Цыбульский Марк: Высоцкий в Сибири. Новые подробности

Печатается с разрешения автора

В Интернете статья публикуется впервые – 19.07.2005 г. (дополнена 9.01.2008 г.), сокращённый вариант статьи опубликован в газете "Огни Енисея", Красноярск, 9.07.2005 г., № 51, стр. 5, и 13.07.2005 г., № 52, стр. 6.

Оригинал статьи находится по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2005/Vysotsky_v_Sibiri_2/text.html

Марк Цыбульский (США)

(Copyright © 2005-2008)

Высоцкий в Сибири.

Новые подробности

Кто ищет, тот находит. А тот, кто ищет усердно, находит много. Это факт жизни и факт литературоведения, в том числе, той его области, которой уже более двадцати лет занимаюсь я, – исследования жизни и творчества Владимира Семёновича Высоцкого.

Менее года прошло с момента выхода моей книги "Жизнь и путешествия В. Высоцкого" ("Феникс", Ростов-на-Дону, 2004 г.), куда был включён самый полный на тот момент вариант главы "Высоцкий в Сибири". Ещё меньше – всего пять месяцев – прошло после перепечатки большого фрагмента этой главы в красноярской газете "КоМок" (№3, 24-30.01.2005 г.). Казалось бы, всё изучено, всё исследовано, откуда быть новым данным? Ответ простой: надо искать. Сегодня мы должны снова вернуться к теме пребывания Высоцкого в Сибири, ибо накопилась новая информация. На этот раз рассказ пойдёт, в основном, о пребывании Высоцкого в Дивногорске во время съёмок кинофильма "Хозяин тайги".

Натурные съёмки, как известно, проходили в Красноярском крае: сначала в селе Выезжий Лог Манского района, а затем в посёлке сплавщиков Усть-Мана. Помимо съёмок были и концерты киноактёров для местных жителей. Разумеется, Высоцкий был популярнее всех. "Слух о Высоцком разнёсся по всем леспромхозам, и в Выезжий Лог стали собираться люди из посёлков, расположенных от нас за десять-пятнадцать километров", – вспоминал позднее консультант фильма В. Шестерня.*1 А на концерт в Усть-Мане "приехали сплавщики с других участков за 70 километров", – рассказывала присутствовавшая на выступлении К. Родионова.*2

Эти воспоминания, опубликованные в российских газетах, я процитировал в своей книге. Здесь всё ясно, никаких вопросов нет. А вот информация о концертах в Дивногорске противоречивая, причём обнаружилась она лишь в самое последнее время, поэтому в книге тема пребывания Высоцкого в этом городе практически не разбиралась.

Начнём с основного вопроса: сколько концертов дал Высоцкий в Дивногорске? Ответ, казалось бы, содержится в словах Ю. Кулаковой – одного из организаторов выступлений Высоцкого в городе и автора заметки "Владимир Высоцкий в Дивногорске": "Высоцкий дал два концерта для одной смены строителей и столько же – для второй".*3

Заметка звучит очень убедительно, автор рассказывает много подробностей. Например, о том, что в этот день на сцене нового Дворца культуры должен был выступать гастролировавший театр из города Ровно; о том, что начальник стройки А. Бочкин попросту приказал отдать сцену Высоцкому; о том, что на первом концерте Высоцкого зал не смог вместить всех желающих, и люди стояли на улице у дверей и окон зала, которые были открыты по причине сильной жары...

работавшей в те годы в отделе культуры горисполкома. Разумеется, я позвонил Анастасии Андреевне, и вот, что она мне рассказала:

"Выступление Высоцкого организовывал наш горком партии и комсомольские комитеты основных сооружений Красноярской ГЭС. Мне позвонили из горкома партии, сказали, что приезжает Высоцкий, и попросили сделать так, чтоб на концерте был порядок, потому что народа ожидалось очень много.

И вот пока мы наводили порядок, все двери закрылись (это первое противоречие с воспоминаниями Ю. Кулаковой, писавшей, что двери были открыты настежь! – М. Ц.), и я даже не была в зале, не смогла попасть на концерт. На улицу была проведена радиотрансляция, так что стоящие снаружи могли его слышать. Народу было на улице тоже очень много. Кто тащил с собой стулья, кто табуретки... Ну и зал, конечно же, был переполненный. Я настолько была расстроена, потому что для меня это был любимый артист и певец... Потом я расспрашивала о том, как проходил концерт, у знакомых учителей. Пел он много, пел столько, сколько просили.

Когда закончился концерт, он сразу зашёл к директору ДК. Я там как раз сидела в кресле, очень расстроенная. Его уже торопили комсомольцы, говорили: "Вас ждёт автобус, отвезём Вас обратно на съёмки".

Высоцкий обратил на меня внимание и спросил: "И почему это молодая красивая женщина сидит такая расстроенная?" "Как же не расстроиться? Это же наш руководитель культуры в городе, и она не попала на Ваш концерт". Высоцкий тут же сразу вышел, минут через десять вернулся и подаёт мне открыточку, а на ней написано: "Побольше нам таких заведующих культурой. Норовите в министры. Высоцкий"".*4

А. Ощепкова уверенно говорит, что в Доме культуры у Высоцкого было только одно выступление (второе противоречие с данными Кулаковой, – М. Ц.) и кому, как не руководителю отдела культуры горисполкома знать, сколько выступлений было?! Значит, ставим точку? Нет, ещё рано.

"Есть дополнения по теме "Высоцкий в Сибири", но нет возможности пользоваться Интернетом. Напишите мне".

Разумеется, я написал, и через несколько месяцев из Сибири в Америку пришло письмо. Автор его, Олег Соболев, как сам он пишет, геолог по образованию и образу жизни (сродни геологу Максиму, персонажу Высоцкого из "Коротких встреч"). Его письмо имеет самое непосредственное отношение к пребыванию Высоцкого в Дивногорске в августе-сентябре 1968 г., поэтому приведу текст почти полностью:

"В 1968 году мне было десять лет. Моя мать работала главным бухгалтером и одновременно кассиром дивногорского Дома культуры "Энергетик". Как Вы сами понимаете, переговоры филармонии Дивногорска не могли обойтись без её участия, поэтому мне доподлинно известно, что Высоцкий дал три официальных концерта в ДК "Энергетик". (В Дивногорске филармонии не было, поэтому, видимо, речь идёт о краевой Красноярской филармонии, – М. Ц.)

Более того, в конце завершения съёмок "Хозяина тайги" Высоцкий приезжал к нам домой с благодарностью, коробкой конфет и бутылкой коньяка, которую они с моим отцом благополучно распили у нас на кухне.

Причина благодарности была в следующем: оказалось, что моя мама, Ольга Андреевна Соболева, будучи ещё и распределителем билетов, распространяла билеты не только на эти три официальные концерта, за которые он получил гроши, но и на три "подпольных", которые, естественно, проскочили мимо кассы.

Во-первых, был стихийно возникший концерт перед старшеклассниками школы № 4 в помещении школы. Мой старший брат Андрей принёс с этого вечера полную магнитофонную запись, которая долго находилась у нас дома. К сожалению, пока я служил в армии, её выкинули, когда наводили порядок в доме. Существуют ли копии этой записи, мне не известно, но думаю, что это маловероятно.

Во-вторых, Высоцкий обедал в кафе "Романтика" на Комсомольской улице. Небольшой ансамблик что-то играл, и Высоцкому тоже захотелось на сцену. После первой песни только глухой не смог бы понять, кто это. Кончилось это тем, что доедал свой обед он уже минут через сорок-пятьдесят".*5

Если информация О. Соболева точна, то это означает, что выступлений в Дивногорске – официальных и неофициальных – было больше, чем мы предполагали, и проходили они явно не в один день, ибо за двадцать четыре часа просто не могло произойти всего, о чём рассказал мне О. Соболев. Впрочем, как выяснил С. Ромашов, Высоцкий в Дивногорск не только приезжал, но и некоторое время жил там вместе с другими членами съёмочной группы – по адресу ул. Гидростроителей, дом 8. Киногруппа "Хозяина тайги" занимала все квартиры в первом подъезде этого дома. (Таким образом, выясняется ещё один дивногорский адрес Высоцкого!)

Продолжаем анализ собранной информации. Вот что рассказал Е. Махров, мастер стройгруппы ДК "Энергетик", в беседе с С. Ромашовым:

"В 1968 году я только закончил 8-й класс ДСШ № 4. Мне повезло – я присутствовал на двух концертах Владимира Высоцкого. Оба проходили в нашей школе. В ДК "Энергетик" был совсем другой концерт, я на него не попал. (Исключительно важное сообщение: уже второй очевидец повторяет, что в Доме культуры был только один концерт. При этом в качестве места двух других указывается городская школа № 4. Очень подходящее место для неофициальных выступлений, о которых пишет О. Соболев. – М. Ц.)

Один из концертов состоялся в актовом зале. Никакой рекламы или объявлений не было, пропускали на концерт только студентов-стройотрядовцев. Мы, тогда ещё пацаны, прознали про эти мероприятия и старались проникнуть в здание всеми способами: через окна и даже через чердак пытались. Может быть, это был и не концерт Высоцкого, а встреча с киногруппой фильма "Хозяин тайги". Высоцкий приехал не один, а с известным по фильмам "Пакет" и "Бумбараш" артистом Валерием Золотухиным – высокий, вальяжный такой господин, с шикарной тростью, одним словом – знаменитость. А Высоцкий выглядел своим парнем – одет даже не очень модно, в общении был прост и доступен всем. Кто был ещё – сейчас не вспомню. Зал школы был переполнен, духота страшная. Пел ли Высоцкий – даже не помню, но ощущение полного восторга сохранилось – живые киноартисты! Ещё один случай запомнился: там сидели три парня, одетые не по-стройотрядовски – в хороших костюмах и галстуках. Может, кто из дивногорских, а, может, кто из студентов переоделся – надоело, поди, всё время в форме находиться. Так вот, они попросили у Высоцкого автограф написать на галстуках. Помню, стоят они с протянутыми ладонями, а на ладонях – галстуки. Высоцкий на галстуках и расписался.

В другой раз студенты (а студенты – народ сообразительный!) додумались: открыли окна в переходе между корпусами и вынесли всю аппаратуру на козырёк над крыльцом – получилась такая "висящая" сцена, с которой и выступал Владимир Высоцкий. А весь дом напротив школы превратился в трибуну: во всех окнах, на балконах были люди.

Надо сказать, что все танцевальные вечера в тот год проходили здесь, во дворе нашей школы: каждый вечер здесь всё играло и гремело, а двор школы заполняли танцующие, и не только студенты. Зачинателем всего этого я считаю Высоцкого – он первый выступил на козырьке школы, и после него с этой площадки стали выступать агитбригады, пошли все эти танцевальные вечера. Это уже потом выстроили танцплощадку за гостиницей "Бирюса".

Студенты тогда на торце школы нарисовали красочное панно во всю стену. К сожалению, оно не сохранилось, закрасили во время очередного ремонта. А могли бы и сохранить".

"стихийным концертом в помещении школы". Сам он там не был, поэтому деталей может не знать. Есть свидетельство, что Высоцкий пел не только в школе, но и около неё и, похоже, это именно то самое вышеупомянутое "стихийное выступление".

Вспоминает житель Саяногорска И. Жуков:

"В 1968 году я работал художником-оформителем и руководил спортивными секциями, работал с молодежью. Когда в наш город приехали московские студенты, я познакомился с одной девчонкой, Леной звали. Жила она в четвёртой школе и тоже увлекалась спортивным ориентированием. Надо сказать, что позже мы встречались с Леной на республиканских соревнованиях – я за Край выступал, а она за Московскую область. Вот Лена однажды говорит мне: "Приходи к нам вечером, у нас будет Высоцкий". Надо сказать, что про Высоцкого я слыхал, песни его у походных костров пели:

"…Ведь это наши горы, они помогут нам!"

"…Порвали парус!.. Каюсь! Каюсь! Каюсь!..",

– но фанатом Высоцкого я никогда не был. Можно даже сказать, что отношение к его песням было у меня "неоднозначным". Тексты у меня как-то не соотносились с автором. Альпинистские песни мне нравились, я верил, что он действительно в горах был и силу скал испытал. Позже я оценил и "военный цикл" – здесь у него чувства выражены со всей определённостью, которая редко встречается у других поэтов. Здесь Высоцкого я могу сравнить лишь с Гамзатовым, с его "Журавлями". Лучше Высоцкого военную тему, пожалуй, никто не раскрыл.

Певцом же Высоцкого я вообще не считал: хрипит, сипит что-то... Вот Магомаев – совсем другое дело. Певцы должны обладать мощным, красивым голосом – только таким и можно позволять выходить на сцену. Но раз Лена приглашает…

И вот поздним вечером, уже было довольно темно, костёр на стадионе около школы. Все собрались вокруг. Мы с Леной как раз напротив Высоцкого, но моё внимание сосредотачивалось на подружке – возраст тогда ещё позволял. Я даже не запомнил, как был одет Высоцкий, какие песни пел. Вроде бы, всё знакомое, из фильма "Вертикаль", "антиалкогольные"… Запомнилась раскованность, простота общения. Но столичным актёром, тем более – знаменитостью я его не воспринимал".*6

Вернёмся, однако, к выступлениям Высоцкого в школе № 4. О них вспоминает бывший директор ДК "Энергетик" А. Коновалов в беседе с В. Пономарёвой и Н. Ромашовой:

"С концертами было так – тогда работали здесь московские студенческие строительные отряды. Идея встречи с Высоцким пошла от студентов. Когда они узнали, что здесь снимается "Хозяин тайги", что здесь Золотухин и Высоцкий, комиссар отряда МАИ сказал мне: "Давай, съездим на эту съёмку, встретимся с режиссёром, его помощниками, может быть, они помогут нам организовать встречу Высоцкого со стройотрядами и молодежью Дивногорска".

"О чём поёт Высоцкий?" и не с "чужого" ли голоса? Неблагоприятные отклики читателей публиковались. Выступления Высоцкого не только не поощрялись, но категорически запрещались. Задача у нас была сложной, но мы всё же решили поддержать инициативу студентов и поехали в посёлок Усть-Ману, где проходили съёмки фильма. Встретились с Золотухиным, с Высоцким, и обратились: "Владимир Семёнович! Окажите нам такую услугу – давайте устроим встречу со студентами и молодёжью Дивногорска".

И вот мы сидим в палатке с самим Высоцким. Владимир Семёнович нас сразу поправил: "Что вы всё время: "Владимир Семёнович, Владимир Семёнович"!.. Я такой же, как вы, простой русский парень. Так что давайте просто: Володя. Зовите меня Володя и всё". Очень доброжелательно встретил, и договорились быстро. Но он поставил перед нами два условия: 1) выступление не афишировать, 2) на концерте – никаких фотографов и магнитофонов, – чтобы потом лишних разговоров не возникало. Горком комсомола и горком партии понимали, конечно, что идеологически всё это сложно: в Москве Высоцкому нигде выступать, кроме Театра на Таганке, нельзя, а мы тут… Ну, да ладно, у нас здесь своя власть… А когда? Давайте, предлагает кто-то, перед Днём строителя. В том году День строителя приходился на 12 августа, в этот день все праздновать будут (у нас тогда одни строители были, время эксплуатационников ещё не пришло), весь город соберётся на стадионе. Высоцкий согласился на 8-е августа, но сказал, что раньше 10 вечера выступить не сможет, так как съёмочное время заканчивается в 9 часов.

Встреча держалась в страшном секрете, командир и комиссар отряда готовили сюрприз.

– вдруг что-то случилось. Вдруг режиссёр или ещё кто из начальства не отпустил. Решили ехать на Ману, встречать. Минут за 15 домчали до палаточного городка, который был недалеко от посёлка, немного выше по реке. А около 10 часов уже были в школе. Концерт всё идёт, ребята тянут время – они уже знали, что мы уехали за Высоцким, но секрета не выболтали.

И вот мы заходим со стороны столовой, командир первым, и объявляет: "Ребята, сейчас будет сюрприз, которого вы не ждёте, и о котором вы даже не думали. Сегодня у нас встреча с Владимиром Высоцким!". И тут появляется Высоцкий, неизменную свою гитару обеими руками поднимает над головой. Что тут началось! Крики "Ура!", аплодисменты. Думали, – потолок обвалится. Высоцкий успокоил зал и сказал: "На вопросы я отвечать не буду, на все вопросы ответят мои песни". И он начал петь – по своей программе и по заявкам. Студенты долго не отпускали его, и закончился концерт около 2-х часов ночи. Это было что-то невероятное. Это такой человек, такой парень!.. О нём надо не говорить, о нём надо петь – такая вот русская душа! А сперва посмотришь на него – вроде простой парень, вроде даже как и не городской, а деревенский, одет неброско.

Вот закончил он выступать, ребята обступили его, давай расспрашивать… Но он уклонился: "Давайте не будем. Вы знаете, что сейчас время у меня… В идеологическом отделе ЦК комсомола я не в почёте, так что потом у меня и так могут быть неприятности. И не только у меня, а и у режиссёра, который отпустил меня на эту встречу".

В организации выступления Высоцкого в ДК "Энергетик" А. Коновалов, хоть и был директором, участия не принимал. По его словам, "там все шло напрямую от горкома комсомола, от штаба Слёта ударников МАИ (слёт комсомольско-молодёжных бригад и строительных отрядов состоялся 25 августа, – М. Ц.). Такие слёты проходили ежегодно. Вот на закрытие сезона, очевидно, и пригласили Высоцкого. Было это в конце августа, т. к. 1-го сентября студенты должны быть уже в Москве. За концерты в ДК я не отвечал, это дело Ощепковой, нашего "министра культуры"".

Подведём предварительные итоги. С достоверностью известно о трёх концертах Высоцкого – один раз в ДК "Энергетик" и два раза в школе № 4, причём известна даже дата первого выступления – 8 августа 1968 г. Внесём в актив и подтверждённую разными источниками информацию о неофициальных выступлениях – вечером во дворе школы и на сцене кафе "Романтик". Пел ли Высоцкий в других местах?

– начальник 3-го участка на строительстве плотины, который сам делал фонограмму:

"Это было в то время, когда Высоцкий снимался в "Хозяине тайги". В перерывах между съёмками он приехал в Дивногорск. Мы жили в одном доме с заместителем начальника "Красноярскгэсстроя" Фёдором Арсентьевичем Вологдиным. Жили мы на улице Комсомольской в доме номер девять. Однажды Вологдин мне звонит и говорит: "Приходи, у меня Высоцкий". Я взял магнитофон и пришёл.

"Энергетик". Была у меня одна фотография, где сняты были все – он, Вологдин, жена моя. Её у меня украли. Вот плёнка сохранилась, но ведь столько лет прошло, она "осыпалась". На той кассете была песня одна, которую я нигде больше потом не слышал, но я текст уже не помню".*7

И ещё об одном неизвестном выступлении Высоцкого есть теперь информация, найденная всё тем же неутомимым энтузиастом С. Ромашовым. Он разыскал художника В. Фёдорова, который рассказал следующее:

"В те далёкие времена я жил в Красноярске и учился в Художественном училище. Летом 1968 года мы с товарищем писали этюды на манских порогах. Закончив работы, срубили плот и поплыли вниз по Мане. А надо сказать, что нас предупредили о необходимости иметь при себе паспорт и другие документы при посещении этого района – вроде как, где-то зэки сбежали и возможны всякие проверки. Подплываем мы к Выезжему Логу, смотрим – на берегу толпа: руками машут, кричат: "Давай сюда, причаливай!" И милиционер среди них присутствует, тоже сигналит. Ну, мы гребями заработали, давай причаливать и документы готовить. Смотрим, а милиционер-то вроде и не милиционер, а известный артист Валерий Золотухин. Подходит: "Кто такие?" – "Художники из Красноярска, – отвечаем. – А вы кто такие?". А мы, говорят, "Мосфильм", кино здесь снимаем. Давайте, мол, в гости. Обычно мы в деревнях не останавливались: мало ли что, ребятишки плот угонят, но перед приглашением столичных гостей не устояли – сняли греби, рюкзаки на плечо, и следом. Дом на самом берегу – обычная деревенская изба – пустая и просторная. Вдоль стен лавки, на стене полки. Вся уставленная кринками – с молоком и пустыми. "Вот как хорошо живёте, молока полно у вас!" – говорю (это уж потом я узнал, что это Золотухин тренируется: подойдет к полке и кринку молока хряпнет – надо ему всю полную кринку без передышки в кадре выпить, а посудина-то не маленькая!) Потом появился такой шустрый, небольшого роста, парень: "Здравствуйте! Кто такие?" – "Художники местные", – отвечаем. – "Художники?! А ну покажите!.." У меня были этюды на картонках небольшого размера, и я их разложил прямо на полу.

В то время фамилия Высоцкого уже была на слуху по магнитофонным записям, а так, в лицо, его мало кто знал. Парень осмотрел работы и сразу: "А вот этот – можно мне?.." Этюд манского порога был одним из самых удачных, немного даже жалко стало. Но, раз такой случай (я уже догадался, что это и есть тот самый Высоцкий), – "Ладно, – говорю, – забирай! Подписать бы надо, да, вот, нечем подписать…" Высоцкий тут подаёт мне вот этот самый карандаш – только тогда он совсем новым был: "А вот и карандаш!" Я и подписал: "Владимиру Высоцкому от Владимира Фёдорова". Отдаю ему этюд, подаю карандаш, а Высоцкий говорит: "Карандаш оставь себе – на память". Вот, думаю, повезло: хороший цанговый карандаш, да от самого Высоцкого. С этим карандашом я училище закончил, да ещё сколько работал, пока не поломал. После ремонта он выглядит немного иначе, но я им уже не работаю, храню как сувенир. Вот только в Москву, в музей Высоцкого, никак не соберусь посмотреть на свой этюд – сохранился ли?

В тот вечер мы устроились прямо на полу, на спальниках, а Высоцкий взял гитару и давай петь. Окна у нас были открыты, а за окнами народ толпится, вся деревня собралась. Только часам к двум ночи угомонились. Зрители в долгу не оставались, и периодически в окне появлялась авоська с двумя-тремя "огнетушителями" – большие такие тёмные бутылки с вермутом или чем-то вроде этого – на дне бутылок чёрный осадок в два пальца! Что уж пел – сейчас и не припомню. Вот только "Рудники мои серебряные, золотые мои россыпи" запомнилась, да и то потому, что сам на прииске вырос. (Единственное уточнение: в песне Высоцкого, конечно, не "рудники", а "родники", – М. Ц.)

– никого! И на улице ни души, все разошлись куда-то, даже попрощаться не с кем. Собрались, отчалили… Заплыли за мост, за поворот – смотрим, а там все на брёвнах: бегают, кричат, кино снимают. Увидели нас: "Эге-гей!", – и руками замахали. Но течение там стремительное, не пристанешь, только и помахали руками в ответ.

А легенду о посещении Высоцким наших художественных мастерских я должен разрушить: художественные мастерские переехали в Старый Скит только в 1973 году".

Ещё два концерта Высоцкого состоялись в Доме культуры посёлка Мина Партизанского района, расположенном в 25 километрах от Выезжего Лога (информация С. Ромашова).

Цыбульский Марк: Высоцкий в Сибири. Новые подробности

Автошарж Высоцкого и его шарж на Вадима Елина. Опубл. в газ. ''КоМок'', Красноярск, № 42, 23.10.1997 г., стр. 9

– несколько слов о контактах Высоцкого с красноярскими художниками В. Балдиным, В. Елиным и Т. Ряннелем. В принципе, о самом факте их знакомства известно давно. Воспоминания ныне покойного В. Балдина и его карандашный набросок Высоцкого опубликованы ещё 20 июля 1989 г. в газете "Красноярский комсомолец". Другой художник, В. Елин, очень подробно рассказал о своих встречах с Высоцким на страницах другой красноярской газеты – "КоМок" (№ 42 от 23.10.1997 г.) Там же опубликованы некоторые фотографии Высоцкого сделанные Елиным и его карандашные портреты, сделанные в дивногорской гостинице "Бирюса". Так что тема не новая, но лично меня всегда интересовал один вопрос – правда ли, что Высоцкий пел 5-6 часов подряд в мастерской художника Т. Ряннеля, как писал об этом В. Балдин?

Цыбульский Марк: Высоцкий в Сибири. Новые подробности

Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий и Тойво Ряннель в мастерской Т. Ряннеля. Красноярск, 28 августа 1968 г.

"Встречу у меня в мастерской организовал Вадим Елин. Он был на Мане, где Высоцкий и Золотухин снимались у Назарова в "Хозяине тайги". В мастерской мы собрались все рисовать, но я понял, что рисунок, набросок – это будет не то. Это не то, что я, пейзажист, делаю. Я слушал его песни, а Вадим (Балдин, – М. Ц.) рисовал. Рисунок у него сохранился, и сам Владимир Семёнович подписался: "Это я".

Спрашиваю про фонограмму. "Эти записи не сохранились, – отвечает Т. Ряннель, – но я помню, что он исполнил у нас десять песен. (Так что не было нескольких бобин с записями, как иногда это утверждается в литературе! – М. Ц.) Я помню, как он их исполнял. Потом, на его пластинках-гигантах я слышал эти песни, но там они уже исполнены по-другому. Скажем, "Сон мне – жёлтые огни..." Я готов утверждать, что Высоцкий настолько многолик и велик, что каждый раз песня в его исполнении имела какие-то новые оттенки и краски".*8

"Он у Ряннеля провёл часа три-четыре. А потом мы его целый час провожали. Поехали в аэропорт, посадили в самолёт. Билеты у них уже на руках были. Лётчики, когда узнали, кто с ними летит, взяли их в кабину, и Высоцкий им всю дорогу пел".*9

Спрашиваю о количестве концертов в ДК "Энергетик". "Концертов было два, – уверенно отвечает В. Елин, – были полные залы на обоих".

Так сколько же было концертов в Доме культуры? Один (Ощепкова), два (Елин), три (Соболев) или четыре (Кулакова)? Интересная "история с арифметикой", правда?

А ведь ещё были выступления в Красноярске! Мне удалось побеседовать с актёром Русского драматического театра Таллина А. Захаровым, который в 1968 г. работал в красноярском театре имени Ленинского комсомола и встречался с Высоцким во время съёмок "Хозяина тайги".

"В личную жизнь я его не влезал, – сказал А. Захаров в ответ на мою просьбу поделиться воспоминаниями. – Встречались просто, как артисты с артистами. Это ж 1968-й год, его почти никто не знал. Он к нам в театр приходил, пел там. Были у него и выступления в городе. Там есть институт цветных металлов, институт медицинских препаратов... Его студенты приглашали, он там пел. Всё это он без денег делал, сам искал общение".*10

Высоцкого в Сибири. Любая информация будет принята с огромной благодарностью.*11

Примечания

1. Газ. "Красноярский комсомолец", 17.07.1990 г.

2. Газ. "Ленинская смена", Горький, 16.08.1986 г.

3. Цит. по газ. "Советское Приангарье", Дивногорск, 23.01.1988 г., стр. 4.

5. Цит. по тексту письма О. Соболева М. Цыбульскому, отправленного из Красноярска 24.05.2005 г.

6. Из беседы с С. Ромашовым.

7. Цит. по фонограмме беседы от 16.06.2005 г.

8. Цит. по фонограмме беседы от 18.06.2005 г.

10. Цит. по фонограмме беседы от 14.08.2005 г.

11. Адрес моей электронной почты – mtsibulsky@hotmail.com. Информацию можно также передать Станиславу Геннадьевичу Ромашову – divmich@rambler.ru.

Раздел сайта: