Цыбульский Марк: "Ветер «Надежды"

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 27.12.2015 г.

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2015/Veter_Nadezhdy/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2015)

"Ветер «Надежды»"

После нескольких фильмов подряд, когда песни, написанные для них Высоцким, либо не включались в картину совсем ("Сказ про то, как царь Пётр арапа женил", "Стрелы Робин Гуда"), либо сильно урезались ("Бегство мистера Мак-Кинли", "Туфли с золотыми пряжками", "Вооружён и очень опасен. Время и герои Франсиса Брет Гарта"), наконец, его работа не пропала даром. В картине Станислава Говорухина "Ветер "Надежды"", снятой на ялтинском филиале киностудии им. Горького в 1977 году (премьера состоялась в январе 1978-го), звучат пять песен Высоцкого в авторском исполнении, а ещё две звучат фрагментарно в исполнении актёров. Лишь одна предложенная песня в картину не вошла.

Можно ли отнести этот фильм к творческим удачам Высоцкого? До выхода фильма сам автор определённо рассчитывал, что так и будет: "И вот недавно с режиссёром, снимавшим "Вертикаль", на студии Горького я сделал несколько песен о море. Те были про горы, а теперь – про море. Примерно в таком же плане, как "Вертикаль". И взять вот совсем молодое поколение, юное, там, по шестнадцать которым, по семнадцать лет, они не видели "Вертикаль". И её можно запускать по второму разу. Ну я надеюсь, если даже не пойдёт "Вертикаль", они посмотрят вот это кино "Большие океанские гонки"" (первоначальное название "Ветра "Надежды"" – М. Ц.).*1

порт Аделаида, чтобы принять участие в гонках. До самых последних минут на экране не происходит абсолютно ничего. Лишь в самом конце молодые моряки принимают участие в эвакуации пострадавших учёных с острова, на котором произошло извержение вулкана. В результате, парусник получает повреждения и не может принять участие в гонках, о чём капитан информирует организаторов. Всё. Конец фильма.

"Фильм "Ветер "Надежды"" бессюжетен. Ну, плывёт парусник, на паруснике – хорошие ребята... Конфликт как таковой отсутствует. Он появляется лишь тогда, когда на фоне некоего действия (вернее, бездействия) персонажей возникает песня. И сразу слышится шум моря, летят солёные брызги, стихия борется уже не с парусником "Товарищ", а со зрителем", – писал высоцковед О. Терентьев.*2

С приведённой оценкой я согласен ровно наполовину. Конфликт, действительно, отсутствует, но и песни не очень-то добавляют фильму притягательности. Но почему? Ведь именно песни Высоцкого вытянули за десять лет до того совершенно беспомощную "Вертикаль" режиссёров С. Говорухина и Б. Дурова... Почему же теперь не получилось? А не получилось – и в этом мне видится вторая причина неуспеха фильма – потому, что в картине песни, хоть и звучат в авторском исполнении, но чуть быстрее, чем было записано. От того, что запись немного ускорена, голос стал выше и потерял ту силу и очарование, которые были столь характерны для него. Чеканные строки очень мужских стихов Высоцкого при пропевании их чуть ли не тенором действуют на слушателя совсем не так, как в "Вертикали", где голос Высоцкого звучал естественно.

К работе над песнями для фильмов Высоцкий всегда относился очень ответственно, не стала исключением и разбираемая картина. К самому фильму были написаны "Этот день будет первым всегда и везде...", "Заказана погода нам удачею самой...", "Мы говорим не "штормы", а "шторма"", "Вы в огне, да и в море вовеки не сыщете брода...", "Вот послал Господь родителям сыночка..." (последняя в картину не вошла). В переработанном варианте звучит в авторском исполнении песня "Ну вот исчезла дрожь в руках..."

"Я готовлю одну большую работу песенную, картину, которая будет называться... пока она называется "Клиппер "Надежда", или Большие океанские гонки". Это фильм про молодых моряков, которые плавают... посвящён он паруснику "Товарищ", нашему паруснику, который занимал много первых мест на всевозможных регатах, и так далее, вот, молодым морякам, тем, которые готовят себя к морю. Туда я тоже написал несколько песен, и тоже эта картина уже в стадии завершения. Вот я должен съездить в Ялту и, значит, записать эти песни", – рассказывал Высоцкий на выступлении.*3

"Не хватайтесь за чужие талии..." и "Был развесёлый розовый восход..." Интересную историю, связанную с озвучанием этих песен, рассказал мне ныне покойный актёр Александр Кавалеров, более всего известный по исполнению роли беспризорника Кости Федотова по кличке Мамочка в фильме Г. Полоки "Республика ШКИД":

"Как мне рассказали, Высоцкий записал фонограммы песен и уехал куда-то. Дело было в Ялте, где я снимался в другой картине. Ассистенты Говорухина вызвали меня для исполнения песни "Почему аборигены съели Кука". Я её в картине пою, а несколько актёров мне подпевают. Премьера была то ли Доме кино, то ли в ЦДРИ. Как мне сказали, Высоцкий спросил у Говорухина, почему песня звучит не в его исполнении, но что Говорухин ответил: "Ну тебя не было, он её и записал". Я помню, что я подошёл к барной стойке, налив себе кружку пива. Владимир Семёнович повернулся ко мне, улыбнулся и как-то по-братски сказал: "Ну ладно, пой. Пока не убью". Я так подумал, что песня была мне подарена. А потом на озучании я забрал себе распечатанный текст песни "Был развесёлый розовый восход" и оставил её в своём репертуаре".*4

Со съёмочной группой Высоцкий не общался, записал песни с оркестром и вернулся в Москву. Через некоторое время он захотел включить песни из "Ветра "Надежды"" в свою пластинку.

"... Новый диск состоять: одна его сторона будет – песни, несостоявшиеся песни из "Робин Гуда", из фильма, который вышел без моих песен, хотя их там было шесть... песен... баллад "О любви", "О ненависти", там... И вторая сторона будет из фильма "Ветер "Надежды""*5

Идея этой пластинки так и осталась нереализованной – как очень многие другие планы Владимира Высоцкого.

1. Фонограмма. Москва, Роспотребсоюз, 23 ноября 1976 г. (первое выступление).

2. http: //vagant2003.narod.ru/2000128039.htm

3. Фонограмма. Москва, клуб завода "Красный богатырь", 14 ноября 1976 г. (первое выступление).

4. Фонограмма беседы от 12.11.2012 г.

Раздел сайта: