Цыбульский Марк: Высоцкий в Кабардино-Балкарии

Печатается с разрешения автора

В Интернете статья публикуется впервые – 20.02.2004 г. (дополнена 17.12.2008 г.), первоначальный вариант статьи опубликован в журнале "Зеркало", Миннеаполис, штат Миннесота, США, октябрь 1999 г., № 10 (101), стр. 9 и 11.

Оригинал статьи находится по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2004/Vysotsky_v_KabardBalkarii/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2004-2008)

Высоцкий в Кабардино-Балкарии

Цыбульский Марк: Высоцкий в Кабардино-Балкарии

Кадр из фильма ''Вертикаль'' (Одесская к/с, 1967 г.)

Визиты Высоцкого на Кавказ не ограничивались гастрольной поездкой по городам Дагестана, Северной Осетии и Чечни. В частности, несколько раз посетил он Кабардино-Балкарию, небольшую горную республику.

Информации о тех поездках (за исключением самой первой, когда Высоцкий снимался в фильме "Вертикаль") очень мало. В моей коллекции, насчитывающей несколько тысяч публикаций, посвящённых Высоцкому, статьи, где хоть один абзац относится к теме, вынесенной в заголовок, можно перечесть по пальцам. Вероятно, не в последнюю очередь из-за труднодоступности материалов кабардино-балкарская страница биографии Высоцкого до сих пор не привлекала внимания исследователей.

Как уже было сказано, об участии Высоцкого в "Вертикали" написано много. Это вполне естественно, поскольку фильм оказался первым, в котором Высоцкий исполнял свои песни сам. Однако до сих пор широкой читательской аудитории не известен очень любопытный факт: песни альпинистского цикла, на которых, собственно, и держится этот крайне примитивный фильм, могли оказаться ненаписанными! Да и сам Высоцкий оказался в картине совершенно случайно.

Вспоминает режиссёр фильма "Вертикаль" С. Говорухин:

"В 66-м году мы приехали с Борисом Дуровым на Одесскую киностудию делать свою дипломную работу. Нам нужно было снять две короткометражки – "Морские рассказы" – по произведениям местного автора.

Вдруг нас вызывает директор: "Горит сценарий! Сейчас апрель, а в декабре надо сдать картину. Возьметесь?" И даёт один экземпляр сценария. "Мы одержимые" называется... Работа застопорилась, потому что и сценарий был написан непрофессионально, и режиссёра пришлось снять с картины ввиду полной профнепригодности...

Дальше началась мура собачья. Мы попытались написать новый сценарий... Написали всё совершенно по-другому, но такую же лабуду, и поняли, что фильм – прогорит. Потом нас вдруг осенила идея построить весь фильм на песнях, сделать такую романтическую картину. Стали думать, кого пригласить на эти песни. Визбора? Окуджаву? И остановились на Владимире Высоцком".*1

Высоцкий в это время находился с Театром на Таганке на гастролях в Сухуми. Сразу по окончании их он отправился в Приэльбрусье. (Согласно аргументированному выводу И. Рогового, в гостиницу "Иткол", где располагалась основная база киноэкспедиции, Высоцкий прибыл приблизительно 20 июля 1966 г.).

Начались подготовительные работы к съёмкам. С актёрами, игравшими альпинистов, занимались опытные инструкторы, обучали азам горовосхождения.

А песен всё не было! Лишь 29 июля в письме к жене, Л. Абрамовой, Высоцкий приводит начало песни "Скалолазка", замечая при этом: "Скоро напишу ещё".

Он действительно старательно и много работал. Вспоминает инструктор по альпинизму М. Готовцева:

"Мы сводили своих подопечных на зачётное восхождение на вершину Большой Когутай... Володя с нами не ходил, он сказал: "Я воздержусь пока. Буду писать песни". И действительно, три дня он сидел у себя в номере, выходил только в столовую".*2

Кстати, слова Готовцевой о том, что Высоцкий не ходил на зачётное восхождение, расходятся с воспоминаниями других альпинистов, помогавших при съёмках фильма. Так, например, Л. Голубовский, работавший во время съёмок страховщиком, прямо пишет: "В конце занятий по ускоренной программе на значок "Альпинист СССР" они (актёры, – М. Ц.) совершили зачётное восхождение на вершину 1Б категории сложности. Значкистами стали Высоцкий, Лужина, Кошелева, Фадеев".*3

Цыбульский Марк: Высоцкий в Кабардино-Балкарии

Снимавшийся в "Вертикали" актёр Г. Воропаев рассказывал об этом несколько иначе: "Мы совершили три восхождения, одно, как мне помнится, на Донгуз-Орун, и нам всем, и Высоцкому в том числе, был присвоен третий спортивный разряд по альпинизму".*4

О получении Высоцким значка, – а не разряда по альпинизму, – вспоминает и С. Говорухин, правда, в качестве объекта восхождения называет пик Кавказ. Так что тайна сия велика есть...

Известно, однако, абсолютно точно, в каких именно местах на Кавказе побывал Высоцкий во время съёмок "Вертикали". Об этом в выпущенном в 1988 году буклете "Маршрутами песен Владимира Высоцкого" рассказал мастер спорта по альпинизму Г. Каинов, который на съёмках картины был инструктором по технике восхождения.

"Местом размещения съёмочной группы стала гостиница "Иткол", расположенная в Баксанском ущелье. Из её окон хорошо видны вершины Накра, Донгуз-Орун, Чегет, Азау – наконец, величавый двуглавый Эльбрус. На съёмки выезжали в Шхельдинское ущелье. Палаточный лагерь киноэкспедиции располагался прямо напротив стен Шхельды, где беспрерывно, как и положено в начале осени, гремели лавины. Со съёмочной площадки просматривались Ушба, пики Кавказа и Щуровского. Отсюда же, с северной стороны Главного Кавказского хребта, начинается Ушбинский перевал – довольно трудный для прохождения. Во время тренировок мы с Володей не раз поднимались и на него. Отработкой ледовой техники занимались на леднике Кашка-Таш".

Вернёмся, однако, к песням. Несмотря на многочасовой труд в гостиничном номере, рождались они, видимо, по воле случая, под влиянием момента, а не в результате кропотливой работы.

Всё же Высоцкий – не Брюсов, без вдохновения, на одной лишь поэтической технике писать он не мог.

О создании одной из песен для "Вертикали" Высоцкий часто рассказывал на своих выступлениях.

"Я много писал о горах. Всё, что я о них думаю, я написал. Я присутствовал один раз при гибели – почти при гибели – известного нашего альпиниста Живлюка, в группе ЦСКА. Они шли на штурм пика Вольная Испания, и их побило камнями... Вообще, там ведут себя удивительно. Как в бою, и обстановка приближена к боевой. И поэтому – "руки тянутся к перу, перо – к бумаге". Я написал тогда песню, которая называется "Здесь вам не равнина". И потом через год я снова приехал в горы – М. Ц.) и увидел, что слова этой песни высечены на могиле трёх погибших ребят...".*5

"Песня о друге" была написана после того, как консультант картины, известный альпинист Л. Елисеев, рассказал Высоцкому случай из собственной практики: шестёрка восходителей терпела бедствие, и вели себя люди в этой ситуации по-разному.

"Песня меня ошеломила, – писал через много лет Елисеев. – Находил я в ней и глубоко личные моменты... "Будешь соавтором"– сказал мне Володя. Я наотрез отказался, сказав, что и так бесконечно рад, что своим рассказом помог создать такую прекрасную песню об альпинизме".*6

Песня "Прощание с горами" ("В суету городов и в потоки машин...") написана, очевидно, под влиянием личных впечатлений поэта. Мастер спорта по альпинизму Г. Федулова, приглашённая в картину в качестве дублёрши, вспоминала первую свою встречу с Высоцким, встречавшим её, чтобы отвезти в "Иткол". По её словам, она "сразу определила, что молодой человек впервые в горах и ещё находится под первым ошеломляющим впечатлением. Он смотрел вокруг широко раскрытыми глазами, и буквально открыв рот".*7

Цыбульский Марк: Высоцкий в Кабардино-Балкарии

Во время съёмок к/ф ''Вертикаль''. Фото из коллекции В. Чейгина (Санкт-Петербург)

По воспоминаниям С. Говорухина, последней была написана "Военная песня" ("Мерцал закат, как блеск клинка..."), причём с ней была связана довольно смешная история. Однажды Говорухин пришёл в гостиницу после долгого пешего перехода до ледника и увидел на столе (с Высоцким они жили в одном номере) черновик только что написанной песни. Режиссёру немедленно пришла в голову мысль разыграть Высоцкого. Он снова надел рюкзак и, сделав вид, что только что вернулся, отправился в бар при гостинице. Там он нашёл Высоцкого, который тут же начал петь Говорухину новую песню.

"Я говорю: "Постой, ты уж совсем, как Остап Бендер, который всю ночь сочинял "Я помню чудное мгновенье" и только утром понял, что это кто-то уже сочинил до него... Это старая баксанская альпинистская песня.

Что ты выдумываешь?! – закипает Володя. – Я написал её сегодня!

– Ничего я не выдумываю. Там ещё припев есть. Хочешь спою?


Вперёд и вверх, а там...
Ведь это наши горы –
Они помогут нам...

Он побледнел: "Не может быть! Да что же это со мной происходит?" – "Да ладно, Володя, – не выдержал я. – Я тебя разыграл". Как он глянул на меня! Потом очень долго вспоминал этот розыгрыш".*8

Ещё об одной песне вспоминает снимавшаяся в "Вертикали" Л. Лужина:

"Сцена в палатке, где он (Высоцкий, – М. Ц.) поёт "Свои обиды..." Он так и не закончил эту песню. Хотя мы все просили, потому что уж очень хорошая была задумка, щемящее очень... Вот она у него всё время крутилась. Он её начинал писать и никак не мог до конца. Эта песня случайно вошла в картину. Потому что у нас разговор какой-то идёт. И, в общем, как будто какие-то паузы. И Володя взял гитару и поёт".*9

Кстати, Л. Лужина не согласна с С. Говорухиным и полагает, что последней песней для картины была написана "В суету городов...":

""Лучше гор..." возникла уже в конце фильма, когда мы снимали одесский вокзал... Когда в финале сняли, посмотрели – нет финала. Нет, никак он не получается. И вот тогда Володя написал эту песню, которая решила, в общем, весь финал".*10

Во время съёмок "Вертикали" Высоцкий познакомился с двумя крупными личностями – К. Кулиевым и Х. Залихановым. Впрочем, слово самому Высоцкому:

"Мне народный поэт Кабардино-Балкарии Кайсын Кулиев торжественно поклялся, что через Совет Министров добьётся для меня звания заслуженного деятеля Кабардино-Балкарии. Другой балкарец, великий восходитель, хозяин Баксанского ущелья, тигр скал, Гуссейн Залиханов, которого, по слухам, знает сама королева Великобритании (она-то и обозвала его "тигром скал"), так вот, он тоже присоединился к обещаниям кавказского стихотворца и сказал, что я могу считать, что я уже деятель. Потому что я якобы написал про горы, а они, горы, – в Кабардино-Балкарии, значит, всё решено. Это, конечно, разговоры, но было бы смешно". (Из письма Л. Абрамовой, 24.08.1966 г.).*11

"Смешно" не было, звания Высоцкий не получил, но и с Кулиевым, и с Залихановым неоднократно встречался в дальнейшем.

"Вертикаль" был молодой в то время выпускник ВГИК А. Осипов. "Как-то я спустился с гор, – рассказывал он, – и увидел Высоцкого заметно нервничащим. Мы были в хороших отношениях, и он нередко делился со мной своими сомнениями. На сей раз Высоцкий был озадачен вопросом: давать ли американским студентам, которые находились на турбазе "Иткол", концерт или не давать....

– Конечно, давать. Это же песни, а не политика".

Высоцкий начал петь в 19.00 и рассчитывал, как обычно это бывает, часа на полтора, но концерт затянулся до 2 часов ночи.

"У меня был приёмничек "ВЭФ", – продолжает А. Осипов. – Я его включил среди ночи и вдруг слышу сообщение из самой Америки: Высоцкий в горах даёт концерт американским студентам".*12

Красивая история? Несомненно! Правдивая? Вряд ли... Прежде всего, вызывает удивление, что о таком неординарном событии, как концерт для американцев, не упоминает более ни один из участников съёмок "Вертикали". (Кстати, ничего не пишет об этом в письмах к жене и сам Высоцкий). А, во-вторых, чтобы американцы передавали по радио о концерте Высоцкого, им для начала неплохо было бы знать, кто это такой... На тот момент популярность Высоцкого не выходила за пределы Москвы и Ленинграда.

"Вертикали":

"Приходим и видим такую картину: сидит на ковре Высоцкий, а вокруг американские горнолыжники, в его номере. Мы попали прямо на концерт".*13

Цыбульский Марк: Высоцкий в Кабардино-Балкарии

Съёмочная группа фильма ''Вертикаль'' (крайняя справа – С. Лепко).

Чем больше времени проходит после съёмок "Вертикали", тем больше легенд возникает. Скажем, работавшая в киногруппе альпинистка С. Лепко утверждает, что песню "Скалолазка" Высоцкий посвятил ей и даже упомянул об этом во время концерта в ленинградском ЦНИИ "Гранит" в 1972 г., где она работала (фонограмма концерта не найдена, – М. Ц.), о чём сообщалось в санкт-петербургской газете "Секретные материалы 20-го века".*14

Другая же альпинистка, помогавшая в картине артистам, М. Готовцева, уверенно говорит, что песня посвящена ей.

"С Володей во время съёмок я общалась немного, он, в основном, тянулся к Толе Сысоеву (А. Сысоев – альпинист, – М. Ц.)... Вот Высоцкий и сказал ему, что "Скалолазка" – для меня. Я обрадовалась, конечно".*15

Ещё одна альпинистка, работавшая в картине "Вертикаль", М. Кошелева, столь же уверенно заявляет, что песня посвящена ей. "Он мне сам об этом сказал!" – вспоминала она в разговоре со мной.

М. Кошелева подтвердила слова М. Готовцевой о том, что на зачётное восхождение Высоцкий с другими актёрами не ходил. "Он занимался со всеми, тренировался, но на зачётном восхождении его не было, он писал песни для фильма".*16 Она точно помнит, что Высоцкий действительно пел в номере для американских туристов (то есть, так, как я и предполагал, – официального концерта для американцев не было).

Очень важно мне было узнать от М. Кошелевой, что некоторые эпизоды фильма снимались в Сванетии. До сих пор в литературе об этом были лишь упоминания без ссылки на участников съёмок.

Скажем несколько слов о второй поездке Высоцкого в Кабардино-Балкарию. До самого недавнего времени единственным подтверждением того, что он вновь приезжал туда в 1967 году, были его слова, сказанные на концерте в Киеве (и неоднократно повторенные на других выступлениях), на которые я просил читателей обратить внимание. Но вот ко мне попала статья, напечатанная в журнале "Большой Вашингтон" (Вашингтон, округ Колумбия, США) в 4-м номере за 1999 год. Автор статьи "Возвращаются все..." А. Селиневич рассказывает, как однажды он встречался с Высоцким и Залихановым в кафе "АЙ" на горе Чегет. Селиневич вспоминает, что за столом обсуждали главным образом предстоящий Высоцкому переход через Донгуз-Орунский перевал в Сванетию.

"затронули недавние наши трагические происшествия в космосе". В истории нашей космонавтики было два трагических события – 24 апреля 1967 г. погиб В. Комаров, а 30 июня 1971 г. – Е. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев. Ещё одна "зацепка": Селиневич помнит, что Высоцкий рассказывал о своей поездке в Сибирь. К этому моменту (до съёмок "Хозяина тайги") Высоцкий бывал в Сибири дважды – в декабре 1963 г. и летом 1967 г., когда давал концерт в Новосибирске в клубе "Под интегралом".

Таким образом, можно предположить, что описываемые события происходили в конце лета 1967 г.

Как оказалось, предположение было абсолютно верным. Через много лет Ш. Залиханова, вдова упомянутого Высоцким в письме альпиниста Х. Залиханова, подтвердила, что Высоцкий был у них в гостях именно летом 1967 года.

Дата следующего визита Высоцкого в Кабардино-Балкарию известна точно – конец июля 1970 г. И. Роговой, московский высоцковед, в молодости увлекавшийся альпинизмом, уточнил, проанализировав записи в своей "Книжке альпиниста", что, приблизительно, 29 июля он присутствовал на концерте Высоцкого в альплагере "Баксан". Позднее Роговой нашёл несколько человек, общавшихся с Высоцким в тот период. Беседы с ними позволили установить, что Высоцкий выступал также в альплагерях "Эльбрус", "Шхельда" и в гостинице "Азау".

А более, увы, прибавить к сказанному нечего. Все известные мне подробности значения не имеют. "В конце июля 1970 г. Высоцкий не менее недели провёл на Кавказе в Баксанском ущелье и несколько раз выступал в окрестных альплагерях. Сухого закона в это время не придерживался", – изящно заметил И. Роговой.*17 Так что на этом следует поставить точку.

"Приюте 411". По словам Цанунина, в группе было около сорока человек, из них на вершину поднималось двенадцать.

"Высоцкий ждал нас вместе со всеми в "Приюте". Вернулись, сфотографировались все вместе и по несколько человек. У меня хранятся эти снимки. Стою рядом с Владимиром Высоцким".*18

Не хочу сказать, что я уверен на сто процентов, что весь рассказ придуман от первой до последней строки. Просто, более двадцати лет занимаясь изучением биографии Высоцкого, доподлинно знаю, сколько небылиц связано с его именем. Потому-то и стараюсь найти подтверждение любой информации. В данном случае таких подтверждений пока нет.

– карабин "Зауэр", с которым Высоцкий ходил на охоту во время съёмок "Вертикали".

"Стрелком Владимир был неважным, – рассказывал Х. Залиханов. – Подранил матёрого кабана, а тот – за ним. Высоцкий бежать. Да разве убежишь! В мгновение взобрался охотник на берёзу. А кабан уж корни подрывает. Туго бы пришлось Высоцкому, не подоспей мы вовремя".*19

"Версия", но в этом случае Высоцкий залезал не на берёзу, а на "вековую сосну".*20 Как говорится, пустячок, а приятно. Так что точку в наших изысканиях ставить рано. Работа по написанию биографии Владимира Высоцкого продолжается.

О том, что представляет собою музей, рассказала мне Ш. Залиханова, которая стала его смотрителем после смерти мужа. "Музей организован в 1998 году. Мой муж дружил с Высоцким с 1966 года, когда здесь снимали "Вертикаль". Летом 1967 года Высоцкий приезжал к нам. Видно, сильно они друг другу понравились. Сама я Высоцкого видела мало, у нас были маленькие дети, и я сидела с ними. А муж возил Высоцкого на охоту, на сенокос. Это он мне потом рассказывал, как Высоцкий сено копнал, как айран пил. И когда мой муж открыл музей, он решил дать ему имя Высоцкого.

В музее у нас несколько залов, 200 квадратных метров. Половина помещения отведена альпинизму и охоте, а половина – Высоцкому. У нас очень много книг Высоцкого, книг о нём. Много пластинок, дисков с его песнями. К сожалению, помощи нам ни от кого ждать не приходится, всё сами чиним, латаем, поддерживаем. И всё равно, все, кто к нам приходят, покидают музей с хорошим впечатлением".*21

Примечания

1. Журнал "Наш следопыт", Санкт-Петербург, 1998 г., № 2, стр. 18.

"Мир Высоцкого" 1997 г., вып. 1, Москва, стр. 67.

3. Газ. "Знамя юности", Минск, 25-27.07.1998 г.

4. Газ. "Санкт-Петербургские ведомости", 25.01.1995г.

5. Цит. по фонограмме концерта в ИФАН УССР, Киев, 24.09.1971 г.

6. Цит. по кн. "Четыре четверти пути", Москва, 1988 г., стр. 36.

"Щёкинский вестник", г. Щёкино Тульской обл., 25.07.1995 г.

8. Ж. "Наш следопыт", Санкт-Петербург, 1998 г., № 3, стр. 18.

9. Цит. по сб. "Белорусские страницы", вып. 29, Минск, 2005 г., стр. 47.

10. Там же, стр. 45.

11. Цит. по кн. Л. Абрамовой "Факты его биографии", Москва, 1991 г., стр. 85.

"Одесский вестник", 10.02.2000 г., стр. 10.

13. Цит. по сб. "Белорусские страницы", вып. 12, Минск, 2004 г., стр. 212.

14. Газ. ''Секретные материалы 20-го века'', Санкт-Петербург, 2000 г., № 2 (21), стр. 12-13.

15. Цит. по газ. "Московский комсомолец", 6.04.2002 г., стр. 8.

16. Цит. по фонограмме беседы, 28.08.2005 г.

"Эксклюзив", Киев, 1994 г., № 15.

18. Цит. по ж. "Беларусь", Минск, 1993г., № 4. Пер. с белорусского А. Гордийчука.

19. Цит. по газ. "Комсомольская правда", Москва, 11.07.1997 г.

20. Еженедельник "Версия", Москва, 19-25.01.1999 г.

21. Фонограмма беседы от 25.10.2008 г.