Андреев Ю. А.: Феномен Владимира Высоцкого

ФЕНОМЕН ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

Я вижу Высоцкого воплощением активного советского человека — такого, каким он может и должен быть; таким же видели и видят его миллионы почитателей в нашей стране, которыми он справедливо воспринимается в качестве одного из самых ярких предтеч гласности и процесса радикальной демократизации всего уклада нашей жизни.

И вместе с тем, как кажется, имеется необходимость взглянуть на него с еще более высокой позиции — с позиции возможностей человека полностью реализовать себя, свои дарования и потенции — на благо себе, своей стране, всему человечеству.

Конкретные исследования могут сыграть полезную роль лишь в том случае, если они внутренне работают на большую ведущую идею, не замыкаясь в рамках фактографического натурализма. Жизнь и творчество Владимира Высоцкого позволяют нам выйти на крупнейшие мировоззренческие, философские вопросы.

«заглянуть за горизонт», т. е. показать себе и другим, что человек создан для решения не одних лишь тривиальных задач, что чем больше их, невозможных, ставит он перед собой, тем более жизнь его — человечна, тем интереснее ему жить. Мешают? Да, конечно, а как же! Но и преодоление помех — тоже неординарная задача, тоже стимул для самоуважения и уважения и для радости самоотдачи. Трудно? Страшно порой? Но перешагнув через подобный страх, человек становится гордым, т. е. Человеком. Это ли не счастье? В. Высоцкий, говоря иными словами, доказывает, что каждый, «в ком сидит Рафаэль», должен явить его миру, и именно в этом — суть самовыявления, суть и цель жизни.

Во-вторых, проблема обретает еще более высокое социальное значение: она выходит на разговор об общественных обстоятельствах, которые должны споспешествовать тому, чтобы все потенциальные Рафаэли стали Рафаэлями реальными. Короче говоря, она выводит нас на разговор о таком строе, при котором создаются максимально благоприятные условия для появления новых Высоцких во всех видах творчества, совершенно ни в чем не похожих на Владимира Семеновича, кроме одного — готовности и возможности к максимальной самореализации. Надо ли говорить, какой колоссальный рывок в истории всего человечества дало бы такое раскрепощение каждой личности!..

Данный сборник явился конструктивным следствием первой общесоюзной конференции, посвященной изучению жизни и творчества В. С. Высоцкого и проходившей по инициативе филологического факультета Воронежского университета. Тематика материалов, представленных здесь, отличается масштабностью, концептуальностью подхода. Это не значит, что творчество В. С. Высоцкого не нуждается в детализированных исследованиях — конечно, нет. Все дело в том, что первый этап изучения требует общего, укрупненного взгляда на феномен Владимира Высоцкого. Это крайне важно для того, чтобы сразу задать верный тон, истинное направление. К сожалению, задача эта является весьма актуальной, так как уже обнаруживаются то там, то тут публикации, авторы которых с большой охотою кроят творчество умершего поэта всяк на свой салтык. А что до иллюстраций для любой идейки, то здесь сложности нет: как из 32 букв алфавита составить все на свете слова, так из 600 песен Высоцкого можно сложить на выбор любую практически простенькую концепцию: выбирай лишь то, что тебе, по вере твоей, приглянулось. Правда, неясно: при чем тут оказывается сам поэт с его многосложным и многослойным видением мира... Нет, наш сборник — это исследования, посвященные творчеству именно Высоцкого, а не произвольным вивисекциям его.

Обращаясь к «вечным» вопросам бытия, Высоцкий идет от привычных, порой тривиальных ситуаций и «поднимает» их до вечного поэтическим пылом, прямолинейностью гражданской позиции.

«на виду», что разговор о ней, как правило, опускался, отчего возникало деление актерского, песенного, поэтического дара художника. Между тем исследование самой этой синтетической природы, общих эстетических принципов в творческой деятельности Высоцкого — необходимо.

Раздел сайта: