Цыбульский Марк: Владимир Высоцкий на Западной Украине

Печатается с разрешения автора

В Интернете статья публикуется впервые – 8.05.2003 г. (дополнена 29.08.2007 г.), первоначальный вариант статьи опубликован в газете "Русский вестник", Львов, Украина, июль 2001 г., № 7 (34), стр. 7

Оригинал статьи находится по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2003/Vysotsky_na_ZapUkraine/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2003-2007)

Владимир Высоцкий

на Западной Украине

О том, что Владимир Высоцкий посетил на своём веку десятки городов и стран, известно сегодня каждому, кто интересуется его биографией. Надо, однако, заметить, что в сознании широкого читателя прочно засело мнение, будто путешествовать он начал уже в зрелом возрасте, в основном, после знакомства с Мариной Влади.

Такая точка зрения верна лишь отчасти. Благодаря Влади, у Высоцкого появилась возможность посмотреть мир, и возможность эту он использовал в полной мере. Что же касается поездок по родной стране, то для Высоцкого они начались очень давно. Ещё школьником побывал он в Баку и Сочи, Адлере и Хосте, городе Покрове Владимирской области и станице Бескорбной Краснодарского края...

Несколько раз, начиная с 1950 года, школьник Володя Высоцкий проводил каникулы на Западной Украине. О том, где именно он был и сколько раз приезжал, существует два несколько противоречащих друг другу свидетельства.

Вдова Алексея Высоцкого, дяди поэта, А. Высоцкая, жившая после войны с мужем на Западной Украине, вспоминала: "Три раза летом он отдыхал у нас. Вначале – в Гайсине, а потом – в Мукачево".*1

Несколько иначе пишет о том времени журналист М. Дочинец, автор публикации "Украинские следы Высоцкого", опубликованной в журнале "Соцiалiстична культура".*2 У этой публикации, кстати, неудачная судьба. Единственная в своём роде, подробно рассказывающая о детских годах будущего поэта, о его первых поездках по стране, она вовсе не известна читательским массам и даже многим высоцковедам. Причина в том, что написана статья по-украински. До сих пор никто (в том числе и московский музей Высоцкого, даже не заинтересовавшийся этой публикацией) не взял на себя труд перевести её на русский язык. Для анализа же темы, вынесенной в заголовок этой статьи, публикация Дочинца попросту необходима.

"Владимир был в Мукачеве пять раз, – писал украинский журналист. – Тут проводил летние каникулы, когда был школьником, останавливался, когда юношей путешествовал по Закарпатью, пробовал голос перед компанией местных подростков". И далее: "Начиная с 1951 года, Володя приезжал в Мукачево каждое лето до 1956-го, когда дядя Лёша переехал с семьёй в Москву...".

М. Дочинец провёл немалую работу по розыску тех, кто общался с Высоцким в те годы. "Был он страшным непоседой, – рассказывал Ш. Ергалкин. – Подвижный, как ртуть. Достаточно было взглянуть на него, чтобы понять: что-то натворит. И вместе с тем Володя был таким доверчивым, открытым, непосредственным, что его проделки ему часто прощались. Помню, однажды зацепил он на улице женщину велосипедом и, не извинившись, поехал дальше. Я ухватил его за ухо, начал стыдить. А он усмехнулся и говорит: "Дядя Шандор, зачем вам на меня нервы тратить? Я расскажу дяде Лёше, пусть он разбирается, – я же его племянник". По натуре Володя был заводилой, всегда верховодил мальчишками на улице".

Вспоминает М. Чейпеш, подруга Высоцкого по детским играм: "Володя внёс в нашу компанию неудержимое веселье, новые игры, которые он придумывал без конца. Эмоции буквально выплескивались из него. Как сейчас вижу его: загорелый, в застиранных штанах, идёт он по мосту и хрипловато поёт: "Рыжий папа, рыжа мама, рыжий я, рыжа вся наша семья". – "Володя, не шуми так, люди оглядываются", – дёргаю я его за руку, а он ещё громче поёт.

Мои родители держали двух коз, и дети дяди Лёши ходили к нам пить молоко. А мы с братом часто капризничали, пили через силу и часто просили Володю выпить наши порции, что он охотно и делал. Ещё и смешил нас при этом. Был он сильным парнишкой, но не помню, чтобы он кого-нибудь оскорбил или ударил. Дети буквально липли к нему, охотно слушались и легко поддавались на его весёлые авантюры.

Таким и запомнился: радостный, дружелюбный русский мальчишка в застиранных штанах. Мы, дети, тогда русского языка не знали, он дал нам первые уроки".

И ещё одно воспоминание о Володе Высоцком. Оно принадлежит его двоюродной сестре, дочери А. Высоцкого Ирене: "Моим родителям запомнился один случай, своеобразный актёрский дебют Володи. Лето 1951 года. Взрослые куда-то ушли, а, вернувшись, застали такую картину. Полная комната детей. Окна зашторены. Горят только несколько слабеньких лампочек. Музыка. В центре комнаты Володя даёт импровизированный спектакль: танцы, пародийные номера. И зрители, и актёр были настолько захвачены происходящим, что не сразу заметили появление "не приглашённых" на концерт".

Следующий визит Высоцкого на Западную Украину был связан с событием весьма приятным: он получил довольно крупную роль монтажника Софрона в кинофильме "Карьера Димы Горина". Это была вторая роль Высоцкого в кино. Впрочем, можно назвать её и первой, ибо в вышедшей в 1959 г. кинокартине "Сверстницы" роль Высоцкого состояла из двух слов: "Сундук и корыто!" Как говорится, не развернёшься...

Вспоминает один из режиссёров картины Л. Мирский: "Натуру мы снимали в Карпатах, между Ужгородом и Львовом, в местечке Сколе... В фильме был эпизод: у ребят кончились продукты, и вот Дима Горин едет за ними в бригаду девушек. По сценарию машину должен был вести посторонний шофёр. Володя настоял на том, чтобы эту эпизодическую роль переписали на него. И вот один из лучших эпизодов ленты: герой Высоцкого, его звали Софрон, в кабине с девушкой, которую играла Т. Конюхова, и в которую влюблён Дима Горин. Сам Горин в кузове. Он зол, ревниво поглядывает, как любимая девушка мило беседует с другим. Сцена получилась очень живая. Настоящая...".*3

Помнил эту сцену и сам Высоцкий: "Был такой эпизод на второй день моей съёмочной жизни: я должен был приставать в машине к Тане Конюховой. А я был тогда молодой, ещё скромный. Но это не значит, что я сейчас... Я тоже сейчас скромный очень. Это я к тому, что я раньше тоже был скромным... Я долго отнекивался, наконец, согласился. И это было очень приятно".*4

"А когда я её пытался обнять, это всё видел в маленькое окошко Дима Горин. И когда машина остановилась, он... должен был бить меня в челюсть... Эту сцену мы снимали девять дублей, потому что шёл дождь, и всё время у оператора был брак. И даже Демьяненко – он играл Горина – подошёл ко мне и говорит: "Володя, ну что делать? Ну, надо! Ну, давай я хоть тебя для симметрии по другой половине, что ли, буду бить".*5

"Володя был активен, и он всё время предлагал что-то сделать, ребятам подкидывал фразы остроумные, – рассказывала Т. Конюхова. – Он привнёс такую изюминку в эту маленькую рольку и, в общем, укрупнил её. Я так думаю, что они и пошли от этой его индивидуальности, и посадили его со мной в машину, и заставили его хватать меня и целовать...

– М. Ц.), жуткая, грязная. Ужасно! Там в грязи все приходили, на плиточках грели воду, с кипятильниками. Воды нет горячей, ничего нет...".*6

Мало кто знает, что на съёмки фильма Высоцкий попал во многом благодаря счастливому стечению обстоятельств. Рассказывает народный артист России, актёр Тульского академического театра драмы Н. Казаков:

"Высоцкого поначалу в этот фильм сниматься не утвердили. И в картине, если смотреть её сначала, роль Владимира играет Лев Борисов, брат Олега Борисова. Потом в силу ряда обстоятельств этот артист был отправлен в Москву. И вот тогда возник Владимир Высоцкий...

ролики висят, а то – всё дублеры, да дублеры. (А опоры эти высотой 42 метра, да ещё в горах стоят). И пообещали заплатить нам тогда по 40 рублей. Дали нам монтажные пояса, и мы полезли... Я помню, осилил метров семь. Как глянул вниз, – так и остановился. А на самый верх забрались лишь артист и спортсмен Алексей Ванин и Высоцкий".*7

О последнем приезде Высоцкого в Мукачево упоминает М. Дочинец в цитированной выше статье. По его словам, "двадцать пять лет тому назад <Высоцкий> приезжал в Мукачево с дядей, тётей и жёнами композитора С. Прокофьева и журналиста-международника А. Каверзнева. Они заночевали у Ергалкиных по дороге в Прикарпатье".

Статья опубликована в 1988 году. Отбросив 25 лет, получаем 1963-й год. Ни цели, ни какие-нибудь детали той поездки специалистам до сих пор не известны.

В самый последний раз Высоцкий приезжал на Западную Украину в августе 1974 г., когда снимался в совместном советско-югославском фильме "Окованные шофёры" (в советском прокате фильм шёл под названием "Единственная дорога"). О той работе Высоцкого рассказывает Г. Юхтин, также снимавшийся в фильме: ""Дорога" – конъюнктурная постановка югославского режиссёра Влада Поповича (так в тексте; на самом деле фамилия режиссёра фильма – Павлович, – М. Ц.), искавшего выгодных связей с "Таганкой". Дело в том, что часть съёмок фильма должна была проводиться в Югославии, и режиссёр хотел использовать международный престиж "Таганки" и Высоцкого...

Сначала часть югославской натуры снималась в Закарпатье. Киногруппа базировалась в Ужгороде. Известные актёры Влад Дворжецкий, Виктор Павлов, Анатолий Кузнецов, Лев Дуров и другие уже сыграли часть сцен, а Высоцкий никак не появлялся. Он приехал буквально на несколько часов. Со всеми поздоровался, с кем – за руку, с кем – расцеловался. Посетовал на жуткую занятость. Здесь же на съёмочной площадке переоделся, обсуждая с режиссёром порядок работы... Сам развёл мизансцену, отрепетировал действие. Поповичу оставалось лишь поблагодарить актёра. Оперативно закончив съёмку, не умывшись как следует, перекусил предложенное, выпить отказался. Высоцкий ещё хотел купить в Ужгороде какой-нибудь подарок для Марины...".*8

Львовская исследовательница творчества Высоцкого Е. Ромашкина, которую я познакомил с черновым вариантом этой статьи, написала мне: "Сколе, где снимался фильм "Карьера Димы Горина", – районный центр Львовской области. На электричке путь от Львова занимает около полутора часов. Добираться туда ближе и проще именно из Львова, а не из Ужгорода. Я думаю, что съёмочная группа прибыла из Москвы поездом во Львов, а оттуда уже поехала в Сколе. К тому же и поездов из Москвы гораздо больше до Львова, чем до Ужгорода".

Через много лет после последней поездки Высоцкого в Мукачево, в 1979 году, известный украинский режиссёр Лесь Танюк, работавший в те годы в Москве, предложил ему участвовать в постановке спектакля "Махагония" по Б. Брехту. С самого начала Высоцкий активно включился в работу, причём, размышлял не только над песнями к спектаклю, о чём просил его режиссёр, но и вместе с Л. Танюком думал о мизансценах.

После смерти Высоцкого Танюк по памяти записал в своём дневнике разговоры с Высоцким о пьесе.

"Слушай, а что если не голый пустырь и не свалка? – спросил он уже во время первого нашего разговора. – Эти целинные вагончики всем надоели. Даже если Боровский (художник театра на Таганке, – М. Ц.) собьёт их из настоящей вагонки. Так вот: что если не помойная яма, а – старинный замок? Как в Мукачеве?

... Я туда пацаном ездил. К родичам. Отдыхали на Латорице. Красотища – не нарисуешь! Замок на горе, в небесах, выше – один Бог"".*9

По разным причинам постановка не состоялась, а жаль – и не только того, что оказались ненаписанными несколько песен, но и того, что остались нереализованными режиссёрские задумки Высоцкого, которые, как оказались, были рождены впечатлениями его детства.

Примечания

1. Цит. по книге "Живая жизнь", Москва, 1988 г., стр. 27.

2. Журнал "Соцiалiстична культура", Киев, 1988 г., № 7, стр. 12-13.

"Вечерняя Москва", 23.01.1988 г., стр. 3.

4. Цит. по фонограмме выступления: Усть-Каменогорск, Центральный дом культуры, 14.10.1970 г.

5. Цит. по фонограмме выступления: Усть-Каменогорск, строительно-дорожный институт, октябрь 1970 г.

6. Из интервью, помещённого в Интернете на Официальном сайте Фонда В. С. Высоцкого – по материалам ГКЦМ В. С. Высоцкого.

"Горизонт", Тула, 1998 г., специальный выпуск № 2, стр. 9-10.

"Вагант", Москва, 1993 г., №№ 2-3, стр. 5-6.

9. Танюк Л. "Лiнiя життя", Харьков, 2004 г., в 2-х томах, т. 2, стр. 479-480.

Раздел сайта: