Цыбульский Марк: На съёмках "Нашего дома"

Печатается с разрешения автора

Публикуется впервые - 11.07.2011 г.

Оригинал статьи находится по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2011/Nash_dom/text.html

(Copyright © 2011)

На съёмках "Нашего дома"

Вышедший на экраны 3 декабря 1965 года фильм режиссёра Василия Пронина "Наш дом" знаменовал окончание важного этапа в жизни начинающего актёра Владимира Высоцкого. Эта картина оказалась последней, в которой Высоцкий снялся не потому, что ему нравилась роль, а потому, что к этому вынуждали финансовые обстоятельства.

Крошечный эпизод в "Нашем доме" появился в кинобиографии Высоцкого благодаря столь же незначительному эпизоду в "Живых и мёртвых". На тот фильм его привёл друг юности Левон Кочарян, который был вторым режиссёром у А. Столпера, а другим вторым режиссёром была Ирина Мансурова.

"Володя в "Живых и мёртвых" сыграл крошечную рольку – где-то в конце картины они едут в кузове и о чём-то говорят с Володей Ферапонтовым. Но зато мы все вечера слушали его песни, – рассказывала мне Ирина Михайловна. – Это было почти каждый вечер, когда мы снимали под Владимиром. Кажется, в то время он нигде не работал и кто-то сказал: "Вот есть хороший парень Володя Высоцкий. Нельзя ли его куда-нибудь пристроить?"

Он действительно был хороший парень, тогда его ещё никто не знал. У него были хорошие песни, немножко приблатнённые, но все – от Столпера до звукооператоров – слушали его с восторгом.

В "Нашем доме" у него был небольшой эпизод с Геной Яловичем. Кажется, его эпизод сняли за один день. В той картине изумительные актёры были – Папанов, Лапиков, Бероев, Локтев, Бортников. Никого уже нет в живых..."*1

"На съёмки кинофильма "Наш дом" мы попали следующим образом. Нас вызвала Ирина Михайловна Мансурова – второй режиссёр фильма, – подтверждает киноактёр Игорь Пушкарёв, исполнивший в картине эпизодическую роль студента консерватории. – Мы с ней в "Живых и мёртвых" работали... Нас с Высоцким она за песни и полюбила: я с гитарой, Володя с гитарой. Вот она и привела нас к Пронину, который, впрочем, едва на нас и взглянул – что там, эпизодики небольшие".*2

Режиссёра можно понять. Ну о чём он мог разговаривать с двумя молоденькими, начинающими артистами? Ведь он работал с известнейшими актёрами – Н. Хмелёвым, М. Жаровым, А. Степановой, Б. Андреевым... Да и сам В. Пронин вошёл в историю нашего кино – был оператором двух первых советских звуковых картин – "Путёвки в жизнь" и "Мёртвого дома". Позднее он стал режиссёром, снял известные в своё время ленты "Сын полка" и "Хождение за три моря". Его фильм "Казаки" был номинирован на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, и хотя премию не получил, но сам факт выдвижения, безусловно, свидетельствует о многом.

Цыбульский Марк: На съёмках Нашего дома

Но вернёмся к картине "Наш дом" и к участию в ней Высоцкого. Оно было минимальным. Как совершенно справедливо заметила И. Мансурова, он участвовал лишь в одном эпизоде. Любопытно, однако, что об этом совершенно незначительном эпизоде известно решительно всё – и, кажется, даже то, чего на самом деле не было.

"Эпизод, в котором мы участвовали, снимался во дворе дома по улице Горького, где сейчас гостиница "Минск" (Дегтярный переулок, – М. Ц.), – рассказывал в интервью партнёр Высоцкого Геннадий Ялович. – Всё действие сцены происходило вокруг радиоавтобуса: Локтев (исполнитель роли Владимира, – М. Ц.) забирается на крышу автобуса по лестнице, мы кричим: "Эй, куда!", Володя бросается за ним вверх. И в одном из дублей лестница неожиданно начала падать. Вот что надо было снимать – уникальные кадры! Но режиссёр дал команду "стоп"".*3

Цыбульский Марк: На съёмках Нашего дома

Геннадий Ялович и Владимир Высоцкий на съёмках к/ф ''Наш дом''. Москва, 18 октября 1964 г. Фото - из коллекции М. Цыбульского

В другом интервью Г. Ялович уточняет: "Володя был наверху, а лестница вдруг начала падать. Вовка летел вниз и кричал: "Снимайте! Снимайте!" Но режиссёр остановил камеру".*4

Высоцкий придерживает лестницу и снизу кричит партнёру: "Да скинь ты его оттуда!" Получает на это ответ: "Да? А если он расшибётся, кто будет отвечать – ты или я?" – "Ты", – решительно заявляет персонаж Высоцкого.

Таким образом, мы выясняем, что для того, чтобы наверху был Высоцкий, они с Яловичем должны были бы поменяться репликами. Мне очень мало верилось, что режиссёр картины придавал такое значение крошечному эпизоду, чтобы решать, кто из двух молодых актёров красивее смотрится на лестнице, а кто более эффектен внизу. Однако точно так же запомнилась эта сцена и И. Пушкарёву: "У Володи был небольшой эпизод, когда он лезет по лестнице. Снега не было, но стояли холода. Снимали в переулке около будущей гостиницы "Минск". Я был рядом, когда вели съёмку".*5

Я попросил Игоря Борисовича ещё раз припомнить тот эпизод. "Для нас тот фильм был "халтурой", – сказал мне он. – Сначала на лестницу лез Высоцкий, потом Ялович. Но я дубля с Яловичем не видел, я видел, что лезет Высота (юношеское прозвище Высоцкого, – М. Ц.) Я там присутствовал потому, что мы там все вместе выпивали. Он снялся – и ко мне, и мы пошли там в закуточек тяпнуть. А потом фильм вышел, я вижу – на лестницу лезет Ялович. А может, они по очереди лезли, а потом вырезали? Тогда же резали без жалости".*6

Согласно воспоминаниям И. Пушкарёва, помимо описанного выше эпизода, Высоцкий участвовал и в массовке. "В фильме мы практически не пересекались, – рассказывал он, – и всё же был у нас маленький совместный эпизод (вряд ли кто его заметил) – когда снимали на Манеже, в машине. Он всего несколько секунд мелькает на экране – мы в кадре стоим рядом".*7

Как было сказано выше, про эпизод с участием Высоцкого известно всё – вплоть до даты съёмки. В альбоме "Добра", опубликованном ГКЦМ В. С. Высоцкого в 2008 году, на странице 63 есть фотография, сделанная в тот день. Она датирована 18 октября 1964 года. Независимо от этой публикации и за несколько лет до неё, ту же дату вычислил московский высоцковед В. Тучин.*8 Таким образом, история участия Высоцкого в картине "Наш дом" раскрыта полностью.

"Через несколько лет после выхода "Нашего дома" я разыскала Высоцкого и предложила ему роль отрицательного персонажа, – сказала мне И. Мансурова. – Он уже тогда начинал становиться знаменитостью и сказал: "Нет, в отрицательных ролях я сниматься не буду"".

Всё правильно. Прошло несколько лет, и Высоцкий уже мог выбирать себе роли по душе. Конечно, как это хорошо известно, высокое кинематографическое начальство не всегда его на эти роли утверждало, но, во всяком случае, начиная с середины 1960-х гг., у Высоцкого появилась возможность отвергать, – а это уже немало.

Примечания

1. Фонограмма беседы от 22.05.2011 г.

2. Акимов Б., Терентьев О. "Владимир Высоцкий. Эпизоды творческой судьбы" // ж. "Студенческий меридиан", Москва. 1989 г. январь. Стр. 56.

"Владимир Высоцкий. Эпизоды творческой судьбы" // ж. "Студенческий меридиан", Москва. 1989 г. январь. Стр. 57.

4. "Живая жизнь". Сост. В. Перевозчиков. Москва. 1989 г. стр. 115.

"Эффект Высоцкого" // сб. "Белорусские страницы", Минск. 2009 г. вып. 58. Стр. 52.

6. Фонограмма беседы от 11.06.2011 г.

7. Акимов Б., Терентьев О. "Владимир Высоцкий. Эпизоды творческой судьбы" // ж. "Студенческий меридиан", Москва. 1989 г. январь. Стр. 57.

"Белорусские страницы", Минск. 2003 г. вып. 15. Стр. 64-66.