Цыбульский Марк: Высоцкий в Челябинске

Печатается с разрешения автора

На этом сайте статья опубликована 17.08.2012 г., первоначальный вариант статьи опубликован в газете "Челябинский рабочий", Челябинск, 25.07.2012 г.

Оригинал статьи находится по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2012/Vysotsky_v_Cheliabinske/text.html

(Copyright © 2012)

Высоцкий в Челябинске

История визитов Владимира Высоцкого в Челябинск переполнена слухами и домыслами. Судя по имеющимся на сегодняшний день сведениям, Высоцкий был в Челябинске трижды. Не могу гарантировать, что эта информация абсолютно достоверная, но расскажу о том, что на данный момент известно.

Обстоятельства самого первого приезда Высоцкого в Челябинск изучены досконально и никаких загадок не содержат. Итак, июль 1962 года. После неудачного начала артистической карьеры в московском Театре имени Пушкина, которым руководил Б. Равенских, молодой актёр Высоцкий оказался в московском Театре миниатюр, возглавляемом Владимиром Поляковым, и практически немедленно отправился вместе с театром на гастроли по Уралу.

– лишь небольшая роль в спектакле "Путешествие вокруг смеха", да участие в массовках. Вряд ли это удивительно, учитывая минимальный стаж работы Высоцкого в театре, но, видимо, он ожидал большего и постоянно жаловался на гастрольную жизнь в Свердловске в письмах к жене, Людмиле Абрамовой:

"Поселили в гостинице "Большой Урал" в маленький номер с мизерными удобствами" (20 февраля). "В весёлом Театре миниатюр – мрачные личности. И я сник" (28 февраля). "Люсик! Как всё надоело!!! Разговоры об одном и том же... Все измотались, как собаки, но пыл стяжательства развит здесь беспредельно. Культ здесь – ставка с четвертью" (8 марта).*1

Об истории ухода Высоцкого из театра неоднократно рассказывал народный артист России Зиновий Высоковский (кстати, именно он и содействовал принятию Высоцкого в труппу):

"Поляков не пил. И верил, как ребёнок, когда похмельное недомогание артисты объясняли простудой. Но когда Полякову добрые люди нашёптывали истинную причину головной боли, худрук свирепел: "Домой отправлю! По шпалам!" Издавал свои знаменитые приказы. Так он уволил Высоцкого... Володя подписал на бумаге кровью клятву – не пить. Завязал. Но на гастролях в Свердловске сильно развязал. Поляков кричал: "По шпалам в Москву! Бандитизм!" И в результате приказ № 113/66: "Уволить артиста Высоцкого в связи с полным отсутствием чувства юмора"".*2

Таким образом, в тот раз Высоцкий до Челябинска не добрался, а в литературе, ему посвящённой, этот рассказ об увольнении из театра цитировался так часто, что давно стал общим местом. Кажется, я был первым, кто усомнился в его достоверности...

"Да ну что Вы, в самом деле... Я же пошутил! – даже обиделся на моё непонимание З. Высоковский. – Конечно, в приказе была формулировка другая. Я уже не помню, какая именно, но уж, во всяком случае, о чувстве юмора там речи не шло".*3

Таким образом, попутно мы удаляем из биографии Высоцкого ещё одну легенду. Она не имеет прямого отношения к разбираемой теме, но сделать это всё же было нужно.

Уйдя от В. Полякова, Высоцкий вернулся к Б. Равенских, и по окончании сезона снова – теперь уже с театром имени Пушкина – оказался на гастролях по Уралу. В тот раз он до Челябинска всё-таки доехал, хотя события на гастролях развивались почти по тому же сценарию, что и за полгода до того.

"Поехали мы на гастроли в Свердловск и Челябинск, – рассказывал мне народный артист России Юрий Горобец. – А при Борисе Ивановиче (Равенских, – М. Ц.) в театре было строго. Володя раз в Свердловске пришёл поддатый на спектакль, но поскольку роль у него была небольшая, то его допустили играть. Но Борис Иванович его предупредил, у них на эту тему состоялся серьёзный разговор. Потом мы переехали в Челябинск, так он в таком состоянии пришёл играть, что его просто не пустили на сцену. И тут же Борис Иванович распорядился: "Взять ему билет и отправить в Москву".

Мы пошли уламывать Бориса Ивановича, уговаривать его. Тамара Лякина (народная артистка России, супруга Ю. Горобца, – М. Ц.), я, ещё кто-то... Ну, уговорили мы его. Слава Богу, что это было уже ближе к окончанию гастролей, оставалось сыграть два или три спектакля. Равенских согласился в Москву его не отправлять, а дать доиграть. Мы вернулись в Москву, а после отпуска Володя в театр не вернулся. Но приказа об увольнении не было, удалось уговорить главного режиссёра не делать этого".*4

"Челябинский рабочий" мы знаем, что Театр имени Пушкина находился в городе с 9 июля по 5 августа. Гастроли проходили на сценах драматического и оперного театров. Высоцкий участвовал в спектаклях "Свиные хвостики", "Дневник женщины", "Доброй ночи, Патриция" и, возможно, "Аленький цветочек". Ни в одной рецензии имя Высоцкого не упоминается.

Таким образом, о его приезде в Челябинск в 1962 году мы знаем если не всё, то достаточно много. А вот дальше начинаются загадки и предположения...

Будем отталкиваться от воспоминаний прославленного хоккеиста "Спартака" Вячеслава Старшинова. Впервые о встрече с Высоцким В. Старшинов припомнил в 1988 году:

"Играли мы однажды в Челябинске, не помню уже, в каком году это было. Высоцкий там выступал. Пришёл на матч. В Москву летели вместе. Сидели рядом, и было несколько часов для разговоров".*5

Звучит вполне достоверно, но через двадцать лет в беседе с журналистом "Советского спорта" В. Старшинов рассказал о встрече с Высоцким с точностью до наоборот!

"Я пересмотрел на Таганке все спектакли с его участием. Там и познакомились.

– Когда это было?

– В начале 70-х, после спектакля "Десять дней, которые потрясли мир" в здании театра шли актёрские посиделки. Я сидел за одним столиком с Высоцким. Доводилось встречаться и позже. Но поговорили обстоятельно, пожалуй, лишь раз. "Спартак" летел на игру в Челябинск, в одном самолёте с нами оказался и Высоцкий, спешивший на концерт.

– О чём говорили?

– Ни о хоккее, ни о спорте вообще не было сказано ни слова. Я уже тогда чувствовал, что мне близка поэзия. И разговаривали в основном о ней. О стихах, о литературе, о театре".*6

"Летели вместе из Москвы в Челябинск, – подтвердил он мне. – Расстались в аэропорту. Год не помню уже".

Я попросил В. Старшинова оттолкнуться от возращения из Японии, где тот работал тренером. В. Старшинов уверенно сказал, что встреча с Высоцким совершенно точно была после возвращения. Ну что ж, это значительно сужает временной отрезок, поскольку мы знаем, что играющим тренером японского клуба "Оджи Сейси" В. Старшинов был в 1976-1978 гг., потом вернулся в "Спартак", где играл с осени 1978-го по май 1979-го года, после чего завершил карьеру игрока.

Обнаружились сразу два свидетельства очевидцев приезда Высоцкого в Челябинск – и именно в указанный выше промежуток времени.

Рассказывает челябинская учительница русского языка Татьяна Столярова:

"Счастье побывать на Таганке подарил мне друг семьи, дантист Владимир Лисица. Во время учёбы в московской аспирантуре он познакомился с главбухом театра, потом она приезжала к нему в Челябинск ставить протезы и предложила свою помощь. В 78-м году я полетела в Москву на спектакли. Недалеко от главного входа спекулянты сбывали билеты по 250 рублей! А меня встретила дама и отвела в маленький зрительный зал.

На "закрытый" концерт Высоцкого в одном из челябинских НИИ мы проходили с Лисицей в том же 78-м тоже по большому блату, через чёрный ход. Три часа просидели в ожидании. Потом на сцену вышел Он, невысокий, усталый, и своим хрипловатым голосом заполнил на два часа всё пространство. Пел, рассказывал байки, курил, смеялся и снова пел. Мы и не заметили, как пролетело время, а он засобирался на самолёт".*7

В какой-то степени это подтверждается сообщением на одном из интернетовских форумов, на которое обратил внимание человек, очень помогавший мне в розысках информации о Высоцком в Челябинске (имя своё он просил не называть, поэтому назовём его К.)

Житель города Сумы Владимир Литвиненко писал в Интернете следующее:

"Магнитофонная запись концерта Высоцкого в Челябинске (на катушке – помните старый добрый, по тем временам крутой магнитофон "Юпитер"?) у меня есть. Точную дату концерта не знаю. Но это был 1979 год. НИИ в записи упоминается. Высоцкий говорил, что это второе выступление в Челябинске. До этого выступал в НИИ".

– он сразу же обвинил меня в попытках нажиться на имени Высоцкого, и внёс мой электронный адрес в "чёрный список". Есть или нет у него фонограмма концерта, о которой до сих пор не было известно никому из ведущих коллекционеров, остаётся неизвестным...

Чуть позднее К. помог мне связаться с Натальей Дурасовой, по её словам, присутствовавшей на концерте Высоцкого в Челябинском пединституте.

"Может быть, я неточно назову год, потому что прошло уже больше тридцати лет, – сказала мне в телефонном разговоре Наталья Александровна. – Я училась на втором или третьем курсе, так что это либо 1978 год, либо 1979-й. Это была осень поздняя или начало зимы. Запомнилось, что концерт начинался около шести, и уже было темно. Мы удрали с какого-то институтского мероприятия, чтобы попасть на концерт Высоцкого. Концерт проходил в актовом зале Педагогического института. Зал был набит битком, при этом билеты не продавались. Нас было трое друзей, и мы были членами институтской агитбригады, поэтому и попали на концерт. Мы сидели довольно далеко, на балконе, но что меня поразило – это звенящая тишина во время исполнения Высоцким песен. Мне трудно передать какой-то фактический материал, но эмоционально это было очень сильно.

"Песня про Правду и Ложь", я её тогда услышала впервые. Ещё он пел "Рвусь из сил и из всех сухожилий" и "Ноль семь". Видела я в зале магнитофоны, но записей этого концерта я никогда не слышала. И снимки поющего Высоцкого там делали..."*8

Итак, Т. Столярова была на концерте Высоцкого осенью 1978 года, Н. Дурасова – либо в 1978-м, либо в 1979-м году – причём тоже говорит о том, что концерт был осенью. В. Старшинов, вернувшись из Японии, выступал за "Спартак" с сентября 1978 года по май 1979-го. Таким образом, мы выясняем, что рассматриваемые концерты Высоцкого в Челябинске осенью 1979-го состояться не могли, следовательно, уверенно называем 1978-й год.

"Трактором" в Челябинске "Спартак" играл три раза – 10 сентября, а также 6 и 22 ноября. Первые две даты отпадают сразу: с 8 по 15 сентября Высоцкий был за границей, а 6 ноября, согласно табели занятости, участвовал в спектакле. А вот в конце ноября у него были свободные дни с 20-го по 24-е.

22 ноября 1978 года, в день игры "Трактора" со "Спартаком", Высоцкий давал концерт в подмосковном Троицке. Выстраивается логическая цепочка: 21 ноября по дороге в Челябинск состоялся разговор Высоцкого со Старшиновым в самолёте. "Спартак" остался в городе на игру, а Высоцкий, дав два концерта, в тот же день улетел в Москву (вспомним слова Т. Столяровой – "он засобирался на самолёт"). Последний рейс из Челябинска был в 22 часа по местному времени и, таким образом, Высоцкий прибывал в Москву в 22 часа по московскому времени (разница между Челябинском и Москвой два часа) и, естественно, ничто не мешало ему выступить на следующий день в Троицке.

К. обнаружил зрителя ещё одного концерта – Вадима Горфмана, с которым я немедленно связался.

"Было это в марте 1968 года, – рассказал мне Вадим Анатольевич. – Я был студентом Челябинского Политехнического института. Я помню, что в тот день отрабатывал лабораторную работу, поэтому поздно задержался в институте. Было часов 10 вечера, и мы с приятелем уже уходить собирались. Смотрим – у актового зала какое-то шевеление, много народу. Спросили – что такое. Говорят: "Будет концерт Высоцкого". Я говорю: "А как попасть?" Дежурный говорит: "Давайте по рублю, но слушать будете стоя". Вот таким образом мы и попали на концерт.

Высоцкий пел довольно долго, почти до часу ночи. При этом говорили, что у него в этот день это уже был третий концерт – но не у нас в институте, а вообще в городе. Песни он пел самые разные. Сначала он пел про войну, потом были студенческие песни – про физиков и археологов, затем шли спортивные песни – про конькобежца, про боксёра. Блатных песен не было".*9

– выпускник энергетического факультета. Другой выпускник того же факультета Сергей Бочаров, однако, высказался о его воспоминаниях достаточно резко:

"Простите за грубость, но товарищ несёт чепуху! Я имел с 1967 года прямое отношение к Клубу ЧПИ. Переговоры с Высоцким несколько раз проходили, но несколько позднее – в 1971-74 гг., на этом всё и кончалось... Даже если бы смогли договориться с Владимиром Семёновичем, то ни Мельников (тогдашний ректор ЧПИ), ни Воропаев (первый секретарь обкома) этого бы не позволили ни за какие коврижки!

А то что "концерт закончился в час ночи" – это полная чушь! В 1970-м Визбор закончил встречу в 11-40 – был большой скандал..."*10

Тому, что Высоцкий не выступал в ЧПИ в 1970-е годы, есть ещё одно подтверждение, опубликованное в челябинской версии "Аргументов и фактов":

"Владимир Высоцкий на сцене ЧПИ не выступал – это я могу сказать точно! – говорит директор центра творчества ЮУрГУ Ольга Градская, которая в конце семидесятых пришла трудиться в студенческий клуб профкома студентов ЧПИ. – Возможно, кто-то и пытался пригласить, но факта самого выступления не было".*11

– хочешь – верь Горфману, а хочешь – Бочарову. Проанализируем, однако, сказанное В. Горфманом. Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что он совершенно точно описывает типичное начало концерта Высоцкого в 1966-1968 гг. Сначала шли военные песни, затем студенческие, далее – спортивные. Во-вторых, мемуарист точно называет сами песни. В-третьих, обратим внимание на время концерта – март 1968 г.

20 марта 1968 года Высоцкий на репетиции спектакля "10 дней, которые потрясли мир" насмерть разругался с главным режиссёром "Таганки" Ю. Любимовым и директором театра Н. Дупаком. Согласно опубликованным дневникам В. Золотухина, "Высоцкий срывает костюм: "Я не буду играть, я ухожу... Отстаньте от меня..." Перед спектаклем показал мне записку: "Очень прошу в моей смерти никого не винить"". На следующий день В. Золотухин записывает: "Высоцкий летает по стране". Ещё через четыре дня: "Высоцкий в Одессе".*12

Таким образом, в промежутке между 20-м по 25-м марта Высоцкий "летал по стране". При этом мы знаем, что 24-го и 25-го он был в Магадане в гостях у И. Кохановского, 26-го он уже действительно был в Одессе на досъёмках фильма "Служили два товарища". Где он был с 20-го по 23-е – совершенно неизвестно. Визит в Челябинск в этот период не выглядел таким уж невозможным, как об этом говорит С. Бочаров...

25 июля 2012 года эта статья была опубликована в газете "Челябинский рабочий". В конце поместили моё обращение к читателям с просьбой написать мне, если им что-то известно о пребывании Высоцкого в Челябинске, – и буквально через несколько дней я получил электронное письмо.

"Здравствуйте, господин Цыбульский, – писала мне читательница Любовь Шимова. – Я прочитала Вашу статью и могу подтвердить Ваше предположение о том, что В. Высоцкий давал концерты в Челябинске в марте 1968 года.

быстро вышел на сцену, сел на стул, поправил микрофон и попросил выключить магнитофоны. После выступления, продолжавшегося около полутора часов, В. Высоцкий сказал, что ему ещё сегодня давать концерт".*13

Итак, концерты Высоцкого в марте 1968 года действительно были, но возникает вопрос: кто их организовывал? После скандала с Ю. Любимовым Высоцкий мог полететь куда угодно, но полетел он именно в Челябинск. Значит, был в городе человек, хорошо знавший Высоцкого и сумевший в кратчайшие сроки организовать несколько его выступлений. Кто он? Этого мы пока не знаем.

Подведём предварительные итоги. В результате проделанной работы у нас появились весомые аргументы за то, что Высоцкий бывал в Челябинске, как минимум, три раза – в июле 1962-го, марте 1968-го и ноябре 1978 гг. Хотелось бы, конечно, отыскать больше очевидцев. Может быть, эта публикация поможет?

1. Цит. по кн. Абрамова Л. "Факты его биографии" Москва. 1991 г.

"Пан Зюзя" // ж. "Алеф", Тель-Авив, Израиль. 1996 г. № 615, январь, стр. 21.

3. Фонограмма беседы от 18.11.2007 г.

5. Старшинов В. "Забыть его невозможно" в кн. "Четыре четверти пути" Москва. 1988 г. стр. 87.

6. "Я прийти не первым не могу!.." В день 70-летия Владимира Высоцкого о нём вспоминают герои и прототипы его песен" // газ. "Советский спорт" Москва. 2008 г. 25 января.

"Мнения народа" // "Родная газета", Челябинск. 2005 г. 22 июля, стр. 33.

9. Фонограмма беседы от 12.12.2011 г.

10. Электронное письмо от 15.12.2011 г.

11. Щапова Е. "Челябинка организовала концерт Цоя в восьмидесятые – и чуть не положила партбилет на стол" // "Аргументы и факты", Челябинск. 2012 г. 2 февраля.

"Дребезги". Москва. 1991 г. стр. 220.

13. Электронное письмо Л. Шимовой М. Цыбульскому. 27.07.2012 г.

Раздел сайта: