Поэты 30–60-х

Икты

I

II

III

I

II

III

%% удар.

81,4

91,5

51,3

82,3

84,2

47,3

По общей тенденции ритм Я4 у Высоцкого совпадает с данными по периоду: первый икт близок и по абсолютной величине, второй и третий выделены несколько больше, чем в среднем по периоду, но второй икт у Высоцкого, как и в среднем по периоду, превосходит по выделенности первый икт. Между тем у таких поэтов, как Д. Самойлов, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, первый икт выделен больше, чем второй, что отражает ориентацию на новаторов серебряного века. В отличие от них в обширном материале М. Л. Гаспарова к ритму В. Высоцкого ближе всего оказываются С. Щипачев, Д. Кедрин, М. Дудин.

Есть все основания экстраполировать данные по ритму Я4 на ритмику Высоцкого вообще. Следовательно, она никак не может служить остраннению художественного мира Высоцкого, поскольку вполне традиционна.

Рифменная система. охотою – субботою), приблизительные (Клаву – справа) и неточные (– фронт). Всего в рассмотренном нами материале у Высоцкого обнаружено 6636 рифменных пар. 4923 из них образуют точную рифму, 660 приблизительную, 1053 неточную. Приводим наши данные в процентах (табл. 2) в сопоставлении с данными М. Л. Гаспарова по поэтам 1945–1960 и 1960–1975 годов [3].

Табл. 2

 

Точные

Приблизительные

Высоцкий

74,2

9,9

15,9

Поэты 1945–1960

32,2

35,3

32,5

Поэты 1960–1975

19,1

22,1

58,8

У В. Высоцкого поражает господство точной рифмы. Три четверти всего фонда рифм точные рифмы составляли у поэтов Серебряного века; после этого доля таких рифм в общем их фонде резко пошла на убыль за счет стремительного нарастания неточной рифмы [4]. Высоцкий прошел мимо основной тенденции эволюции рифмы ХХ века. Его стихосложение в этом аспекте в высшей степени традиционно и поэтому также не может служить остраннению его художественной системы.

Рассмотрим набор из четырех наиболее распространенных стихотворных размеров Высоцкого по нашим данным в сопоставлении с репертуаром предпочитаемых метрических форм его непосредственных предшественников и современников [5] (табл. 3). Главное отличие состоит в том, что у Высоцкого выдвигаются Ан3 и Х4. Это вызвано песенным характером его текстов: Х4 с конца XVIII, а Ан3 с середины XIX века служили метрической основой жанров русской песни и романса. Вместе с тем дольник, который изначально воплощал говорную интонацию и занимал ведущее место уже у непосредственных предшественников и современников Высоцкого, у него самого не входит в число наиболее распространенных стиховых форм.

Табл. 3

 

Метрические формы (%)

Высоцкий

Поэты 1946–1957

Я5 (17,4) Я4 (16,6) Х5 (10,5) До (9,2)

Поэты 1957–1968

Я4 (21,2) Я5 (20,2) До (10,0) Х5 (9,1)

Стихотворный синтаксис: интонационное единство стиха. В рассмотренном нами материале насчитывается 12479 стихов. Из них 5091 содержат синтаксические паузы, в том числе одну паузу — 3760 стихов, две и более пауз — 1331 стих. Мы имеем в виду те паузы, которые объективно заложены в синтаксическом облике стиха: например, когда в середине стиха кончается одно предложение и начинается другое, когда в стихе содержится перечисление и т. п. Приводим данные о синтаксических паузах в стихе Высоцкого в сравнении со средними данными по стихам поэтов периода 1950–1960-х годов [6] (табл. 4). Количество стихов с одной паузой у Высоцкого составляет 30,1 процента, с двумя паузами — 10,7 процента. По периоду 1950–1960-х годов эти данные составляют соответственно 20,5 и 4,2 процента. Всего стихов с паузами у Высоцкого 40,8, по периоду в среднем — 24,7 процента. Таким образом, Высоцкий в полтора с лишним раза чаще, чем поэты его времени, разрывает стих (строку) синтаксической паузой. Это различие статистически значимо. Синтаксические паузы — важный показатель, поскольку они придают стихотворной речи дополнительную экспрессивность. И именно этот показатель в стихотворной речи Высоцкого значительно выше, чем в среднем по названному периоду и чем у большинства поэтов — его современников. Можно утверждать, что усложнение интонационного единства стиха синтаксическими паузами — один из доминантных приемов поэтики Высоцкого.

Табл. 4

 

Всего стихов

В т. ч. с одной (%)

Более чем с одной (%)

Высоцкий

12479

40,8

30,1

10,7

Поэты 1956–1965

13438

24,7

20,5

4,2

В художественной системе Владимира Высоцкого стихосложение играет подчиненную роль, несет на себе печать автоматизации поэтических приемов. И сознательно, и бессознательно Высоцкий стремится усвоить и использовать стиховые формы, выработанные его предшественниками в ХХ веке, а не испытывать новые или редкие ритмические ходы, способы рифмования, стихотворные размеры.

Функцию стихосложения в системе Высоцкого следует определить как речевую: ритмика, стих избранного размера, рифма необходимы для создания такого текста, который удобно петь. Никакой специально литературной функции, никакой функции организации, передачи и пересоздания смысла Высоцкий на стиховые формы не возлагал. В его неповторимо своеобразном художественном мире, рожденном могучим волевым напором, стиховые формы играли подчиненную, второстепенную роль.

Марина Влади в книге «Владимир, или Прерванный полет» подробно рассказывает об отношениях Высоцкого с профессиональными, признанными поэтами. Она пишет, что всенародная популярность, как она ни была велика, не компенсировала Высоцкому отсутствия официального признания. Известные поэты — Е. Евтушенко, А. Вознесенский — с удовольствием общались с Высоцким, но снисходительно улыбались, когда он приносил им свои стихи. Они забирали их с собой, обещали их напечатать, но так ничего и не сделали.

Среди тех, кто признавал Высоцкого как поэта, был Булат Окуджава, который первым испытал на себе неприятности поэта-композитора-исполнителя, представителя профессии, которая не была признана в СССР. Счастливой для Высоцкого стала встреча в Нью-Йорке с одним из его любимых поэтов Иосифом Бродским: впервые в жизни настоящий большой поэт признал его за равного.

выделялись на усредненном фоне поэзии 60–70-х годов. Единственный признак, который ярко выделял стихотворную речь Высоцкого, поскольку придавал ей повышенную экспрессивность, — это обилие синтаксических пауз. Но этот признак, этот своеобразный прием стихосложения заметен был далеко не всем.

Примечания

[1] См.: Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 227–252.

 Гаспаров М. Л. Современный русский стих. М., 1974. С. 91.

[3] Гаспаров М. Л.

[4] Там же. С. 244–246; 302.

[5] Гаспаров М. Л. Современный русский стих. С. 49.

 Баевский В. С. Типология стиха русской лирической поэзии. Доктор. дис. Тарту, 1975. С. 472.

Раздел сайта: