Цыбульский Марк, Ткаченко Вадим: Высоцкий в Сухуми

Печатается с разрешения автора, публикуется впервые - 24.01.2010 г. (дополнена 18.03.2016 г.)

Оригинал статьи расположен по адресу: http://v-vysotsky.com/statji/2010/Vysotsky_v_Suhumi/text.html

Марк Цыбульский (США)

Вадим Ткаченко (Украина)

(Copyright © 2010-2016)

Высоцкий в Сухуми

Цыбульский Марк, Ткаченко Вадим: Высоцкий в Сухуми

Сухуми, 1971 г. (второй слева – А. Назаренко, в центре – капитан т/х ''Грузия'' А. Гарагуля и Марина Влади, третий справа – В. Высоцкий). Фото из коллекции М. Цыбульского, (подарено А. Назаренко)

Владимир Высоцкий бывал в Сухуми так часто, что собрать информацию обо всех его визитах в этот город нет никакой возможности. Однако накопленной по данному вопросу информации уже достаточно, чтобы объединить её в небольшую статью.

Большинство приездов Высоцкого в Сухуми было связано с круизами на теплоходах "Аджария", "Грузия" и "Шота Руставели". Начиная с 1968 года, Высоцкий почти ежегодно бывал гостем капитанов Александра Назаренко и Анатолия Гарагули, чьи суда ходили по Крымско-Кавказской линии и регулярно заходили в Сухуми.

"Это было летом 1971 года. На теплоходе "Шота Руставели" пассажирским помощником у капитана Назаренко работал мой друг Володя Добродеев, – рассказывал нам Лев Левитас. – И вот однажды он мне звонит и говорит: "У нас тут одна дама на теплоходе. Ты бы не мог ей город показать?" Ну почему ж нет? Мы гостей любим.

Я приехал, захожу в каюту к Добродееву. Он при мне звонит по внутреннему телефону: "Мариночка, зайди, пожалуйста". Заходит женщина, стройная, интересная и кого-то очень напоминающая. Володя нас представил друг другу и говорит мне: "Марина очень любит хачапури, ты отведи её в кафе покушать".

Отвести – нет проблем, но я как-то понять не мог... Когда мы с Володей остались вдвоём, я его спрашиваю: "А меня-то ты зачем позвал? Больше некому её в кафе отвести?" А он смеётся: "Дурачок, это ж Марина Влади! Не узнал?" Я, когда это услышал, чуть не упал!

Ну, пришли мы в кофейню. Марина попросила хачапури, арбуз и 50 грамм коньяка. Сидим, ждём заказ. Марина говорит: "Сейчас вся компания придёт". И тут официантка заказ приносит. Узнала, кто перед ней – чуть поднос из рук не выронила. Маленький же город Сухуми – и вдруг Марина Влади собственной персоной!

Тут подошли Высоцкий, Добродеев, Назаренко, ещё кто-то. Мы сели, познакомились, начали заказывать. Высоцкий говорит: "Я пить ни капли не буду, я – "в завязке"".

Официантка тем временем всем рассказала, кто в кофейне сидит, собралась целая толпа. Съездили на рынок, навезли всего, даже гитару притащили. Высоцкий, однако, петь не стал, но зато много рассказывал. Всего не помню, конечно, но остался в памяти рассказ о съёмках фильма "Интервенция".

Потом все поехали на пляж, а вечером вернулись на корабль, где Высоцкий дал концерт для экипажа. Пел он довольно долго, около часа, а перед выступлением его фотографировали".*1

Аналогичный случай был и на будущий год. "Я был дружен с капитаном "Шота Руставели" А. Назаренко, – вспоминал Павел Гурджи. – Летом 1972 года он мне позвонил и сказал, что у него в гостях Владимир Высоцкий и Марина Влади.

Приблизительно к часу дня я подъехал, поднялся на борт. Назаренко познакомил меня с Высоцким. Ну, мы в Сухуми всегда гостей хорошо встречали. Мы назначили место встречи, а я заказал в кафе "Нарта" – это известное у нас место, там готовят блюда грузинской кухни, – стол человек на двадцать.

но запомнилось на всю жизнь".*2

Как выяснилось недавно, в Сухуми Высоцкий не только бывал проездом, но и выступал с концертами – и не только перед экипажами лайнеров. Рассказывает Эдуард Ломакин:

"Концерт был организован советом молодых учёных физико-технического института в 1972-м или 1973-м году. Ребята ездили в Гагры, где Высоцкий отдыхал, и пригласили его. Он согласился на выступление бесплатно. Правда, потом институтский местком взял инициативу в свои руки и организовал продажу билетов. Концерт проходил в ДК имени Горького в Синопе. Мне в то время Высоцкий не нравился, я поигрывал на гитаре Клячкина, Галича и др., поэтому и не пошёл на этот концерт. Но друзья-гитаристы ходили. Сцена была заставлена магнитофонами. Впервые услышали "Жирафа", "Утреннюю гимнастику", "Скажи, Серёга", "Як-истребитель", ну и многое другое. На другой день вся Агудзерская общага крутила Высоцкого".*3

Короткие воспоминания Э. Ломакина дополняет Александр Дёмин: "Я помню несколько посещений Высоцким Сухума на рубеже 60-70 гг. Но о концерте знаю только одном – в 1972 или 1973 году в Доме культуры Физико-технического института в Синопе. Вход туда был только для сотрудников этого института. А я им никогда не был. Увы...

Синоп – это восточный район Сухума. Там в советские времена находился "почтовый ящик" – Сухумский физико-технический институт, с послевоенных времен работавший по ядерным программам. Ну и, как водится, – Дом культуры имелся. Вот там и прошёл концерт Высоцкого".*4

Таким образом, мы столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, о факте концерта нам сообщили те, кто там не был. Во-вторых, неясно, в каком же всё-таки году состоялось это выступление.

Первая проблема разрешилась легко. Нам удалось пообщаться с Евгением Мелетой, который подтвердил, что в указанное время действительно работал в ФТИ в Сухуми, и на концерте Высоцкого он был.

"Ну что я могу сказать? Впечатление очень яркое. Было много песен, которых я до этого не слышал. Приём был грандиозный, зал был забит до отказа. К сожалению, ни фонограммы концерта, ни фотографий, сделанных во время него, у меня нет".*5

Теперь осталось выяснить год. С равной долей вероятности можно предположить, что выступление Высоцкого состоялось в 1972 или в 1973 году. Как вспоминал Э. Ломакин, организаторы концерта ездили за Высоцким туда, где он отдыхал. В Гаграх в 1972 году Высоцкий не отдыхал, а работал: тогда шли съёмки фильма "Плохой хороший человек".

А вот на отдыхе в тех местах, в Пицунде, Высоцкий был в 1973 году. Заметим, что Гагры и Пицунда находятся очень недалеко друг от друга. К тому же сам Э. Ломакин туда не ездил, и при рассказе с чужих слов, да ещё через столько лет, легко мог спутать два курортных городка.

Присутствовавший на концерте Юрий Басин уверенно называет 1972 год:

"Концерт был в институтском доме культуры в Синопе (это район города, где расположена часть нашего института). Насколько я помню, были только свои сотрудники, но, тем не менее, большой зал был полон. Довольно долго ждали приезда Высоцкого, не меньше часа. Не было уверенности, что он вообще приедет. Он снимался в фильме "Плохой хороший человек", съёмки были в Гаграх, несколько инициативных ребят поехали его уговаривать. Уговорили, хотя он был уставший после целого дня съёмок на жаре, и голодный. Но он с такими пустяками не считался.

Наши умельцы загромоздили всю сцену микрофонами, наставили усилителей и магнитофонов. Наконец кто-то сказал со сцены, что Высоцкий уже здесь. Все зааплодировали. Один из моих друзей, который был в это время за кулисами, рассказывал потом, что они наскоро приготовили Высоцкому поесть, но он только выпил стакан вина, кинул в рот что-то из закуски, взял гитару, и пошёл на сцену".*6

На наш вопрос Ю. Басин ответил, что у него самого фонограммы того выступления Высоцкого никогда не было, а у кого была – давно, увы, умерли. По его словам, здание клуба сгорело во время грузино-абхазской войны...

О том, что Высоцкий в 1972 году выступал в Сухуми, мы знаем со слов заслуженной артистки России Ирины Печерниковой:

"Однажды Володя сказал моему отцу: "Отдайте мне Вашу дочь на три дня, верну в цельности и сохранности". И потом мы поехали во Внуково. Я думала, мы едем кого-то встречать. Володя был странно говорливым. Мы вошли в аэропорт, а он всё говорил, говорил... Потом мы оказались в самолёте. А потом мы упали в воздушную яму, и тут я спросила его: "Володя, а куда мы летим?" Он начал очень смеяться и сказал: "А почему ты раньше не спросила?" А я ему сказала, что мне показалось, что мы сейчас разобьёмся, так мне бы хотелось знать, где...

Володя привёз меня в Гагры, в какой-то домик. Я продолжала не задавать вопросов. До сих пор не понимаю, почему... Мне Володя сказал: "Я еду на съёмку. Вот тут еда, тут вода. Только никуда отсюда не выходи". И этого я, естественно, не выполнила. Я пошла на море, но успела вернуться к его возвращению.

На следующий день мы с ним на машине поехали на съёмку, и я целый день смотрела, как снималась сцена дуэли для фильма "Плохой хороший человек". Потом я говорю: "Володя, я устала, я пойду домой". Он говорит: "Нет, потерпи ещё". И мы сели в машину и поехали в Сухуми. Я тогда в Сухуми никогда не была. И приехали мы в какой-то НИИ (выделено нами - авт.).

и пел, глядя на меня. Я сидела с пылающим лицом, просто как свёкла, но выбраться мне оттуда было невозможно. Потому что люди стояли стеной, и хода оттуда не было.

Я потом ему говорю: "Володя, надо же предупреждать о таком, я же могла сознание от такого потерять..." А он мне говорит: "Подожди ещё..." А он запомнил, что я расспрашивала его про капитана Гарагулю. Мне интересно было, почему Володя его так любит. И мы приехали на этот корабль, на "Грузию". И Володя снова пел, пел мою любимую песню "Корабли постоят...""*7

Был ли НИИ, который упомянула И. Печерникова, тем самым СФТИ, о котором шла речь выше? Долгое время мы этого не знали, но однажды нам повезло: в интернете была опубликована беседа с присутствовавшей на концерте Маргаритой Селивановой, отрывки из которой мы приводим здесь:

"Как мне помнится, это было осенью, погода стояла хорошая. Я тогда была сотрудницей Сухумского физико-технического института. Нас привезли на концерт на автобусе. Когда мы пришли в зал, народу было очень много, и люди приходили в течение всего концерта, зрители стояли во всех проходах. Выступление началось с небольшим опозданием, ждали Высоцкого. Выключили свет, потом дверь приоткрылась, и стало видно, что кто-то входит. Он вошёл в первую дверь, за ним вошла женщина в накинутой шали, она прошла и села в первом ряду, это была актриса Ирина Печерникова. Потом включили свет, на сцене стоял стул, а перед ним микрофон, все ждали с нетерпением выхода на сцену Высоцкого. Он вышел молодой, красивый, невысокого роста, на нем был кожаный пиджак, который он снял и повесил на стул. Он поприветствовал нас, сказал, что очень рад находиться в Абхазии.

Высоцкий сразу попросил, чтобы его не прерывали, и сказал, что не будет петь песни на бис. Наши товарищи в конце зала решили записать концерт. Заметив это, Высоцкий сказал, что он видит, что его собираются записывать, и попросил не прерывать, если у него что-то не получится. Все песни Высоцкий исполнял с надрывом, каждую песню зрители встречали и провожали аплодисментами.

Когда Высоцкий начал своё выступление, он рассказал о том, где он родился, где вырос, хотя многие уже знали об этом. Он сказал, что поёт военные песни, но сам не воевал, он объяснил, что поёт военные песни, потому что у него папа военный, и что ему близка эта тема. Высоцкий ещё сказал, что он не бард, что не хочет, чтоб его так называли. По ходу концерта у него очень часто рвались струны, с таким желанием и отдачей выступал Высоцкий. После концерта мне не хотелось уходить, хотелось, чтоб вечер продолжился".*8

Интересную информацию сообщил нам Евгений Савельев. "Официально Высоцкий в Сухуми никогда не выступал, а гитару в руки брал, когда отдыхал у друзей в доме отдыха "Литературной газеты" и доме отдыха Союза композиторов. Бывал он и на даче Евтушенко (ещё старой, не той, что сожгли во время войны с грузинами).

Старая дача Евтушенко находилась на том же месте, что и новая (её снесли при постройке). О посещении Высоцкого знаю от самого Евтушенко – я с ним знаком. Дача в Агудзерах находится в посёлке писателей, а Высоцкий, насколько я помню (то есть, как говорил Евтушенко), по приглашению какого-то армянского композитора жил в доме отдыха Союза композиторов в Сухуми в районе Синопа".*9

Интересно, что посёлок Агудзера упоминает и ещё один зритель концерта Высоцкого в Абхазии Расим Камлия:

"Тогда я работал в СФТИ и помню концерт, который состоялся в Агудзере. Он хотел высказаться, много общался с людьми. Он ходил даже на природу с молодыми нашими ребятами из института".*10

всё-таки в ДК им. Горького.

Вот то, что на сегодняшний день известно о приездах Высоцкого в Сухуми. Наши поиски продолжаются.

Примечания

1. Фонограмма беседы М. Цыбульского с Л. Левитасом 12.02.1997 г.

2. Фонограмма беседы М. Цыбульского с П. Гурджи 15.03.1997 г.

4. Электронное письмо А. Дёмина В. Ткаченко, декабрь 2009 г.

5. Фонограмма беседы М. Цыбульского с Е. Мелетой 18.12.2009 г.

6. См.: http: //yuri4z5lf.livejournal.com/900582.html

7. Фонограмма беседы М. Цыбульского с И. Печерниковой 27.12.2009 г.

9. Электронное письмо Е. Савельева В. Ткаченко, декабрь 2009 г.

10. Очевидец выступления Высоцкого: его уговорили выступить в СФТИ. Беседовал Бадрак Авидзба. Sputnik Абхазия, 25.07.2015 - http: //sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20150725/1015303559.html#ixzz42N585bfo

Раздел сайта: